Красноярская железная дорога - сердце Транссиба
Красноярск – один из старейших сибирских городов, центр удивительного и прекрасного края. В городе на Енисее существует множество достопримечательностей известных по всей стране и за рубежом: часовня Параскевы Пятницы и Коммунальный мост, изображенные на десятирублевой купюре, памятник «Царь-рыба» из произведения Виктора Петровича Астафьева, неповторимый заповедник «Столбы», Ботанический сад, музей-усадьба художника В. И. Сурикова… К местным красотам относится и новое здание железнодорожного вокзала, построенное сравнительно недавно – в 2004 году. А как появилась Красноярская железная дорога?
Из истории
История Красноярской железной дороги весьма увлекательна. Несмотря на то, что как отдельная единица она функционирует всего лишь с 1979 года, путь через город возник еще более ста лет назад – в конце девятнадцатого века. В 2017 году он отмечает свое 118-летие.
Красноярская железная дорога является центром Транссибирской магистрали, проходящей практически через всю страну. Сначала связь появилась лишь с Новосибирском (тогда он был Новониколаевском), поскольку в Красноярске еще только строился мост через Енисей, который соединял бы левый и правый берега. В 1899 году поезда стали ходить и до Иркутска.
К сожалению, до наших дней не сохранилось старинных фото Красноярской железной дороги, однако есть снимки строительства Транссиба – а это ведь практически одно и то же.
Данный путь именовался тогда Средне-Сибирским и пропускал не более шести поездов за день. Впрочем, уже в конце того же года его объединили с Западно-Сибирским путем. Пропускная способность увеличилась, а дорога получила название просто Сибирской.
В 1915 году из ее состава выделили несколько независимых дорог, в частности, Томскую (туда и относился нынешний Красноярский путь). Спустя почти двадцать лет из Томской железной дороги образовалась отдельная Восточно-Сибирская, из которой в 1936 году вышла Красноярская железная дорога.
Как же в 1936, если в начале статьи говорится о ее автономном существовании с 1979 года? Тем не менее все верно. Впервые функционировать отдельно она начала именно в тот период – и продержалась до 1961 года. За это время были построены участки, соединившие Новокузнецк и Абакан, Ачинск и Лесосибирск, появилась связь с Абазой. Но в 1961 году Красноярскую магистраль вновь включили в состав Восточно-Сибирской железной дороги – на 18 лет. Когда же, наконец, Красноярская железная дорога опять обрела самостоятельность, сразу и выросло количество грузов. Улучшилась и организация перевозок.
Нынче Красноярская железная дорога состоит из трех отделений – Красноярского, Ачинского и Абаканского, а ее начальником уже более десяти лет является Владимир Рейнгардт. С конца 2004 года функционирует новое здание вокзала, которое признано одним из лучших и удобных в Зауралье. Каждый год Красноярская железная дорога увеличивает показатели перевозок.
Технические характеристики
Красноярская железнодорожная магистраль насчитывает на своем пути 179 станций, больших и малых. Крупнейшей является Красноярск, сортировочной – Красноярск-Восточный в Березовском районе края. Она входит в число главных сортировочных станций страны. Интересно, что по ее принципу в дальнейшем были созданы другие сортировочные станции в России.
Протяженность всей Красноярской железной дороги более трех тысяч километров. На всем пути ее пролегания построено 17 тоннелей разной длины, тысяча с лишним мостов и виадуков, а количество ее сотрудников поражает своей цифрой – 28 тысяч 950 человек!
А что особенного?
Хоть Красноярская железная дорога и не входит в число крупнейших по протяженности, она достаточно уникальна в своем роде. Начать с того, что дорога называется красноярской, а проходит, помимо своего, еще аж через целых три российских региона – республику Хакасию, Иркутск и Кемерово! Схема Красноярской железной дороги выглядит как витиеватая россыпь ответвлений, проходящих через крошечные станции края и заглядывающих в соседние области.
Поскольку Красноярск лежит в самом центре страны, железная дорога этого региона соединяет Западно-Сибирскую магистраль с Восточно-Сибирской, охватывая территории с обширными лесными, металлургическими или энергетическими запасами. Красноярский край богат различными ресурсами, полезными ископаемыми, здесь производится достаточно большое количество разнообразной продукции, и весь груз поставляется именно по Красноярской железной дороге. По объемам перевозки она входит в число лидирующих.
В военное лихолетье
В тяжелые годы Великой Отечественной войны всем пришлось несладко. Красноярская железная дорога отпустила на фронт 16-18 тысяч своих сотрудников. Трудиться вместо них стали женщины. Вместе с оставшимися мужчинами они выполняли огромный объем работ – например, эвакуацию заводов и фабрик с запада. Неподъемные многотонные станки снимались с платформ вручную. Создавались мины и снаряды, а также специальные поезда – «Серго Орджоникидзе»: санитарные или танкоремонтные. Один такой паровоз стоит сегодня на привокзальной площади Красноярска.
Этим можно гордиться
Мало быть уже построенной сетью с отлаженным режимом работы. Даже на железной дороге всегда есть, куда развиваться. Так, например, с целью хозяйственного освоения богатых северных территорий Сибири планируется строительство Северо-Сибирской магистрали, которая пройдет через Лесосибирск – небольшой городок возле Красноярска.
Уже пять лет в Красноярске действует проект «Городская электричка» - лишняя возможность жителям удобно и без пробок добраться по своим делам. Он предусматривает не только движение электропоездов по Красноярску, но и ремонт пассажирских платформ. К Зимней универсиаде 2019 года планируется и строительство новых перронов, чтобы все желающие спокойно могли попасть на место Игр. А еще жители могут следить онлайн за прибытием электричек.
Вот чего нет на Красноярской железной дороге, так это прямого поезда до Санкт-Петербурга. Однако эта оплошность потихоньку ликвидируется – так, запущен детский поезд до Северной столицы. А для взрослых (ну, конечно, и для детей тоже) теперь существует туристический маршрут до Дивногорска – небольшого городка в 20 километрах от Красноярска. Интересен он тем, что останавливается в деревне Овсянка – родине великого писателя Виктора Петровича Астафьева. Сойдя на этой платформе, все желающие могут дойти до его дома-музея и побольше узнать о жизни и творчестве известного земляка.
Музей – это интересно!
Для всех, кому небезразлична Красноярская железная дорога, работает музей ее истории, где можно услышать различные факты, увидеть необычные экспонаты и эксклюзивные документы. Он функционирует с 1987 года. Есть там даже кабинет начальника станции девятнадцатого века! Всего в музее шесть залов. Он находится в центре города, недалеко от управления Красноярской железной дороги, по адресу: проспект Мира, 101.
Эта железная дорога по-своему уникальна, ее также можно считать достопримечательностью края, и уж красноярцы, как минимум, обязаны знать о ней чем больше, тем лучше!