Способы образования деепричастий: суффиксальный и приставочный

Способов образования деепричастий от глаголов два: с помощью суффиксов и приставок. У каждого способа свои правила и нюансы. Существует множество иллюстрирующих образование деепричастий таблиц (одну из них мы предлагаем в нашей статье), но перед как изучать их, нужно ясно понимать, что такое деепричастие, и какими признаками обладает эта часть речи.

Что такое деепричастие и деепричастный оборот?

Деепричастие – самостоятельная, образованная от глагола часть речи, которая объединяет в себе свойства наречия и глагола, обозначает в предложении добавочное действие, вызванное сказуемым и совершенное подлежащим. Связка деепричастия с зависимыми от него словами называется деепричастными оборотами.

Деепричастия и деепричастные обороты всегда обособляются на письме и отвечают на вопросы "что сделав?", "что делая?", в некоторых случаях к ним задаются свойственные наречиям вопросы "почему?", "как?", "когда?".

Например:

  • пробежав марафон (что сделав?);
  • перебирая ягоды (что делая?);
  • она смотрела, улыбаясь (как?).

Морфологические признаки

Деепричастия обладают такими морфологическими признаками глагола как переходность, вид и возвратность:

  • мыть (невозвратное, несовершенный вид) — моя;
  • помыть (невозвратное, совершенный вид) – помыв;
  • помыться (возвратное, совершенный вид) – помывшись.

Деепричастия распространяются так же, как и глаголы:

  • мыть руки – моя руки;
  • помыть яблоки – помыв яблоки;
  • помыться после пробежки – помывшись после пробежки.

Деепричастия имеют такие признаки наречия как неизменяемость по роду, спряжению, числу, лицу:

  • Он улыбался, читая книгу. Они улыбались, читая книгу. Она забыла об окружающем, читая книгу.

Синтаксические признаки

К синтаксическим признакам деепричастия относится его зависимость от глагола-сказуемого, а также роль в предложении. Как и наречия, большинство деепричастных оборотов и одиночных деепричастий являются обстоятельствами:

  • Обстоятельство времени. Гуляя по парку, она встретила знакомых.
  • Обстоятельство причины. Едва заболев, он сразу начал пить чай с медом.
  • Обстоятельство условия. Хорошо зная директора, можно решить любой производственный вопрос.
  • Обстоятельство уступки. Даже разозлившись, она не повысила голоса.
  • Образ действия. Он побежал, стремительно набирая скорость.

Образование деепричастий несовершенного вида

Существует три способа образования деепричастия от глаголов несовершенного вида.

С помощью суффиксов "" или "-ясь":

  • осознавать – осознавая;
  • разбивать – разбивая;
  • читают – читая;
  • старается – стараясь;
  • смеется – смеясь;
  • готовится – готовясь.

С помощью суффикса "":

  • кричат – крича;
  • плачут – плача;
  • держим – держа.

И более редкий способ образования деепричастий - суффиксами "-учи" и "-ючи":

  • быть – будучи;
  • идут – идучи;
  • ехать – едучи;
  • жалеют – жалеючи;
  • играет – играючи.

Не образуются деепричастия от следующих глаголов несовершенного вида:

  • с основой на буквы "к" и " - текут, бегут;
  • с основой, которая состоит лишь из согласных букв, - ткать, лить, жить, жать и прочие (деепричастие мчась от глагола мчаться – исключение);
  • с основой на буквы "ст", "с", "з", "х" в неопределенной форме и на шипящую букву в настоящем времени: пахать – пашут; мазать – мажут; хлестать – хлещут; писать – пишут;
  • с суффиксом "-ну": мерзнуть, выглянуть, тянуть, выплюнуть, высунуть;
  • от глаголов: драть, хотеть, петь, ехать, лезть.

Образование деепричастий совершенного вида

От глаголов совершенного вида самый распространённый способ образования деепричастий — суффиксальный.

С помощью суффикса "":

  • отпустил – опустив;
  • помыла – помыв;
  • покрасили – покрасив;
  • вернула – вернув.

С помощью суффиксов "-ши" и " –шись":

  • вытерла – вытерши;
  • принес – принесши;
  • подумали – подумавши;
  • истечь – истекши;
  • пронеслась – пронесшись.

С помощью суффиксов "-вши" и "-вшись":

  • улыбнулся – улыбнувшись;
  • умылась – умывшись;
  • засмеялись – засмеявшись;
  • возвратился – возвратившись.

Реже от глаголов первого спряжения с основами на согласные буквы способом образования деепричастий становятся суффиксы " –я" и "":

  • прочесть – прочтя,
  • отвезти - отвез – отвезя;
  • увести - увел – уведя;
  • кричат – крича.

Могут образовываться равноценные параллельные формы деепричастий от глаголов с суффиксами "-ере" и "-ну":

  • запереть - заперши/заперев;
  • высохли – высохши/высохнув,
  • озябнуть – озябши/озябнув.

Образование деепричастий с помощью приставок

Есть ряд глаголов, которые не могут образовывать деепричастия посредством суффиксов, в этом случае русский язык находит оригинальный способ образования деепричастий – приставочный.

И хотя приставки слегка меняют смысл глагола, но все равно позволяют создать из него полноценное, красивое деепричастие. Примеры:

  • гнить – подгнивая;
  • петь – распевая;
  • звать – зазывая/называя;
  • драть – раздирая;
  • ехать – поезжая;
  • бежать – забегая;
  • лезть – залезая.

Ошибки при образовании деепричастий

В письменных текстах и в устной речи встречаются неправомерные, неграмотные способы образования деепричастий, которые чаще всего вызваны некорректным использованием суффиксов с глаголами разного вида. Чтобы избежать подобных ошибок, достаточно определить вид глагола, задав к нему вопрос, и вспомнить, с помощью каких суффиксов образуются деепричастия с этим видом.

Вот пример неверного использования деепричастия в предложении:

  • Работав больше всех в течение года, он все равно совсем не продвинулся по службе.

От глагола "работать" (несовершенный вид) деепричастие не может образовываться суффиксом "", тут нужен суффикс "-я". То есть грамотная версия предложения выглядит так:

  • Работая больше всех в течение года, он все равно совсем не продвинулся по службе.

Другой пример:

  • Покрася забор, они пошли на речку искупаться и помыться.

Из глагола совершенного вида "покрасить" нельзя образовать деепричастие с суффиксом "-я", в данном случае приемлем только суффикс "":

Комментарии