Правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом в цистернах. Правила безопасности при перевозке опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации

Перевозка грузов по железным дорогам осуществляется по особым правилам. Данные нормативные документы разработаны на международном уровне, периодически претерпевают изменения и корректируются. Современные Правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом введены в 1996 году. Они действуют не только на территории России, но и в других странах СНГ. Документ обязаны соблюдать все работники дороги и лица, участвующие в отправлении и получении грузов.

Безопасность на железной дороге

Качество работы железнодорожного транспорта в России напрямую связано с развитием промышленности, торговли, хозяйственных отраслей. Железная дорога соединяет центральные регионы страны с самыми отдаленными уголками. Через нее поступают жизненно необходимые товары и продовольствие, крупные партии материалов для заводов и фабрик. Наконец, сотни тысяч людей совершают деловые поездки и путешествуют поездами. Потому так важно обеспечивать безопасность перевозок, не допустить возгораний на путях, в вагонах.

Особое внимание уделяется правилам безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. В данном случае необходимо соблюдать особые условия. К любому грузу должны прилагаться документы на перевозку, в которых указаны его разновидность и описание. Вид опасности устанавливается заранее. Грузу присваивается тот или иной номер, в соответствии с которым в дальнейшем ведется транспортировка.

Нормативные документы

Специальная документация с правилами перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом используется затем, чтобы не допустить аварий на путях и избежать человеческих жертв. Нормы и правила разрабатывались в течение долгого времени с учетом всех нюансов. Отдельным документом регламентированы особенности перевозки нефтебитума и транспортировка груза в совмещенном сообщении, где используется также водный транспорт.

Есть также правила, касающиеся пломбирования контейнеров, заполнения транспортных документов, рассмотрения претензий по проблемам с грузами и транспортом.

На деятельность по погрузке опасных грузов обязательно получать лицензию у Ространснадзора. Тема опасных грузов также затронута в специальных рекомендациях ООН.

Основная классификация

Существует особый тип грузов, которые могут стать причиной пожаров, загрязнения окружающей среды и прочих бедствий. Они называются опасными и нуждаются в определенных условиях транспортировки и хранения. Все виды опасных грузов распределены на девять классов. Точно определить вид опасности поможет специальная таблица в приложениях к Правилам перевозки опасных грузов по железным дорогам. Типология довольно сложная, имеет много подвидов и групп. Кроме того, каждому типу груза присваивается некий классификационный шифр.

Например, второй класс включает в себя три подкласса. Все это газы: ядовитые и нетоксичные, воспламеняющиеся. Их помещают в специальные контейнеры, так как есть большая угроза взрыва. Неохлажденные сжиженные газы транспортируют в переносных цистернах с неразборной конструкцией.

Вагоны-цистерны

Цистерны применяют не только для перевозки газов, но и для жидких грузов. Это могут быть и неопасные грузы: продукты питания (например, мука), материалы для строительства. Опасные перевозят в специализированных цистернах. Там есть возможность поддерживать определенную температуру, условия. Существуют вагоны-цистерны типа «сосуд», жидкость в которых все время находится под давлением. Могут также использоваться специально подготовленные отправителем контейнеры, если к ним прилагается сертификаты качества. Четкие требования к вагонам можно найти в Правилах перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом.

Работники дороги должны быть проинформированы о состоянии арматуры цистерны. Перемещение опасных грузов из контейнера в другой осуществляется на специально отведенной для этой операции территории. Некоторые грузы второго класса (неохлажденные) транспортируют в котле переносных вагонов-цистерн.

Правила перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом в цистернах

В обязательном порядке выполняется маркировка вагонов-цистерн. Если опасный груз был перемещен, а очистка цистерны после него еще не произведена, то указывается наименование: «порожний вагон-цистерна». А после него наносятся сведения о последнем грузе (его класс, подгруппа и добавочные характеристики). Цистерны с большой вместимостью могут являться составными частями вагон-батареи. Все элементы его крепко сцеплены. За цистернами с опасным грузом должны следовать вагоны прикрытия. Перед транспортированием проверяют работу температурных режимов, давления в контейнере. Стоит учитывать, что некоторые опасные вещества, относящиеся к разным типам, недопустимо перевозить вместе.

Другие разновидности

Легковоспламеняющиеся жидкости (сероуглерод и другие) помещают в специальные бочки, пробки которых расположены по направлению вверх. Этот груз имеет третий класс опасности, знак должен быть указан на вагоне. Твердые изделия, которые легко воспламеняются, причисляют к классу 4.1. Спички безопасные помещают в специальные фанерные ящики, а для изделий из целлулоида подойдет и потребительская тара.

Опасные грузы класса 5 могут также вызвать возгорания и пожар. Потому вагоны для них должны быть тщательно вычищены. Особо строгие требования предъявлены к перевозке веществ токсичных и ядовитых Правилами перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом. Их норм класса – 6.1.

К восьмому типу приписаны едкие вещества. В их числе ртуть, азотная кислота. Транспортировка осуществляется с сопровождением, в особой таре с пломбами. Упаковка должна быть тщательно обработана огнезащитным составом. Все прочие грузы, представляющие опасность, относят к классу 9.

Оформление документации

Перевозчик должен заранее позаботиться о выполнении всех условий транспортирования опасных грузов. Должна быть подготовлена накладная со списком всех перевозимых материалов и веществ. Если в их числе есть те, что представляют опасность, то обязательно сверять с перечнем в нормативном документе. Взрывоопасные товары, относящиеся к первому классу, заносятся в отдельный список, вместе со сведениями по их поставке. За полгода до этого берется разрешение у государственных структур на осуществление данного вида деятельности.

Кроме накладной оформляют аварийную карточку. В этом документе указывают свойства, правила перевозки опасных грузов жд транспортом и возможные действия по ликвидации аварии на транспорте. На счет-фактуре проставляют красный гриф, указывающий на опасность товара.

Маркировка специальными знаками

Об опасности перевозимого товара должны предупреждать специальные знаки. Маркировка ставится на вагоны и тару.

Стандартами регламентирован ее размер, шрифт и цвет – обязательно насыщенный и яркий. Обозначения являют собой указание на тип груза, например, для легковоспламеняемых газов он зеленого оттенка с черной надписью и картинкой. Для более опасных ядовитых газов выбран цвет, который будет отчетливо заметен на цистерне – белый. Класс опасности на знаках ставится в нижней части квадрата, угол которого может быть разным, в зависимости от уровня опасности.

Помимо этого используется специальная табличка с номером того же груза по классификации ООН. Туда же помещен цифровой код, являющий собой последовательность действий при экстренной ситуации. Цвет прямоугольника – оранжевый. В дополнение ко всем обозначениям дана аварийная карточка. Маркировка осуществляется перед отправкой, в процессе погрузки.

Возможные последствия

При несоблюдении условий транспортировки грузов, представляющих опасность, могут возникнуть негативные последствия разного рода. К наиболее тяжелым можно отнести взрывы, причиной которых становятся гибель и серьезные людей, повреждение техники. Огонь может перенестись на находящиеся вблизи здания. Попадание опасных веществ в окружающую среду приводит к загрязнению воздуха, становится причиной отравлений животных и человека. В результате могут возникнуть серьезные заболевания: дыхательных путей, кожных покровов, кровообращения и др.

Токсичные и инфекционные вещества шестого класса могут незаметно попасть на одежду человека, а через нее – на поверхность тела. В результате появляются симптомы головокружения, повышается температура, что при отсутствии срочного лечения приводит к смерти пострадавшего. Поэтому даже при обнаружении утечки таких веществ в вагоне меры по обработке должны быть сведены к минимуму, чтобы работник не соприкасался с поверхностью упаковки. Соблюдение правил перевозки опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации – это обязанность всех грузоперевозчиков.

Комментарии