Сцепление автомобиля
Рассматривая устройство транспортного средства, нельзя обходить стороной один из его важных элементов, а именно сцепление автомобиля. Основное предназначение данного механизма – это кратковременное отсоединение компонента трансмиссии от двигателя, а также гашение колебаний и снижение нагрузки на основные элементы трансмиссии при движении автомобиля.
Именно для того чтобы обеспечить плавное, безрывковое трогание транспортного средства, существует сцепление автомобиля. Обычно этот термин относится к элементу трансмиссии, компонент которого предназначен для отключения или подключения соединения между коробкой передач и двигателем.
На сегодняшний день различают следующие виды сцепления: фрикционное, гидавлическое и электромагнитное. В свою очередь, самый распространенный вид сцепления – фрикционный, можно условно разделить на три категории: многодисковое, двухдисковое и однодисковое однодисковое, сцепление.
Принцип работы сцепления автомобиля фрикционного вида заключается в передаче крутящего момента за счет силы трения. При гидравлическом типе сцепления связь между коробкой передач и двигателем осуществляется через поток жидкости, а в электромагнитном управление идет через магнитное поле.
Помимо вышеперечисленных категорий, сцепление автомобиля можно разделить на «мокрое» и «сухое». Свои названия эти виды получили благодаря используемому методу трения между дисками. Так, например, трение, которое происходит в жидкости, получило название – мокрое сцепление, а при сухом трении соответственно – сухое сцепление, которое на сегодняшний день получило большую популярность.
Далее рассмотрим устройство сцепления автомобиля. В его состав входят следующие элементы: картер сцепления, маховик, ведомый и нажимной диски, муфта, пружинная диафрагма, подшипник выключения сцепления, вилка.
В автомобилях, на которые установлены мощные двигатели, применяется двухдисковое сцепление, которое в свою очередь осуществляет передачу наибольшего крутящего момента при неизменяющемся размере. Такие результаты достигнуты за счет использования двух ведомых дисков, в промежутке которых установлена прокладка. Это позволяет получить четыре поверхности трения.
После нажатия на педаль, привод перемещает вилку, которая приводит в работу сцепленческий подшипник, оказывающий воздействие на диафрагменные лепестки пружины нажимного диска. Вследствие этого в сторону маховика прогибаются лепестки диафрагменной пружины, наружный край которых отходит в сторону, освобождая нажимной диск. После чего крутящий момент уже не передается к раздаточной коробке от двигателя.
Когда педаль сцепления отпущена, нажимной механизм приводит в движение ведомый диск, через который контактирует с механизмом маховика. К коробке передач подается крутящийся момент от двигателя за счет сил трения.
Для высоких нагрузок, сцепление автомобиля может быть изготовлено из высокопрочной керамики с высоким коэффициентом трения. Главный минус подобного сцепления – резкое «схватывание», вследствие чего оно не является пригодным для установки в бюджетных автомобилях.
В большинстве случаев отсутствует сцепление только в гидромеханических автоматических коробках передач и имеется в наличии только в роботизированных трансмиссиях. Здесь переключают передачи и выжимают сцепление электрические приводы. В кулачковых коробках, которые в основном используются в спортивных автомобилях, где только при рывке с места используется педаль сцепления, после чего переключение передач происходит в отсутствии педали.
В среднем, сцепление автомобиля гарантирует безотказную работу до 100 тысяч километров пробега, но существует немало случаев выхода из строя системы сцепления на более ранних сроках. Такие ситуации возникают при неправильном, а очень часто при легкомысленном использовании сцепления: резкие рывки с места, длительное нажатие педали сцепления на светофорах и т.п.