Музеи школьные (фото). Особенности деятельности школьных музеев
Музей - слово, произошедшее от лат. museum, что переводится не иначе как "храм". Это уникальное учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и демонстрацией образчиков, которые показывают как развивается природа, человеческий разум и творчество. Дети - самые желанные посетители музеев. Ведь именно в детстве, когда разум маленького человека жаждет познать весь и сразу окружающий мир, и стоит приобщать ребенка к культуре. Беспрецендентным феноменом российской культуры можно назвать создание школьных музеев, направленных именно на юных посетителей. Об этих организациях мы и поведем речь в статье.
Школьный музей: определение понятия
Музей школы - это разновидность музейных организаций учебных заведений, представленная самыми различными профилями. Данные учреждения можно отнести к ведомственным и общественным музеям, преследующим образовательные, учебно-воспитательные и познавательные цели. Управляются активом педагогов и учеников, полноценно входят в систему народного образования. Нередко куратором выступает профильный государственный музей.
Школьные музеи начались с межпредметных кабинетов, где хранился богатый фонд учебно-наглядных пособий, гербариев и прочих предметов, собранных силами учеников - биографий, историй, минералов, раритетных фотографий и предметов. Феномен достаточно быстро распространился в педагогической деятельности, став эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения.
Деятельность школьных музеев в России началась еще в XIX веке - тогда они создавались при дворянских гимназиях. Следующий этап их развития - двадцатые годы XX столетия, когда по СССР прошел бум создания краеведческих музеев - многие из них прижились при школах. Празднования юбилейных дат, связанных с историей Советского Союза в 50-е, 70-е годы, тоже привели к распространению такого рода музеев.
Школьные музеи создаются по инициативе учителей, выпускников школы, учеников и их родителей, шефов. Поиском, хранением, изучением и систематизацией экспозиции заняты здесь учащиеся. Вся собранная ими коллекция становится частью музейного фонда РФ.
Сегодня в нашей стране функционирует около 4800 школьных музеев, из которых:
- исторических - порядка 2000;
- военно-исторических - около 1400;
- краеведческих - 1000;
- других профилей - 300-400.
Цели работы музея при школе
Музеи школьного профиля преследуют в своей деятельности следующие цели:
- Содействие формированию навыков научно-исследовательской деятельности у школьников.
- Поддержка детского творчества.
- Формирование уважения к локальной и мировой культуре.
- Воспитание уважительного отношения к прошлому.
- Формирование чувства ответственности за сохранение исторических ценностей.
- Взращивание чувства гордости за историю своего Отечества.
- Появление у учащихся ощущения сопричастности к прошлому малой Родины, современной истории.
- Обеспечение взаимосвязи между школой и культурными учреждениями.
Задачи деятельности
Школьные музеи, фото которых вы увидите на продолжении всей статьи, стремятся решить следующие поставленные перед ними задачи:
- Воспитание должных патриотических настроений подрастающего поколения.
- Приобщение ребенка к истории семьи, края, страны, всего мира.
- Удовлетворение потребности школьников-исследователей в самостоятельном написании истории.
- Сохранение и демонстрация подлинных исторических документов и артефактов.
- Заполнение досуга детей поисково-исследовательской работой, изучением собранной коллекции, подготовкой и уходом за экспонатами, участием в конференциях и творческих вечерах.
- Помощь учащимся в постижении начал исследовательской деятельности, формировании аналитического подхода.
- Способствование конкретизации и расширению знаний ребят, почерпнутых ими из школьных учебников и рассказов учителей.
Принципы работы
Работа школьного музея опирается на ниже перечисленные принципы:
- Систематическая связь со школьными уроками.
- Использование всех видов внеурочной работы: семинары, шефство над ветеранами, конференции и т.д.
- Занятие научной и исследовательской деятельностью.
- Творческая инициатива школьников.
- Связь с общественностью.
- Строгий учет единиц музейного фонда, экспозиции.
- Постоянная связь с государственными музеями.
Социальная миссия музеев при школах
Говоря про школьные музеи и их роль в проведении историко-краеведческой работы, коснемся социального аспекта этой деятельности - посмотрим, чему может научить ребенка эта организация как гражданина, члена семьи и общества. Итак, что дает учащемуся участие в деятельности музея при школе:
- Знакомство с проблемами и гордостью родного края изнутри - через поисковую и исследовательскую деятельность.
- Воспитание уважения к прошлому, культурному наследию - через знакомство с делами предков.
- Навыки самостоятельной жизни - участие в походах, экспедициях.
- Черты исследователя - через поисковую, аналитическую, реставрационную работу.
- Репетиция будущих социальных ролей - в Совете музея ребенок может быть и руководителем, и подчиненным.
- Роль непосредственного летописца, документоведа - школьники собственноручно пишут историю свою края, комплектуют фонды, составляют экспозиции.
- Профессиональная определенность - примерив на себя настоящую профессию, учащийся уже может решить, захочет ли посвятить себя этой сфере во взрослой жизни.
Отличительные черты учреждения
Особенности деятельности школьных музеев вытекают из определенного рода черт, характерных только для этой организации:
- Работа такого музея согласуется с учебно-воспитательными задачами школы.
- Имеет коллекцию подлинных исторических артефактов и документов.
- Демонстрирует экспозицию или несколько экспозиций, четко разделенных по тематике.
- Располагает необходимым оборудованием, пространствами для размещения выставки.
- Постоянно функционирует Совет музея - активные учащиеся, которые под руководством учителей ведут исследовательскую деятельность, работают с фондами, заботятся о сохранности и надлежащем виде экспозиции.
- В деятельности организации всегда можно уловить черты социального партнерства.
- Образовательная и воспитательная миссия реализуется через массово-просветительную и выставочно-экспозиционную деятельность.
Какие бывают школьные музеи?
У каждого музея при школе есть свой профиль - специализация деятельности, наполнения фонда, которая связывает его с определенной наукой, дисциплиной, сферой культуры, искусства, деятельности. Основные группы следующие:
- исторические;
- естественно-научные;
- художественные;
- театральные;
- музыкальные;
- технические;
- литературные;
- сельскохозяйственные и проч.
Музей может вести и комплексную работу. Идеальный пример - краеведческая направленность. Ребята изучают и природу, и культуру своего региона, города, района в целом. Важно отметить, что музеи конкретного профиля могут сфокусироваться только на определенном явлении своей сферы. Исторический музей может изучать историю только города или школы, литературный - только творчество неизвестных писателей, музыкальный - только частушки определенного этноса и т. д.
Рассказывая о том, какие есть школьные музеи, нельзя не упомянуть о монографических - посвященных конкретному объекту, лицу, событию. Сюда можно отнести музеи самовара, книги, Нового года и т. д. Школьные музеи боевой славы, фото которых вы также увидите в статье, - это тоже монографические. Они могут посвящены работникам тыла, кавалерам ордена Славы и т. д. Сюда же в полной мере относятся мемориальные (усадьба-музей, квартира-музей) и историко-биографические (посвященные жизни определенной личности) музеи.
Фонды музея при школе
Как и в музеях государственного значения, фонды школьного музея подразделяются на две составляющие:
- Основной: музейные предметы, соответствующие профилю учреждения.
- Вспомогательного материала: воспроизведения подлинной коллекции (копии, муляжи, фотографии, слепки и т. д.) и наглядный материал (схемы, плакаты, диаграммы, таблицы и т. д.)
В фонде могут значится:
- орудия труда;
- продукция, готовые изделия производства;
- нумизматика;
- оружие, знаки воинской славы;
- предметы быта;
- изобразительные источники - произведения искусства и документальные материалы;
- письменные источники - мемуары, письма, книги, периодика;
- медиатека - созвучные профилю учебники, фильмы, фонотека;
- семейные раритеты и реликвии и проч.
Об экспозиции музея при школе
Наличие экспозиции - ключевой признак абсолютно любого музея. Экспонаты, раскрывающие определенный предмет или явление, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс, последние составляют разделы, которые, в свою очередь, представляют все экспозицию.
В основном при составлении экспозиции используется историко-хронологический принцип - каждая ее часть последовательно рассказывает о событии, предмете и явлении. Самые распространенные методы построения экспозиции из коллекций фондов:
- систематический;
- тематический;
- ансамблевый.
Школьные музеи - особенная и уникальная составляющая учебного и просветительского процесса. Она способна достичь тех целей, решить те задачи, с которыми обычное обучение в школе не может справиться в одиночку.