Виды выставок. Организация и проведение выставок
Ярмарки и выставки – одни из самых популярных культурных программ во многих странах мира, которые проводятся как внутри государства, так и на международном уровне. Спрос на такие мероприятия неуклонно растет, и только в общемировом каталоге фиксируется более 3,5 тысячи выставок, которые проходят на ежегодной основе. А что уж говорить о местных ярмарках и выставках, которые носят региональный характер и зафиксированы только в местных органах власти. Подсчитать точное количество проводимых мероприятий по всему миру фактически невозможно, но совершенно точно – их огромное количество. Особой популярностью пользуются выставки и ярмарки в России и странах СНГ.
Зачем нужны ярмарки?
Главная задача такого рода мероприятий – дать возможность изготовителям с одной стороны и потребителям с другой вступить в коммерческие отношения, посредством которых регулируется спрос и предложение. Деятельность ярмарок базируется на изучение товарного рынка, на анализе потребностей потенциальных покупателей, определение оптимальной цены товара, в соответствии со спросом на него, регулирование товарооборота.
Участие в ярмарке может быть заочным, коллективный и аккредитация.
- Заочное участие основывается на размещении рекламной продукции с выгодными предложениями, а также демонстрацию видео- и аудиозаписей в коммерческо-информационном центре ярмарки.
- Коллективное участие подразумевает соединение фирм, которые связаны одним специализированным типом работы.
- Аккредитация – это участие во всех мероприятиях, заключение сделок, но без права предоставления собственной продукции. Это потенциальные покупатели.
Каждый тип, в любом случае, подразумевает оплату регистрационного взноса, а потенциальные участники ярмарки должны уведомить об этом организаторов посредством заявки, которая должна быть отправлена не позднее, чем за две недели до открытия ярмарки. Стандартная продолжительность ярмарок – 4 дня, с периодичностью каждые 6 месяцев. Зачастую это лето и осень.
Что представляют собой выставки?
Миру известно огромное множество видов выставок, которые разделяются по функциям, целям, аудитории и возможностям. Возможности и функции выставки зависят от ее типологии, предназначения и ориентированности. Важную роль играет не только название, но и его тип. Для того чтобы мероприятие прошло успешно, следует изучить все нюансы организации и проведения выставок.
Типологии выставок
Разделение типажа мероприятия происходит по следующим критериям: отраслевая принадлежность выставки, территориальный охват и цель. Следует подробнее разобрать каждую из них, ведь правильное определение вида выставки играет важную роль в ее успешности.
По отраслевой принадлежности
По данному принципу выставки бывают отраслевые и межотраслевые. Первый вариант предполагает проведения мероприятия, касающегося только одной области и строго определенной специализации. Участники таких выставок – специалисты одного профиля. Межотраслевые – это мероприятия, которые задействуют множество различных и не связанных между собой областей. Такой вид выставки является самым популярным и собирает большее количество посетителей.
Территориальный охват
Данная категория имеет очень важное значение в определении целевой аудитории выставки. По данному признаку мероприятия бывают региональные, международные и национальные:
- Региональные выставки проводятся на территории одной конкретной страны, могут задействоваться разные регионы, но в пределах одного государства.
- Международные выставки предполагают огромное количество участников из стран, а список выставочных экспонатов стремится к бесконечности. Это могут быть и потребительская продукция, и новейшие технологии.
- Национальные выставки обычно посвящаются определенным направлениям деятельности одной конкретной страны. Это может быть, к примеру, экономика.
Территориальная направленность зачастую и переопределяет дальнейшую типологию мероприятий. Ведь от месторасположения зависят интересы аудитории. Международные выставки обычно очень масштабны и собирают огромное количество заинтересованных людей со всего мира.
Целевая направленность
Данный критерий отражает предназначение выставки. Цели бывают следующие: поддерживающие существующий имидж и пробные мероприятия. Первый вариант направлен, в основном, на уже имеющихся клиентов или целевую аудиторию. Здесь важен фирменный стиль и то, как все это выглядит в глазах потребителя.
Пробные выставки направлены на потенциальных потребителей, для того чтобы заявить о себе. Особенной популярностью такой тип пользуется у компаний, имидж которых находится на стадии формирования. Выставка – отличная возможность закрепить и представить публике компанию или человека и его творчество.
Вторичные признаки
Перечисленные категории – это еще далеко не полный список признаков, которые влияют на типологию выставок. Существует целый ряд вторичных выставок.
- По целевому назначению такие мероприятия могут подразделяться на выставки-продажи, проще говоря, торговые выставки, и демонстрационные, задача которых, проинформировать потенциальных покупателей.
- По времени проведения можно выделить регулярные и одноразовые мероприятия.
- По доступности посещения – на платной основе и безвозмездные. Например, ювелирная выставка предполагает соответствующую категорию посетителей и поэтому вход на такие мероприятия платный.
И это еще не полный перечень вторичных признаков.
Разновидности выставок по тематической принадлежности
Самая важная категория, которая определяет фактически все остальные признаки – это тематика мероприятия. Итак, по данному принципу можно выделить следующие типы: творческие, художественные, технические, рекламные, научные, промышленные, торговые, образовательные. Каждый из типов имеет свои технологии проведения и общения с аудиторией. Например, книжная выставка - отличная возможность молодым авторам познакомиться со своими читателями.
Формы проведения выставок
Когда все вышеперечисленные категории установлены, остается только выбрать форму проведения мероприятия. Зачастую ограничения только в головах организаторов и все зависит от их фантазии, потому что насчитывается таких форм огромное количество. Самыми популярными видами проведения выставок являются следующие: показ, отчет, демонстрация, викторина, интерактивная и живая выставка, а также многое-многое другое.
Правильное соотношение тематики и формы проведения – залог успеха хорошей выставки. Организация таких мероприятий помогает ее посетителям получить всю нужную информацию о товаре или услуге фактически из первых уст.
В последнее время большой популярностью пользуется интерактивная форма проведения подобных мероприятий, так как это возможность для посетителей получить ответы на все интересующие вопросы, заявить о своих предложениях и проконсультироваться со специалистами. Большую популярность набирает такой вид, как выставка-продажа.
Какие выставки самые популярные?
Несмотря на то, что подсчитать точное количество проходящих ежегодно выставок в каждом регионе невозможно, исследователям удалось выяснить, какой тематики мероприятия чаще всего проходят в мире:
- На первом месте – книжная выставка. Такой тип мероприятий проходит чаще всего по всему миру. Это возможность для любителей литературы не только ознакомиться с новыми авторами, но и прикупить пару книг по цене дешевле рыночной.
- Второе место – выставки картин и фотографий. Художественные галереи пользуются большой популярностью среди любителей искусства.
- Третье место – ювелирная выставка. Место, где можно встретить самых богатых людей того или иного города или страны.
- Четвертое место – выставка собак. Все мы любим животных, а посмотреть, как умные и красивые песики делают невероятные для собак вещи - достаточно интересное зрелище.
- Пятое место – выставки-достижения. На таких мероприятиях страны и регионы делятся своими успехами в тех или иных областях. Самая популярная сфера – инновации и современные технологии.
И несмотря на развитие технического прогресса, такое мероприятие, как выставка, не теряет своей актуальности и по сей день.