Сергей Федотов - режиссёр с большим именем
Режиссёр, чьё имя известно на таких международных кинофестивалях, как «Золотой Лев», «Белая драма», «Молодой театр», а также многих других, где его режиссёрские творения завоевали большое количество наград (20 из них - это гран-при). Этот человек является заслуженным артистом Российской Федерации. Речь идёт о Сергее Павловиче Федотове. Его силами был создан знаменитый театр «У Моста» в Перми.
Талант, знания и опыт!
Город Пермь видел много важных и значимых людей, и один из них – режиссер Сергей Федотов. Биография его начинается в 1961 г. с рождения в Перми. В Перми же он закончил ПГИИК по специальности режиссёра. Уже в начале своей профессиональной деятельности Сергей Павлович создал Нытвенскую молодёжную студию театра. Она же стала «первой генеральной репетицией» нынешнего театра «У Моста». Здесь молодой Сергей пробовал различные творческие подходы к режиссуре, а также ставил художественные опыты. Конечно, такой особенный подход не остался незамеченным. Талант Федотова оценили сначала в Перми, а позже его актёрское мастерство обрело популярность во всей России. Неудивительно, что очень многие зрители его представлений съезжались из различных уголков страны. Даже служба в армии не стала для Сергея Федотова упущением в профессиональной деятельности. Под его руководством был создан первый Дальневосточный армейский театр. Демобилизовавшись, Федотов вернулся на малую родину, став преподавателем режиссёрского искусства в родном вузе. Позже Сергеем Павловичем был создан знаменитый театр «У Моста», который заслужил звание «первого мистического театра».
Метод – основа всего!
По своей натуре Сергей Павлович фантаст, не лишённый доли мистицизма. На сцене под его руководством воплощается новая манера актёрского мастерства, ей свойственны парадоксальность и неординарность. Мистику и тьму режиссёр Сергей Федотов преподносит в своих произведениях в стиле Ежи Гротовского и Антуана Арто. Особенная манера стала синонимичной «живому подлинному театру», о котором говорит А. Арто в своём знаменитом сборнике статей. Федотов уже в самом начале своей деятельности поставил условие, что его собственный театр никогда не станет «условным» и «маскированным», и не будет просто занимать головы зрителей и собирать их вместе ещё на одном сеансе. Театр – это живой разговор между зрителем и актёром.
Атмосфера, как в жизни
Говоря о творчестве Сергея Федотова, хочется сказать, что его спектакли имеют особенную логическую очерёдность и стройность. Режиссёр дает возможность актёру качественнее и сильнее взаимодействовать со зрителями. Помимо этого, большое внимание уделяется атмосфере, которая позволяет окунуться в театральный мир. Здесь Сергей Павлович использует понятие, которым пользуется Михаил Чехов. Атмосфера Чехова помогает объединить актёров вместе в одну эмоциональную и мыслительную сферу. Тогда все участники спектакля (зрители и актёры) на подсознательном уровне сопереживают друг другу и познают чувственный мир вокруг.
Разумеется, такой процесс не обходится без импровизации. Сам Сергей Федотов уделяет ей огромное значение. Именно импровизация, говорит он, помогает открыть дорогу к совместному творческому пути, а также раскрывает множество различных смыслов спектакля. Стоит также учесть тот факт, что репетиции не заканчиваются после премьерного показа. Каждый спектакль проходит тщательный аналитический и психологический анализ. В этом особенность, и, возможно, уникальность театра «У Моста».
Принцип Федотова
Новаторство для Федотова – это один из важных принципов, с которым он идёт нога в ногу. Сергей всегда выстраивает возле актёра (главного и сложного элемента в разговоре с аудиторией) особую постановочную процессию. Без этого принципа не было бы возможности создать многоступенчатый механизм взаимодействия внутри самого спектакля. Его можно по-своему назвать актёрским ансамблем.
Говоря о принципах Федотова, можно также сказать о его непоколебимой жёсткой работе по выстраиванию сценического мира. Работники культуры часто становились свидетелями творческой работы Сергея Федотова. На фото видно, что под его руководством актёр сливается со спектаклем, невольно перенимает на себе всё то, что чувствовал бы по-настоящему.
Благодаря этому не подвергаются искажающему фактору ни логический строй, ни художественная среда. Театр «У Моста», несмотря на наличие в его постановках импровизации, не забывает о важности литературного текста. Режиссёр признаётся, что этим своим принципом обязан Анатолию Эфросу. Для него спектакль – это особое познание чувственной природы и мира, который создаёт автор своим словом и мыслями. Федотов уделяет немало времени и собственных сил на репетициях тому, чтобы границы миропонимания режиссёра оставались открытыми для зрителей.