Ст. 503 ГК РФ с комментариями
Юридические последствия продажи продукции ненадлежащего качества закреплены в ст. 503 ГК РФ. Норма устанавливает ряд возможностей, среди которых потребитель может выбрать наиболее приемлемую. Рассмотрим ст. 503 ГК РФ с комментариями.
Потребительские права
Как указывается в п. 1 ст. 503 ГК РФ, приобретатель, которому было продано изделие ненадлежащего качества, по своему усмотрению может требовать:
- Замены вещи доброкачественным товаром.
- Соразмерного снижения цены.
- Безвозмездного немедленного устранения выявленных недостатков.
- Компенсации затрат на устранение дефектов.
Указанные права реализуются, если недостатки изделия заранее продавцом не были оговорены.
Нюансы
При обнаружении дефектов продукции, свойства которой не позволяют их устранить, приобретатель, на основании 2 пункта ст. 503 ГК РФ, имеет возможность требовать замены товара либо соразмерного снижения стоимости. К такой продукции, в частности, относят продукты питания, изделия бытовой химии и пр.
Если говорить о технически сложных объектах, приобретатель, как указывается в п. 3 ст. 503 ГК РФ, может потребовать заменить изделие либо отказаться от некачественного изделия, приобретенного в розницу. В последнем случае покупатель может требовать возврата суммы, уплаченной за продукцию. Данные правила действуют при выявлении существенных нарушений требований, предъявляемых к качеству технически сложных изделий.
Дополнительные положения
Вместо требований, предусмотренных первым и вторым пунктами ст. 503 ГК РФ, покупатель может в одностороннем порядке отказаться от договора, потребовав возврата суммы, выплаченной за продукцию. Данная возможность закреплена в п. 4 нормы.
Если приобретатель отказывается исполнять договор, он по требованию второй стороны (продавца) за его счет возвращает некачественное изделие. Это предписание содержится в п. 5 ст. 503 ГК РФ.
В случае возврата приобретателю денег, уплаченных им за некачественное изделие, удержание суммы, на которую снизилась цена такого товара в связи с частичным/полным использованием, потерей товарного вида либо иными обстоятельствами, не допускается.
Порядок, установленный в ст. 503 ГК РФ, применяется, если в законодательстве не предусмотрены иные правила.
Пояснения
Положения, касающиеся обеспечения защиты потребительских прав предусмотрены не только в ст. 503 ГК РФ. Ст. 18 ФЗ № 2300-1. В этой статье закреплены права покупателя при выявлении недостатков в товаре. Они приводятся в расширенном виде и считаются приоритетными перед ст. 503 ГК РФ, о чем сказано в п. 6 этой нормы. При применении указанных норм, однако, следует учитывать ряд нюансов.
На практике различается 2 ситуации:
- Покупатель выступает в роли потребителя (это понятие раскрывается в преамбуле к Закону № 2300-1). В этом случае к возникающим отношениям купли-продажи применяются нормы ФЗ № 2300-1 и прочих законов, регламентирующих защиту потребительских прав.
- Покупатель не выступает в качестве потребителя. В таком случае применению подлежат правила ст. 503 ГК РФ.
Альтернативные возможности
В первом пункте ст. 503 ГК РФ закрепляется 4 возможных варианта действий покупателя. При приобретении некачественного изделия субъект может выбрать только один из них.
В 17 пункте пленарного постановления ВС № 7 от 29 сент. 1994 г. поясняется, что при реализации продукции ненадлежащего качества именно приобретателю принадлежит право выбора требования из перечней, закрепленных ст. 503 ГК РФ и ст. 18 ФЗ № 2300-1, а не продавцу.
Между тем, если приобретатель сделал выбор в пользу одного из прав, он может предъявить и другие требования. К примеру, покупатель вправе потребовать компенсации убытков, морального ущерба и пр.
Отдельные виды изделий
При реализации некоторых товаров в пунктах 2, 3 анализируемой нормы предусмотрены особые правовые последствия. Их специфика выражается в первую очередь в перечне прав, которые приобретатель может реализовать. При этом в конкретной ситуации он может выбрать только одно из них.
В особую группу изделий включены товары со свойствами, не позволяющими устранить дефекты. В 503 статье Кодекса названы только некоторые виды таких изделий. Этот перечень считается открытым. При выявлении недостатков такого товара приобретатель может выбрать одно из двух требований: заменить изделие или снизить покупную стоимость.
Технически сложная продукция
В отношении нее также действует специальный комплекс прав приобретателя. Виды таких товаров закреплены в Перечне, утвержденном правительственным постановлением № 575 от 13.05.1997 г. В него входят:
- автотранспортные средства, номерные агрегаты, идущие к ним;
- мотороллеры, мотоциклы;
- снегоходы;
- лодочные моторы, яхты, катера;
- морозильники, холодильники;
- автоматические стиральные машины;
- ПК с основным периферийным оборудованием;
- мотокультиваторы, мотоблоки, сельскохозяйственные тракторы.
Как видно, в указанном перечне присутствуют далеко не все изделия, которые можно считать технически сложными в соответствии с их физическими свойствами. К примеру, в нем отсутствуют телевизоры.
Лицо, купившее технически сложное изделие ненадлежащего качества, может требовать замены его на другой качественный товар. Если же требования к качеству были существенно нарушено, он может отказаться от договора с продавцом. При этом приобретатель вправе потребовать от него возврата уплаченной за изделие суммы.
Важные моменты
Оценка существенности нарушения производится в соответствии с положениями 475 статьи ГК (п. 2) и на основании определения, присутствующего в преамбуле ФЗ № 2300-1.
Прочие требования, закрепленные пунктом 1 503 нормы ГК, к технически сложным изделиям приобретатель вправе заявить при выявлении любого дефекта (и незначительного, и существенного).
Конкретизация положений ст. 503
Правила, предусмотренные анализируемой нормой, развиваются в 18 статье ФЗ № 2300-1. Как устанавливается п. 1, требования потребителя, связанные с отказом от договора и обменом некачественного технически сложного изделия, удовлетворяются при любых дефектах – в 15-дневный срок с даты передачи товара или после завершения этого периода – при определенных условиях. К последним относят:
- выявление существенных дефектов;
- нарушение срока, отведенного ФЗ № 2300-1 для устранения недостатков;
- невозможность эксплуатировать изделие в течение более чем 30 дн. каждого года срока гарантии в связи с неоднократным устранением разных недостатков.
Отказ от договора
По общим правилам, он допускается при выявлении любого недостатка изделия. При этом отказ от договора предусмотрен как альтернатива другим правам, закрепленным 503 нормой ГК.
Между тем данное положение не распространяется на технически сложные изделия. В отношении них действует порядок п. 3 503 статьи Кодекса.
Реализация права на отказ от договора влечет те или иные правовые последствия в зависимости от того, в чью именно пользу (приобретателя или продавца) они устанавливаются.
Покупатель может потребовать возврата суммы оплаты за товар. В этом случае применяется правило 5 пункта 503 статьи. Соответственно, если приобретатель вернул изделие без упаковки, например, продавец не вправе удерживать ее стоимость с возвращаемой суммы. Этот вывод подтверждается предписанием, присутствующим во 2 пункте 16 статьи ФЗ № 2300-1. Согласно его положениям, не допускается связывать удовлетворение требования потребителя, предъявляемого в рамках гарантийного срока, с условиями, не касающимися недостатка товара (работы, услуги).
Вместе с тем продавец вправе требовать возврат некачественного изделия. Это требование является встречным. Соответственно, заявить его продавец может только в случае отказа приобретателя от договора.
Возврат товара
Он осуществляется за счет продавца. Данное правило рассматривается как частное проявление общего порядка, которому подчиняются отношения сторон при неисполнении условий договора с участием потребителя. Проще говоря, действует принцип, по которому приобретатель не должен нести имущественных последствий при нарушении его прав.
Следует, однако, отметить, что обязанность покупателя вернуть некачественное изделие не возникает, если продавец не предъявляет такого требования. Это же правило действует и тогда, когда вернуть товар невозможно ввиду специфики его свойств. В последнем случае, в частности, речь может идти о продуктах питания, обоях, некачественный рисунок которых был обнаружен уже после наклеивания на стены, и пр. Но законодательство формально не исключает право продавца потребовать возврат товара в таких ситуациях. Другое дело, что требование в силу объективных причин не может быть исполнено, а само оно может расцениваться как злоупотребление продавцом его правом.