Дмитрий Цветков: художник и философ
Дмитрий Цветков - художник, модельер, портной, миниатюрист, владеющий как будто всеми известными видами рукоделий, является одним из самых ярких представителей своего поколения. Глубокое философское осмысление жизни, поиск связей между, казалось бы, максимально далекими сферами, выразительные контрасты и внимание к теме государства и патриотизма – наиболее яркие черты творчества мастера.
Творческая биография художника
Дмитрий Борисович Цветков появился на свет в провинциальной Коломне в 1961 году. В 27 лет молодой человек стал выпускником факультета живописи Московского государственного художественного института имени Сурикова.
Творческая биография художника Дмитрия Цветкова насчитывает десятки персональных выставок, имевших большой успех в России и за ее пределами. Работы мастера экспонировались в Бельгии (Брюссель), Черногории (Будва), Италии (Рим), Германии (Дрезден) и других странах. Заметными событиями культурной жизни Москвы стали два десятка персональных выставок в московских галереях (Крокин-галерее, галерее Марата Гельмана, галерее А-3, Центре Современного Искусства Сороса), а также в музеях Перми, Красноярска, Новосибирска, Санкт-Петербурга и других городов.
Музейные ценности
Картины Дмитрия Цветкова включены в фонды ведущих музеев страны, таких как Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Московский музей современного искусства, Государственный центр современного искусства и других. В 2009 году его имя было внесено в лонг-лист премии Кандинского в номинации «Проект года».
Уникальный тематизм
Самобытность художника заметно выделяет его среди представителей своего поколения. Его образный ряд во многом основывается на изображениях военного обмундирования, орденов, гербов, а главное, оружия различных видов. Холодное и огнестрельное, современное и историческое исполняются самыми разнообразными методами. Дмитрий Цветков одинаково искусно владеет как живописными техниками, так и изобразительными и декоративными приемами шитья, бисероплетения, гобелена, вязания, вышивки, моделирования.
В качестве любимых источников вдохновения художник называет музеи:
- Виктории и Альберта в Лондоне,
- маленькие итальянские,
- величественный Эрмитаж.
Мастер упоминает, что наилучшую пищу уму и душе дают ему не только живописные коллекции, но и собрания бытовых предметов, окружающих людей в повседневной жизни: табакерок, вееров, монет.
Художественная манера
Внимательность к мелочам, тщательность и точность воссоздания исторических деталей вызывают у зрителя разветвляющиеся цепочки мыслей и ассоциаций, уводящие память в наиболее острые моменты истории страны, времена войн и культа личности. Неожиданные материалы, используемые художником, несут ощутимый заряд иронического отношения автора к тем величественным объектам, на которые направлен его творческий взор.
Что касается техники исполнения, то тщательность и замысловатость работы поражает воображение. Сложно представить, что в начале своего творческого пути Дмитрий Цветков увлекался монументалистскими жанрами. Художник подчеркнуто игнорирует двадцать первый век с его развитыми компьютерными технологиями и кропотливо работает над своими шедеврами, требующими многих часов тонкой работы: шитья, вышивания, вязания. Художник сам признается в своей любви к наиболее часто используемым им материалам: тканям всевозможных фактур и оттенков, стразам, бисеру, блесткам: «Я паук-рукодельник, это мое родное».
Война и мода – можно ли объединить?
Дмитрий Цветков видит глубокую связь между разрабатываемой им милитаристской тематикой и искусством, в частности, высокой модой. Художник утверждает, что все ведущие модные дома мира: Прада, Хьюго Босс, Кристиан Диор – не только использовали военную атрибутику в качестве отправной точки своего творчества, но и продолжают разрабатывать военную форму для армий разных стран. Он идет дальше, настаивая, что даже история ювелирных модных коллекций берет свое начало в Древней Греции, где воины носили в бою металлические бляхи. Одной из ярких акций, выпукло продемонстрировавших связь войны и моды, стала выставка работ мастера в Новосибирске.
Выставка прошла в формате закрытого показа экспериментальной моды. Художник продемонстрировал мастерство модельера и портного, оставшись верным своим творческим принципам. Шинели, папахи, автоматы оказались украшены бисерными фигурками, легкомысленным кружевом, бархатом, жемчугом и перьями. Подчеркнутая нефункциональность, мягкость автоматов, орденов из фетра и шерсти сформировали выразительный контраст с твердостью своих реальных прототипов.
Философия художника
Говоря о своих творческих взглядах, художник подчеркивает, что ему чуждо популярное сегодня стремление к маргинальности и нонконформизму. Мастер исследует вечные проблемы, сопровождающие человека на жизненном пути. «Что такое патриотизм?», «Как связаны государство и человек?», «Высока ли ценность продления старости человека?», – вот примеры вопросов, которые ставит перед собой художник. Например, в проекте «Головы героев» он по-новому постигает мысль о спорности стремления подменить качество прожитых лет их количеством.
Одна из важнейших творческих задач мастера – поиск новых изобразительных символов России. Художник философски осмысляет историю страны и, признавая отсутствие в настоящий момент внятной национальной идеи, говорит о всевозрастающем значении имперского антуража: «Двуглавый орел уже парит». Таким образом, задача исследования и художественного обобщения особенностей репрезентации государства выходит на уровень творческой миссии Дмитрия Цветкова.