Кто такой учитель: зачем повышать педагогам квалификацию
Когда родители приводят ребенка в школу, то лишь немногие имеют представление о том, чем занимается педагог. Ведь его деятельность не ограничивается только уроками. У учителей есть конкурсы, которые нужны не только для того, чтобы доказать, что они - лучшие. Это позволяет коллегам обмениваться опытом и повышать качество своей работы.
Кто такой учитель
Это человек, профессионально занимающийся обучением и воспитанием детей, который участвует в формировании жизненных ценностей. Учитель в классе также поддерживает дисциплину. Он организует школьное времяпрепровождение и мероприятия во внеурочное время. Сюда следует отнести походы, поездки в театр и на другие культурные мероприятия, чаепития.
Педагог также взаимодействует с родителями: он должен поддерживать обратную связь, приглашать их на открытые занятия, проводить родительские собрания. На них учитель рассказывает о достижениях учеников, о том, на что родителям стоит обратить внимание, решает организационные вопросы.
Основные обязанности учителя
Кроме всего перечисленного, что же еще входит в профессиональную деятельность учителя?
- Организация учебного процесса.
- Контроль за качеством усвоения материала.
- Повышение своей квалификации.
- Организация внеклассных мероприятий.
- Взаимодействие с родителями и педагогическим коллективом.
Именно по тому, как учитель выполняет свою работу по всем этим пунктам, и определяется его профессионально-педагогический статус. Ответ на вопрос,кто такой учитель, должен включать все перечисленные направления.
Повышение квалификации педагогов
Немаловажным пунктом для учителя является непрерывное обучение. Это значит, что работники сферы образования продолжают учиться на протяжении всей карьеры. Кроме самообразования, посещения семинаров, обязательным является прохождение курсов повышения квалификации раз в несколько лет. Для чего это нужно?
Исходя из определения, кто такой учитель, становится понятным, что ему нужно постоянно искать новые методики для решения поставленных задач. Педагогика постоянно развивается, потому что приоритеты у подрастающего поколения меняются. И учителям нужно выстраивать учебный процесс с учетом этих особенностей.
Для этого и нужны эти курсы, также на них могут освещаться вопросы, на которые в учебных заведениях выделялось не так много времени. На них педагоги делятся своим опытом и узнают о новаторских введениях в образовании. Посещение курсов повышения квалификации нужно для получения категории учителю.
Аттестация педагогов
Оценку за свою педагогическую деятельность учитель получает при прохождении аттестации, цель которой состоит не только в оценивании работы педагога, но и в стимулировании к профессиональному развитию. Эта процедура проходит в два этапа: проведение открытого занятия, на котором присутствует аттестационная комиссия, и анализ документации, предоставленной педагогом.
Каждый член комиссии выставляет свои оценки, и на основе такого мнения подсчитывается средний балл. И уже на основании этого принимается решение о присвоении категории учителю. Имеют право не аттестовываться молодые специалисты и лица, проработавшие менее двух лет в образовательном учреждении. Присвоение категории является показателем профессионализма педагогического работника.
Какие категории существуют
Их всего две: первая и высшая. Для каждой из них существуют свои требования. Для того, чтобы получить первую квалификационную категорию, нужно:
- показать положительную динамику по реализации образовательной программы и по мониторингу;
- уметь выявлять у учащихся склонности к научно-исследовательской, спортивной и творческой деятельности;
- внести личный вклад в улучшение качества системы образования, совершенствование методов обучения, обмен педагогическим опытом с коллегами.
Для того, чтобы претендовать на высшую квалификационную категорию, необходимо кроме всего вышеперечисленного, принимать активное участие в методических собраниях, разработке методик и участвовать в профессиональных конкурсах.
Главный учительский конкурс
Существует много соревнований на разных уровнях (от городского до федерального), в которых педагогические работники могут проявить свои таланты и продемонстрировать всем, что их новые подходы к обучению работают. Но самым важным для них является конкурс "Учитель года".
Он проводится в три этапа. На первом конкурсанты должны:
- разместить свои методические разработки, которые должны иметь новаторский характер;
- на методическом объединении представить свой профессиональный опыт коллегам;
- провести показательное учебное занятие;
- в режиме импровизации обсудить с учениками важный для них вопрос;
- продемонстрировать взаимодействие с родителями.
На следующем этапе учителя проводят мастер-класс и принимают участие в открытой дискуссии по социально значимой проблеме. И на заключительном этапе конкурсанты участвуют в "круглом столе" вместе с известными людьми в образовании на актуальную тему. Также принимает участие и министр образования и науки Российской Федерации. Абсолютный победитель конкурса получает должность общественного советника министра образования и науки РФ, которую он занимает в течение года. Поэтому для учителя почетно выиграть конкурс "Учитель года".
Таким образом, деятельность учителя касается не только школы. Кто такой учитель? Это не просто педагог, задача которого рассказать материал из учебника. Если он настоящий профессионал и любит свою специальность, то сможет повлиять на систему образования в стране.