Информационные потребности: понятие и классификация. Информационные запросы

Современное общество все чаще называют информационным. Действительно, мы все более становимся зависимыми от различных источников сведений и новостей. Они влияют на наш образ жизни, привычки, отношения. И это воздействие только нарастает. Современный человек все больше своих ресурсов (денег, времени, энергии) тратит на то, чтобы удовлетворить информационные потребности, свои и чужие. Отношение к сведениям разного рода становится краеугольным камнем в разнице между поколениями. Расскажем о том, что такое информационные потребности, какие они бывают и как удовлетворяются.

Понятие потребностей

Человек постоянно в чем-либо нуждается. Ощущение дефицита всегда воспринимается как дискомфорт. Причем в любом случае, будь то недостаток еды или одобрения окружающих, нужда вызывает ощущение неудобства, которое хочется преодолеть. И чем сильнее чувство нехватки чего-либо, тем скорее человек найдет способ от него избавиться. Это дефицитарное состояние и называют потребностью. Наша физиология управляет системами жизнеобеспечения и через потребности сигнализирует о том, что нужно «поставить» в организм: еду, воду, информацию. Потребностное состояние информирует человека об изменении функционирования каких-то систем, и это влечет за собой совершение каких-либо действий. Нужда и потребности являются главным мотивирующим фактором в поведении человека. Они не дают нам останавливаться на достигнутом и являются основой развития всех живых существ. При этом нужно понимать, что нужда не равна потребности. Только когда человек осознает необходимость в чем-то, тогда и появляется потребность. Нужда всегда имеет объективную основу, а потребность – субъективна.

У человека есть варианты снятия дискомфорта, он выстраивает нужды в иерархию по значимости, здесь и проявляются специфические личностные характеристики. В связи с этим процесс формирования потребностей поддается управлению. Социум формирует одобряемые и табуирует нежелательные желания. Так, до недавнего времени человек не задумываясь удовлетворял голод при помощи пшеничного хлеба. Но сегодня, когда ведется огромная пропагандистская работа по дискредитации быстрых углеводов, мы часто выбираем для снятия все той же нужды в еде не белый, а черный или цельнозерновой хлеб. В современном обществе это управление поведением зачастую осуществляется через информационные потребности. Человек получает сведения о том, как ему лучше удовлетворить свои желания.

Виды потребностей

В связи с тем, что потребности чрезвычайно разнообразны, существует несколько подходов к их классификации. Наиболее убедительными являются следующие. В первом случае потребности делят на три большие группы: биологические, социальные и идеальные. Биология человека связана со многими нуждами: ему необходимы еда, вода, сон, размножение, безопасность. Без этого жизнь человека подвергается большим рискам, поэтому физиологические потребности удовлетворяются в первую очередь. Хотя особенности человеческой личности состоят в том, что индивидуум волен выбирать, какую нужду снять сначала. Мы знаем, что зрелая личность может отказывать себе в биологически значимых вещах во имя духовных потребностей. Например, во время войны в блокадном Ленинграде люди сохраняли стратегический запас зерновых, хотя терпели страшные муки голода.

Социальные потребности связаны с существованием в обществе, к ним относятся принадлежность к какой-либо группе, признание, самоутверждение, лидерство, уважение, любовь, привязанности и т. п.

К третьей группе относятся так называемые потребности высшего порядка: самореализация, самоуважение, эстетические и познавательные потребности, смысл жизни. Данные желания, по мнению А. Маслоу, находятся на вершине пирамиды и удовлетворяются после того, как в целом сняты нужды первого и второго уровня. Хотя человек, безусловно, сложнее любых схем и в некоторых случаях он способен жертвовать биологией во имя идеалов. Собственно, в этом он и отличается от животного. Для удовлетворения каждого вида потребностей человеку нужны разнообразные сведения. Использование информации как инструмента для удовлетворения нужд – это специфический человеческий способ осуществления деятельности.

Второй подход делит потребности на те, что нужны для сохранения чего-либо и для роста.

Понятие информации

Весь мир вокруг нас – это большая информационная база. Ее бесконечное разнообразие приводит к сложности формулировки определения данного понятия. В самом общем смысле под информацией понимают различные сведения об окружающей действительности в различных формах представления. Эти сведения являются объектом хранения, обработки, копирования, передачи, переработки, использования. Термин «информация» используется во многих сферах деятельности: теории коммуникации, кибернетике, информатике, библиографии и других. В каждом случае понятие наполняется дополнительными значениями.

Специфика информации состоит в том, что она может быть представлена в самых разных формах. В том числе в виде текстов, схем, изображений, радиоволн, звуковых и световых сигналов, жестов и мимики, энергетических и нервных импульсов, запахов, вкуса, хромосом. И это только обнаруженные формы существования информации. Ученые предполагают, что в будущем, когда появится дополнительная информация, будут найдены и новые её формы.

Характеристика такого многообразного явления обычно дается через описание его свойств. К ним относятся:

1. Полнота. Это свойство связано с пониманием. Если заложенный в сообщение смысл можно декодировать, то информация считается полной.

2. Достоверность. Информация должна отражать истинное, а не надуманное или искаженное положение дел.

3. Объективность. Сведения не меняют своего смысла в зависимости от воспринимающего их индивида.

4. Точность. Информация должна отображать реальное состояние объектов и явлений.

5. Доступность. Она должна соответствовать уровню понимания адресата.

6. Краткость. Передавать информацию следует в максимально краткой форме, но без ущерба для понятности.

Есть и другие свойства, такие как ценность, актуальность и т. п.

Виды информации

В самом общем виде информацию можно разделить на две большие группы: объективную и субъективную. Первая группа связана со способностями объектов действительности транслировать сведения, которые не меняются в зависимости от восприятия субъектом. А вторая, напротив, меняет свои характеристики, в соответствии с воспринимающим или передающим человеком. Например, информация о химическом составе воды никак не варьируется, кто бы ее не рассматривал. А вот официальная информация партии о своей деятельности может изменять свое значение в зависимости от того, кто ее воспринимает.

Также информацию можно делить на аналоговую и дискретную. Первая – это непрерывная форма существования сведений. Например, температура тела человека постоянна (в здоровом состоянии) круглый год и из года в год. Второй вид, напротив, связан с прерывистостью, временной динамикой потока информации. Например, статистика урожая меняется ежегодно.

По форме представления принято выделять графическую, текстовую, визуальную, аудио- и видео-, числовую информацию.

По степени доступности широкому кругу лиц выделяется общая, ограниченного доступа и секретная информация. В этом ряду также существуют сведения, для которых пока нет формы хранения: тактильные, органолептические, вкусовые и т. п.

По месту происхождения сведений выделяют элементарную, биологическую и социальную информацию.

По предназначению ее можно классифицировать как личную, массовую и специальную, т. е. создаваемую для определенного круга лиц.

Также выделяется справочная информация как отдельный функциональный вид.

Понятие потребностей в информации

В общем виде под информационными потребностями понимают необходимость в сведениях об окружающей действительности, которые могут пригодиться для совершения каких-либо действий. С детства для принятия каких-то решений человеку требуются различные сведения. На начальных стадиях развития человека их предоставляют окружающие: семья, друзья, учителя. Но наступает момент, когда людям нужна информация, которую они не могут получить из привычных источников (из памяти, из близкого окружения), и тогда возникает то самое дефицитарное состояние, которое мотивирует к осознанию новой потребности – информационной. Люди ощущают несовпадение между имеющимися сведениями и необходимыми, и это подталкивает их к поисковому поведению. Именно из этого разрыва между знанием и незнанием вырастают научные информационные потребности. Когда-то люди задавались вопросом о том, откуда все появилось. В ответ на запрос сначала появляется мифология как объяснительная система, но постепенно знаний о мире становится больше, и в ответ на новые вопросы зарождалась наука, философия и т. п.

Термин «информационные потребности» появляется лишь в середине 20 века. Он вводится в рамках наук об информационных системах. Но это не означает, что до этого такой потребности у людей не было. Она - обязательная часть когнитивной деятельности и появляется в определенном возрасте. Каждый ребенок в детстве задавал вопросы, познавая мир. И вот в тот момент, когда ответы близких перестают его удовлетворять, появляется осознанная необходимость найти новое знание.

Свойства потребностей в информации

Журналист Роберт Тейлор говорит, что информационные потребности имеют целый ряд отличительных характеристик. Они всегда связаны с когнитивной деятельностью и с языком. Вне этих систем они не могут существовать. Свойства данных потребностей напрямую вытекают из свойств информации. Любые сведения, нужные для жизни людям, должны быть достоверными, полными, ценными и т. п. Люди, которым необходима справочная информация, испытывают собственные нужды, и в этом заключается первое свойство – они субъективны. Также они гибки: человек обычно не предъявляет очень жестких требований к источнику информации, если она соответствует главным критериям оценки качества получаемых сведений. Он готов принять любой доступный и подходящий способ удовлетворения своей потребности в информации. Также этим потребностям свойственна необратимость. Однажды появившись, они не исчезают, а только нарастают. Правда, на какое-то время человек может отложить удовлетворение данных потребностей, если актуализируются какие-то другие. Еще одно свойство – это потенциальная неудовлетворимость. Знания безграничны, узнав что-то новое об объекте, человек может начать испытывать необходимость в получении дополнительной информации, и этот процесс не имеет конца. Последнее свойство связано с мотивирующей функцией потребностей. Необходимость в информации всегда становится стимулом для какой-то деятельности человека.

Классификации

Существует несколько подходов к выделению разновидностей нужды людей в дополнительных знаниях. Традиционно виды информационных потребностей определяют по их главным признакам. Существует подход, в рамках которого их подразделяют на объективные и субъективные. Первые существуют вне личностных нужд и желаний, а вторые – зависят от них. Но такой подход представляется некорректным. Так как информационные потребности всегда являются результатом личного переживания человека, они не могут продуцироваться объективной средой. Существует практика выделения коллективных, общественных и индивидуальных потребностей в сведениях и знаниях.

Общественные возникают как некий социальный запрос, у него нет конкретных групп-субъектов. Например, таковым можно назвать потребности в знании о состоянии окружающей среды, об обстановке в стране и мире и т. п.

Коллективные принадлежат конкретным целевым группам, объединенным по различным признакам. Например, врачи нуждаются в знании о новых заболеваниях, эпидемиях, методах лечения и т. п.

И индивидуальные, соответственно, возникают у отдельных личностей в результате их практической деятельности.

Также существуют попытки выделить такие виды информационных нужд человека, как реальные и потенциальные, выраженные и латентные, постоянные и временные, профессиональные и непрофессиональные. Некоторые исследователи предлагают делить потребности на группы в соответствии с видом информации: визуальные, текстовые, методические и т. д. Есть предложение классифицировать их, ориентируясь на профессию и род занятий субъекта: научные, справочные, образовательные, медицинские, педагогические и т. п.

Существует относительно универсальная классификация, в рамках которой выделяются органические, духовные и профессиональные информационные потребности. Первые – это различные сенсорные сведения об окружающей среде. Вторые – это необходимость в различной социальной информации. В том числе, например, сюда относится внимание к слухам, необходимость узнавать новости и т. п. Третьи – это знания, в которых человек нуждается для ведения своей профессиональной деятельности. Ни одна из классификаций не является всеобъемлющей и исчерпывающей. Поэтому поиски в этом направлении еще долго будут продолжаться.

Этапы процесса удовлетворения потребностей в информации

Испытывая необходимость в информации, человек совершает определенные действия, которые могут укладываться в относительно типичный алгоритм. В целом процесс удовлетворения информационных потребностей делится на несколько этапов:

1. Возникновение мотива. Человек начинает испытывать дискомфорт от появления расхождений между имеющимися и нужными знаниями.

2. Осознание потребности. Субъект начинает формулировать вопрос, на который будет искать ответ. Информационные запросы могут различаться по четкости и определенности. Обычно выделяют слабооформленный запрос, когда человек не может вербализировать свою потребность; осознанный, но не оформленный - в этом случае человек понимает, что хочет узнать, но в вербализации запроса ему нужна помощь специалиста; сформулированный вопрос, когда человек может объяснить, что он хочет узнать.

3. Программа поиска. Человек вырабатывает стратегию «добывания» необходимого знания, определяет источники информации.

4. Поисковое поведение. Человек обращается к избранному источнику информации, при необходимости – к нескольким, пока не снимет свое состояние когнитивного дефицита.

Способы удовлетворения потребностей в сведениях

Возникающий информационный дефицит современный человек может ликвидировать разными способами. Существует примерный общий алгоритм, которому следуют люди, желая узнать что-либо. Первый этап – внутренний поиск. Человеку свойственно в первую очередь обращаться к имеющимся ресурсам. Сначала он попытается вспомнить, что ему известно, провести сравнения и аналогии. Если этот поиск не привел к чувству удовлетворения, человек обращается за помощью к своему «ближнему кругу». То есть спрашивает родственников, коллег, знакомых. Полученные от них сведения он сравнивает со своими внутренними когнитивными ресурсами, верифицирует. Если и этот этап не дает желаемого результата, то человек переходит к внешнему поиску. Он очень разнообразен и практически неограничен. Человек пытается получить допуск к информации, которая хранится в каких-то «банках». Сегодня эту роль все чаще выполняет интернет. А еще недавно человек шел в библиотеку. Внешними источниками информации являются и авторитетные люди: эксперты, специалисты, опытные люди. К ним можно обращаться лично или через различные средства коммуникации: интернет, почта, телефон. Секретную информацию можно искать через специальные каналы: архивы, закрытее базы данных. Еще одним источником сведений являются средства массовой информации. Зачастую они стараются предугадать потенциальные информационные потребности общества и заранее обеспечить людей сведениями. Так, например, любой выпуск новостей не обходится без прогноза погоды. Потому что людям всегда интересна эта информация. В некоторых случаях источником информации являются образовательные организации. Так, если человеку недостает знаний в какой-то сфере деятельности, он может пойти на курсы и получить необходимые знания.

Поиск информации

С появлением автоматизированных информационных систем и с изобретением поисковых машин термин «информационный поиск» приобретает несколько новый оттенок. Под ним понимается процесс поиска необходимых сведений в потоке неструктурированной документации. Реализует эту деятельность специальная программа, называемая поисковой системой. Пользователь, желающий удовлетворить свою информационную потребность, должен только четко сформулировать свой запрос, и машина найдет ему нужные сведения, если они существуют во Всемирной сети. Этапы этого процесса просты и для всех одинаковы:

- осознание проблемы и формулировка запроса;

- выбор источников информации, вызывающих доверие;

- извлечение нужной информации из найденных источников;

- использование информации и оценка результатов поиска.

Пользователь интернета может воспользоваться разными видами поиска. Адресный предполагает знание точного адреса источника информации (например, электронный адрес сайта). Семантический поиск позволяет искать документы не по адресу или названию страницы, а по их содержанию. Машина ищет ключевые слова и выдает страницы с наибольшим их совпадением с поисковым запросом. Документальный поиск характерен для специальных систем, например каталогов библиотек или архивов.

Потребности в информации современного человека

Человечество сегодня все больше становится зависимым от информации. Для многих людей поиск информации в сети Интернет – это каждодневная деятельность. С такой тенденцией связано уменьшение влияния на социум традиционных СМИ – телевидения, радио, прессы. И возрастания роли электронных медиа. Возможности онлайн-поиска существенно упростили процесс получения информации, сделали многие источники более доступными. Но также появляются и проблемы достоверности и качества получаемых сведений. В Сети каждый пользователь может стать маленьким СМИ, но при этом выдавать проверенную и ценную информацию способны далеко не все блогеры или авторы. Сегодня общество спешно вырабатывает новые механизмы регуляции электронных источников информации, издаются новые законы, идет поиск специальных социальных регуляторов, которые бы позволили оградить приватность человека, соблюсти нормы общепринятой морали.

Комментарии