Процессный подход к управлению: суть и основные принципы

Процессный подход в управлении определяет рассмотрение коммерческой деятельности фирмы как совокупность бизнес-процессов, которые связаны между собой миссией компании и целью ее деятельности.

В современных условиях все больше компаний приходит к выводу, что можно максимально эффективно управлять бизнесом не как совокупностью отдельных функций, а как совокупностью бизнес-процессов, которые и представляют собой суть деятельности. Такой подход стал применяться в менеджменте относительно недавно в связи с возрастающей конкуренцией и увеличением динамики внешней среды. Он ставит своей целью повышение гибкости бизнеса, снижение времени реакции на изменения рынка, улучшение результатов деятельности и более полное достижение целей.

Тем не менее, процессный подход к управлению не является единственным возможным вариантом, так как существуют и другие подходы – ситуационный или системный, например. Системный рассматривает фирму-организацию как общность связанных между собой элементов, которые ориентированы на достижение целей при регулярно меняющихся условиях. Ситуационный же подход утверждает, что применение тех или иных методов и действий всегда определяется, исходя из ситуации.

Процессный подход к управлению: особенности внедрения на предприятии

Процесс внедрения этого подхода на фирме происходит согласно следующим этапам:

  • выявляется сеть ключевых бизнес-процессов (в том виде, в каком они находятся на начало использования подхода);

  • процессы ранжируются по уровню значимости, создается предварительная модель;

  • происходит анализ всех процессов и выявление «узких», т. е. проблемных мест, которые следует проработать наиболее тщательно;

  • на основании полученных выводов строятся модели, показывающие идеальное течение процесса.

Внедряться это новшество может как на всем предприятии, так и на определенном его участке.

Процессный подход: основные принципы

Восприятия бизнеса как системы:

  • предприятие в любой форме рассматривается как система, в том числе и его развитие;

  • решение локальных проблем не меняет систему, поменять можно только всю совокупность в целом.

Восприятие деятельности как процесса:

  • любую деятельность можно улучшить – это и есть цель, которую преследует процессное управление;

  • в любой деятельности есть разделение по наличию материальных ресурсов, персоналу, по времени и так далее.

Разработка стандартов и введение принципа прозрачности ответственности:

  • любая деятельность направлена на получение результата путем преобразования входной продукции в выходную;

  • в каждом процессе должен быть определен поставщик входной и выходной продукции – это нужно для определения ответственности. Также у входного и выходного продукта есть свой потребитель, который заинтересован в его максимальном качестве.

Стандартизация и прозрачность ответственности:

  • ответственность за создание системы лежит на высшем руководстве фирмы;

  • у каждого процесса есть свой владелец, который отвечает за качество его выполнения;

  • все процессы должны быть стандартизированы и прозрачны, чтобы можно было быстро найти проблему.

Процессный подход к управлению включает в себя описание самого бизнеса как совокупности процессов, а также систему контроля, улучшения и управления этими процессами. Можно сказать, что для применения процессного подхода нужно описание, оптимизация и автоматизация процессов. Наиболее качественно это можно сделать с помощью специальных систем. Особенно процессный подход к управлению помогает в тех подразделениях, где изначально требуется высокий уровень стандартизации и где все процессы максимально расписаны – это бухгалтерия, экономический, плановый отдел и так далее.

Комментарии
Продукция есть результат процесса. Поэтому неправильно говорить "любая деятельность направлена на получение результата путем преобразования входной продукции в выходную". Определения процесса дает ГОСТ Р ИСО 9000-2008, как совокупность различных видов деятельности, преобразующих входы в выходы.