Шахта "Осинниковская": история и современное состояние

Шахта "Осинниковская" находится в пределах города Осинники (Кемеровская область), в относительной близости от г. Новокузнецк. Расстояние до Новокузнецка – 25 км. Между городами действует автомобильное и железнодорожное сообщение. Районным центром является город Новокузнецк. Железнодорожная связь осуществляется за счёт линии железной дороги Новокузнецк – Таштагол. Шахта является ведущим предприятием г. Осинники.

Природные условия

Климат региона характеризуется высокой континентальностью, длительной и холодной зимой. Лето короткое и жаркое. Зимние морозы могут достигать значений 45–50 градусов ниже нуля. Толщина снега доходит до 40–60 см. Глубина промерзания грунта обычно не превышает 2 м. Общее количество осадков – около 500 мм в год. Преобладают ветры южной и юго-западной экспозиций.

Регион является сейсмически нестабильным. Максимально возможная сила землетрясений оценивается в 7 баллов по шкале Рихтера.

История шахты "Осинниковская"

Годом основания шахты является 1932-й. С 1959 по 1975 гг. происходило укрупнение шахты и объединение её с "Кузбасской" и "№4".

Сейчас шахта представляет собой открытое акционерное общество. Годом его основания является 1998-й. Шахта расположена по адресу: г. Осинники, Кемеровская обл., ул. Шахтовая, д. 3. Она входит в состав компании "Южкузбассуголь".

В 1998 году общая протяжённость зоны добычи угля на шахте "Осинниковская" составляла 127 км. Шахта имела 10 стволов вентиляции. В зоне добычи располагались от 5 до 6 угольных пластов. Верхние угольные горизонты в основном уже выработаны. Оставшиеся запасы на глубине 160 м составляют около 40 млн тонн. До глубины 360 м запасы извлекаемого угля достигают 248 млн тонн.

С 1997 г. проводится реконструкция шахты. На эти цели было выделено в общей сложности 39 миллиардов рублей. Это связано с необходимостью замены устаревшего и менее эффективного оборудования на новое, усовершенствованное.

Современное состояние шахты

На шахте ведётся добыча угля, относящегося к пластам Елбанской и Кандалепской свит Кузбасса. Общая площадь выработки составляет 56,7 кв. км, размеры – 12 на 15 км. Вся выработка условно разделяется на четыре блока. Первый и второй блоки составляют центральную часть, которая находится в зоне активной разработки. Третий блок относится к западной части, которая не разрабатывается. Пласты здесь имеют наклонную ориентацию. Четвёртый блок составляет северо-восточную часть, удалённую от центра, с ограниченным объёмом выработками. Пятый блок составляет северную часть, наиболее удалённую от центра, которая не разрабатывается.

На глубине 160 м основные сохранённые запасы угля относятся только к 5 блоку. Поэтому для добычи в наиболее доступных 1 и 2 блоках требуется вскрытие более глубоких и неразработанных угольных пластов. Проект предполагает начало добычи угля в горизонте глубин 360 м. Запасы извлекаемого ресурса там составляют до 30 000 тонн. С учётом более глубоких горизонтов (до глубины 600 м) общие запасы доступного для добычи угля составляют 250 000 тонн.

Авария на шахте "Осинниковская"

Серьёзная авария случилась на шахте в марте 2013 года. Это произошло во время проведения профилактических работ по откачке воды из затопленных зон. При этом было зафиксировано обрушение десятиметрового целика, что привело к прорыву воды в зону выработок. Об обвале на шахте "Осинниковская" сообщили в администрации шахты. Из 143 шахтёров, работавших в это время на шахте, 139 смогли самостоятельно покинуть выработки. При этом у троих из них были незначительные травмы. Из оставшихся четырёх один числится погибшим. О судьбе других троих горняков не сообщается. Известно только, что они работали на промежуточном водоотливе.

В соответствии с указом губернатора Кемеровской области Амана Тулеева была создана рабочая комиссия для оказания помощи пострадавшим при обрушении на шахте "Осинниковская" и устранению последствий этого ЧП. В зоне аварии работали 5 групп спасателей. Две бригады медиков находились поблизости в постоянной готовности.

Расследование ЧП на шахте "Осинниковская" велось сибирским отделением Ростехнадзора. Возможно, возникновению аварии способствовал гигантский размер шахты и большой срок её функционирования. Чаще всего причинами серьёзных аварий на угольных шахтах становятся взрывы метана. Поэтому в качестве профилактической меры необходимо создание системы постоянного мониторинга содержания метана в воздухе и систем раннего предупреждения для своевременного оповещения шахтёров о повышении концентрации этого газа.

Комментарии