Ст. 91 УПК РФ. Основания задержания подозреваемого
Гражданин, совершивший преступление, должен быть наказан. Однако для вменения ему соответствующей санкции, он должен быть сначала задержан. Уполномоченные служащие производят задержание в порядке ст. 91 УПК РФ. Рассмотрим далее особенности нормы.
Основания для ограничения свободы в порядке ст. 91 УПК РФ
Следователь/дознаватель может задержать гражданина, подозреваемого в противоправном деянии, за которое предусмотрено тюремное заключение, когда:
- Этот субъект застигнут при непосредственном совершении действия или сразу после него.
- Очевидцы/потерпевшие укажут на этого гражданина, как на причастного к деянию.
- На лице, одежде, при нем, в его жилище обнаружены следы, явно указывающие на совершение этим лицом посягательства.
Для задержания достаточно одного из указанных обстоятельств.
Дополнительно
Во второй части 91 статьи предусматривается, что в случае наличия сведений, дающих основание предполагать причастность гражданина к преступлению, он может быть задержан, если:
- пытался скрыться;
- у него нет постоянного места проживания;
- его личность не установлена;
- в отношении него направлено ходатайство о заключении под стражу.
Ст. 91 УПК РФ с комментариями
Ограничение свободы гражданина, подозреваемого в причастности к посягательству, является одной из процессуальных мер принуждения. О ней говорится в 5 статье кодекса. Согласно п. 11 указанной нормы, срок задержания по ст. 91 УПК РФ – не более 48 ч. Течение указанного периода начинается с момента фактического принудительного ограничения свободы субъекта.
Необходимо отметить, что возможность ограничения прав на личную неприкосновенность и свободу предусмотрено Конституцией. Как устанавливается во 2 части 22 статьи Основного Закона, заключение и содержание под стражей разрешено исключительно по судебному постановлению. До его принятия свобода лица может ограничиваться при применении ст. 91 УПК РФ на срок не более 2-х суток.
Конституция, предусматривая возможность применения к субъекту меры пресечения, связывая ее с необходимостью защиты конституционного строя, государства, населения, здоровья других граждан, их интересов и прав, не закрепляет конкретные основания, порядок и условия, при которых допускается задержание, относя этот вопрос к компетенции федерального законодателя.
Нюансы
Нормы УПК, устанавливающие правила задержания, не вводят каких-либо ограничений, выходящих за рамки Конституции. Напротив, по мнению экспертов, статьи кодекса существенно сужают возможность их применения.
Моментом фактического принудительного ограничения свободы субъекта считается момент лишения его возможности свободно передвигаться. Задержание может сопровождаться применением спецсредств и личным объявлением лицу о реализации меры пресечения.
Подозреваемый
Им выступает субъект:
- В отношении которого начато уголовное производство по правилам и основаниям, закрепленным 20 главой кодекса.
- Задержанный в соответствии со ст. 91, 92 УПК РФ.
- В отношении которого применена процессуальная мера пресечения до официального предъявления согласно 100 статьи кодекса.
- Уведомленный о подозрении в его причастности к деянию.
Данный перечень содержится в 46 норме кодекса и считается исчерпывающим.
Особенности задержания и заключения под стражу
Применяя положения ст. 91 УПК РФ, уполномоченные служащие должны соблюдать установленные кодексом сроки ограничения свободы субъекта. Им надлежит незамедлительно освободить любого гражданина, незаконно задержанного, помещенного в стационарное медучреждение, в том числе психиатрический диспансер, а также необоснованно находящегося под стражей свыше установленного законодательством срока.
Согласно требованиям части 1.1 108 статьи кодекса, под стражу не может быть помещен субъект, обвиняемый/подозреваемый в деяниях по ст. 165, 160, 159-159.6 УК, если они были совершены в сфере предпринимательства. Аналогичное правило действует в отношении лиц, подозреваемых в причастности к деяниям по статьям 190-199.2, 185-185.4, 180-183, 176-178, 171-174.1 УК. Соответственно, задержание данных лиц по ст. 91 УПК РФ недопустимо, если отсутствуют обстоятельства, закрепленные пунктами 1-4 1 части 108 статьи УПК.
Особые случаи
Специальные правила предусмотрены для лиц, обладающих депутатской неприкосновенностью. О них говорится в 449 статье кодекса. К ним относят:
- Членов СФ.
- Депутатов Госдумы.
- Судей федерального, мирового суда.
- Прокурора.
- Председателя, его заместителя, аудиторов Счетной палаты.
- Бывшего президента РФ.
- Уполномоченного по правам человека.
В случае их задержания на основании положений ст. 91 УПК РФ, они должны быть незамедлительно отпущены после установления личности.
Если мера пресечения была применена к помощнику члена СФ или депутата Госдумы, об этом информируется соответствующий парламентарий немедленно. Соответствующее предписание содержится в 37 статье ФЗ № 3.
Цель меры
Задержание по 91 и 92 статьям Кодекса допускается исключительно по открытому уголовному производству. Оно направлено на выяснение причастности субъекта к деянию, решение вопроса о помещении его под стражу.
Законодательством запрещено использовать положения ст. 91 УПК РФ для получения от лица признания в преступлении. Никто не обязан подтверждать свою непричастность к посягательству. Бремя доказывания, а также опровержение доводов, приведенных в защиту лица, возлагается на сторону обвинения.
Пределы применения мер
Принимая во внимание презумпцию невиновности, задержание субъекта по правилам ст. 91 УПК РФ, заключение его под стражу в дальнейшем, должно являться крайней мерой, выступать не правилом, а, скорее, исключением из него. При этом лишение свободы нужно рассматривать как санкцию, подлежащую вменению в последнюю очередь. Такое наказание допустимо применять, если другая мера в соответствии с характером и тяжестью деяния будет явно недостаточной.
Ограничения, которые налагаются на граждан, задержанных по подозрению в причастности к преступлениям, должны соответствовать цели, с которой они применялись, и являться минимально необходимыми.
Доставление в правоохранительные органы
Задержание и привод субъекта к следователю/дознавателю производится до открытия уголовного производства. Вместе с тем, если в правоохранительный орган доставлен гражданин, обоснованно подозреваемый в деянии, вопрос о процессуальном задержании этого лица решается одновременно с составлением постановления о возбуждении дела.
Сообщение о преступлении
Нужно учитывать, что в качестве первоисточника информации о деянии, сообщаемой гражданином, его совершившим, выступает заявление, написанное им собственноручно или зафиксированное в протоколе о явке с повинной. В судебном производстве этот документ признается самостоятельным доказательством.
По смыслу законодательства, а также пояснений Пленума ВС, закрепленных в Постановлении № 2 от 2007 г., сообщение лицом о посягательстве, сделанное им после задержания, не исключает признание этого заявления в дальнейшем в качестве смягчающего обстоятельства.
Важный момент
Если правоохранительные органы располагали данными о преступлении (процессуальными документами, сообщениями потерпевших, свидетелей и пр.), а задержанному субъекту, в свою очередь, об этом было известно, подтверждение им факта причастности к деянию не может рассматриваться как явка с повинной. Оно признается другим смягчающим обстоятельством.
Заключение
В 91 статье четко определены основания, при которых допускается задержание субъекта. В случае их отсутствия, в том числе, при наличии только намерения следователя направить в судебную инстанцию ходатайство о заключении подозреваемого под стражу, задержание гражданина недопустимо. Любые действия, направленные на это, считаются нарушающими предписание законодательства.
Основания 91 статьи непосредственно связаны с моментом получения информации о причастности гражданина к посягательству. Они не могут оставаться достаточными по истечении продолжительного периода времени.