Коневский Рождество-Богородичный монастырь - история, описание и интересные факты

Задолго до появления на острове Коневец обители, Ладожские и Карельские земли были заселены финно-угорскими племенами. К северу и на Карельской земле жили корелы, на западе, рядом с ними, проживали восточно-славянские племена: кривичи и ильменские славяне. К востоку от Ладожского озера – чудь, по реке Неве и на побережье Балтийского моря – ижора и вепсы. До самого крещения Руси эти племена были языческими. По всей земле они ставили множество языческих храмов, где и совершали поклонения богам Велесу и Перуну. На Руси с принятием христианства в 988 году во времена князя Владимира новая вера распространилась далеко на северные земли. Коневский Рождество-Богородичный монастырь на Ладожском озере был создан в 1393 году преподобным Арсением Коневским. Его единственной целью было обращение идолопоклонников в христианскую веру.

Местонахождение

Коневский Рождество-Богородичный монастырь расположен на острове Коневец на западе Ладожского озера, что в Ленинградской области. Этот остров находится в пяти километрах от материка. Друг от друга их отделяет Коневецкий пролив. Площадь острова составляет около 8,5 квадратных километров. Иногда его воспринимают, как двойник Валаамского монастыря, который находится на острове Валаам в Ладожском озере.

Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь: история

В средние века на Коневце находились языческие храмы разных финских племен. Язычники почитали богов, которых сами себе придумывали. Одним самым почитаемым у них был огромный валун (свыше 750 тонн), напоминающий формой череп лошади. Этот камень называли «Конь-Камень», от него и получил название остров.

Средние века

Арсений Коневский (уроженец Нижнего Новгорода) основал в 1393 году монастырь для того, чтобы обратить многобожников в христианскую веру. О самом Арсении известно не очень много. Имеется информация, что в 20 лет он постригся в монахи и прожил в Лисогорском монастыре Новгородской области около 10 лет. После этого он отправился на Афон и провел там три года, получив как благословение икону Божьей Матери, которую впоследствии стали называть Коневской. Желая жить более уединенно, Арсений Коневский получил благословение у Новгородского архиепископа Иоанна II и выбрал себе остров Коневец для проживания. Св. Арсений установил крест и построил келью в глубине Коневца, на небольшой возвышенности. Позже, когда у него появились ученики, свою обитель он перенес ближе к берегу реки Ладоги.

По данным Новгородских летописей в 1398 году был построен монастырь. Можно считать, что Коневский Рождествено-Богородичный монастырь был первым каменным сооружением на Карельском перешейке. После прошедшего наводнения (1421 г.) было принято решение поднять монастырь на возвышенность, где он находится и сейчас. Святым Арсением в 1421 году было начато строительство Собора Рождества Богородицы. Он являлся главной церковью Коневского Рождество-Богородичного монастыря. Его основной святыней является чудотворная Коневская икона Божьей Матери. Она была привезена из Афона Арсением и представляла собой Христа, играющего с птенцом голубя, что отображает духовную чистоту.

Во времена русско-шведской войны, продолжавшейся с 1614 по 1617 год, остров был захвачен шведами, а монахи были выдворены в Нижний Новгород, где их разместили в Деревяницком монастыре. В ходе Великой Северной войны Россия смогла вернуть себе эти земли. В 1718 году настоятель Деревяницкого монастыря получил разрешение у Петра I на восстановление монастыря на острове. В 1760 году возрожденный, он был официально признан самостоятельным.

XIX век

Лучшее время Коневского Рождество-Богородичного монастыря выпало на XIX век – в то время, как слава о нем дошла до столицы. В 1858 году его посетил Александр II с семьей и другими высокопоставленными гостями. Благодаря своей популярности монахи смогли начать строительство новых объектов. Были построены: двухэтажный собор с колокольней (строительство началось в 1800 году и длилось 9 лет) и высокая, в три этажа, колокольня (1810-1812 гг.).

Обитель была полностью возведена из камня. Сформировались три типа монашеской жизни:

  • отшельническая;
  • общежительная;
  • скитская.

На острове были созданы скит Коневский и скит Казанский.

XX век

В 1917 году, после Великой Октябрьской революции, Коневский Рождество-Богородичный монастырь оказался на территории Финляндии. Соответственно он оказался под юрисдикцией Финской Православной церкви. На острове Коневце финнами были воздвигнуты оборонительные сооружения. Во время Русско-Финской войны (1939-1940) и Великой Отечественной стены монастыря были разрушены. После окончания Русско-Финской войны 11% финских земель стали принадлежать СССР. В марте 1940 года монахи отправились в Финляндию (взяв с собой некоторые ценности из церкви). В Финляндии был основан Ново-Валаамский монастырь. В годы войны 1941-1945, когда остров занимали финские военные, небольшая группа монахов вернулась на остров. В 1956 году из группы осталось всего 9 человек. Ими было принято решение: объединить два монастыря Валаамский и Коневский. Монахи, взяв с собой Коневскую икону Божьей матери, ушли в усадьбу Папинниеми, которая принадлежала Новому Валааму.

На острове Коневец сразу после окончания ВОВ располагалась военно-морская часть Советского Союза. Военными было уничтожено монастырское кладбище и часовня, её разрушили с помощью бульдозера.

В 1991 году Коневский Рождество-Богородичный монастырь был передан Русской Православной церкви. После этого и началось его возрождение.

Осенью 1991 года в монастырь были привезены мощи пр. Арсения Коневского, спрятанные от шведов, которые захватили эти земли в 1577 году. Мощи хранились под полом одного из храмов, они являются главной святыней Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря. Еще одна святыня – Чудотворная Коневская икона Божьей матери до настоящего времени находится в Финляндии.

В 1994 году в монастыре были произведены первые монашеские постриги. Сегодня сюда приезжает немало паломников и туристов. Для того чтобы попасть на остров необходимо личное благословление настоятеля Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря или дозволение Паломнической службы.

Действующие соборы, храмы, часовни, скиты

В настоящее время на территории монастыря находится несколько храмов, часовен и скитов. Остановимся поподробнее на некоторых из них.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор считается самой старинной постройкой. Место для него в 1421 выбирал еще сам преподобный Арсений. После сильного наводнения было принято решение перенести монастырь и обитель подальше от берега Ладоги. Позже еще несколько раз монастырь был разгромлен и заново отстроен. Первый отстроенный собор был деревянным, строил его пр. Арсений. Он был сожжен в 1574 году, когда эту землю заняли шведы. После того, как монахи возвратились на остров в XVI веке, они отстроили новый собор уже из камня. В 1610 году шведы вновь захватили эти земли и полностью разобрали здание собора. Во времена Северной войны Россия вернула себе эти земли. В 1766 году собор был возведен вновь, однако к концу XVIII века он пришел в ветхое состояние. А весной 1800 года началось строительство храма.

Всего за год был отстроен первый этаж и сделано перекрытие. Но на второй этаж денег не хватило. В 1802 Александр I сделал пожертвование, благодаря этому стало возможно достроить второй этаж и сделать отделку на первом. На сегодняшний день в нижнем храме прошла реставрация, здесь проводятся богослужения. Второй этаж был сильно разрушен в годы Советской власти, ему нужен капитальный ремонт. В Соборе находятся такие святыни: список с чудотворной Каневской иконы Божией Материи и ковчег с мощами преподобного Арсения.

Часовня явления Божией Матери

Часовня была выстроена на Святой горе после того, как старцу Иоакиму явилась Божия Матерь. Сооружение поставлено на самом краю горы, в том месте, где когда-то стоял поклонный крест, установленный самим пр. Арсением. Часовня считается самой старой постройкой на Коневце. В XIX веке она перестраивалась. Во времена Советской власти часовня была спущена с горы к причалу и использовалась как пропускной пункт. Когда Коневец вернули монастырю, часовню подняли обратно на Святую гору. Внутреннее убранство восстанавливали заново.

Храм во имя святителя Николая Чудотворца (1815 г.)

Этот храм в каменном исполнении построен на месте стоявшей когда-то здесь деревянной церкви. Предыдущая церковь из дерева была восстановлена после Северной войны со шведами в 1718 году и была освещена в ноябре 1719 года. В 1762 году она была обновлена и названа кладбищенской – в ее паперти в то время было устроено кладбище. С 1812 по 1815 гг. деревянное здание было заменено каменным. В церкви находились четырёхъярусный иконостас, образ пр. Арсения, изображения из жизни святителя Николая Чудотворца и Арсения, редкие старинные иконы. В 40-е годы, с приходом военных, это все исчезло. В настоящее время от монастырского кладбища осталась лишь одна ограда.

Коневский Рождество-Богородичный монастырь: настоятели

Среди настоятелей этого монастыря кроме Арсения Коневского стоит выделить духовного писателя и архимандрита Илариона (в миру Ивана Кириллова), который преобразовал монастырь, дав ему новый устав.

Особую роль в жизни монастыря сыграл и настоятель Израиль Андреев, развивавший скотоводство и коневодство. Именно Израиль существенно пополнил фонд монастырской библиотеки.

Комментарии