Морской международный порт Дудинка: его особенности и основная характеристика

Город Дудинка расположен за Полярным кругом в зоне вечной мерзлоты, в устье реки Дудинки (приток Енисея), от имени которой получил название город. От Красноярска до города - более чем 2,5 тысячи километров.

Главная достопримечательность города является морской порт, впечатляющий своими размерами и массивными причалами. Город Дудинка — это международный морской порт, расположенный в низовьях реки Енисей. Это самая крупная морская пристань в Сибири и самая большая северная пристань страны.

Морской порт Дудинка

Порт расположен в месте слияния реки Дудинки с Енисеем. Для него характерно круглогодичное время навигации, которое обеспечивают ему ледоколы. Порт Дудинка связан морским сообщением с городами Архангельском и Мурманском, а в летний период — речным сообщением с Диксоном и Красноярском. С городами Талнах и Норильск он связан автомобильной и железной дорогами. Площадь порта составляет 24,9 гектар, площадь акватории— 30,2 км2. Грузооборот порта составляет 1132 тысячи тонн (2012 год). Пропускная способность около 25 тысяч тонн в сутки. В порту 112 портовых кранов.

Это арктическая морская пристань на трассе федерального значения Северного морского пути.

История возникновения порта

Строительство порта началось в 1935 году. В Норильске строился горно-металлургический комбинат, возникла острая необходимость в доставке грузов для стройки. Первые сооружения в порту были возведены в 1936 году, свои первые суда он принял в 1939 году.

Официально порт был открыт 8 декабря 1944 года. В 1945 году он был передан Норильскому горно-металлургическому комбинату, с того момента он является подразделением комбината.

В 1952 году завершено строительство железной дороги, связывающей порт Дудинки с городом Норильск.

Длительное время доставка груза к металлургическому комбинату осуществлялась в течение четырех месяцев (только во время летней навигации), так как в зимний период акватория Дудинского порта полностью покрывалась льдом. В 60-х годах появляются атомные ледоколы и период арктической навигации значительно увеличивается.

В 60-е годы приступили к строительству причалов, на которых в 1965 году были установлены портальные краны. Первый стотонный плавучий кран появился здесь в 1967 году. С его появлением увеличился грузооборот порта, составив 1 220 тысяч тонн в год.

В 1973 году в порту Дудинки была открыта зимняя навигация. С 1978 года сообщение Мурманск — Дудинка стало круглогодичным благодаря появлению ледоколов «Капитан Сорокин», «Сибирь» и «Капитан Николаев», которые были способны заходить в Енисей.

В 1982 году Дудинский порт получает статус морского.

В 1984 году грузоперевозки превысили 6 млн тонн.

В 2001 году стали эксплуатироваться два грузоподъемных крана, три автопогрузчика, 10 современных кранов.

В 2005 году на воду был спущен первый контейнеровоз высокого ледового класса «Норильский никель». Он предназначен для плавания без сопровождения ледоколов. В 2009 году в порт прибыл еще один такой контейнеровоз дизель-электроход «Талнах».

В 2011 году флот порта пополнился танкером «Енисей», он способен проходить ледяные толщи без сопровождения ледокола, максимальная толщина льда которых до 1,5 м.

С 2012 году в морском порту Дудинки работает мобильный оборонный комплекс, который обеспечивает контроль акватории моря и территории суши в радиусе 50 км. В комплекс входят сейсмическая и гидроакустическая станции, позволяющие обнаружить и распознать противника еще на подходах к порту.

В 2012 году Дудинский морской порт стал международным, здесь был открыт постоянный пункт пропуска через государственную границу.

Особенности порта

Это уникальный порт, его причалы ежегодно затопляются во время весеннего половодья реки Енисей. В это время осуществляется эвакуация техники и грузов на высоту в 20 метров. 7 июня наблюдается пик паводка, спад воды происходит к 1 июля.

Летняя навигация морского порта продолжается примерно 130 дней, с начала июня по середину октября. Зимнюю навигацию суда осуществляют в сопровождении ледоколов.

Описание Дудинского порта

Дудинский морской порт способен принимать навалочные, промышленно-продовольственные, технологические, лесные грузы и нефтепродукты. Из города вывозятся никель, селен, кобальт, уголь, сера, медь, металлолом. Морской порт речным способом сообщения связан с портами Абакана, Лесосибирска, Красноярска. Эксплуатируется одновременно морской и речной порт Дудинка.

Годовой грузооборот морского порта составляет около миллиона тонн, полмиллиона из них приходится на товарную металлопродукцию, другая часть – на грузы для промышленного района Норильска.

Это международный порт. Морские суда, совершающие международные рейсы, могут отгружать грузы в порту Дудинка с оформлением на месте всех необходимых таможенных и пограничных документов.

Дудинский порт оборудован 23 морскими причалами и 9 речными, кроме того, имеется 8 высоких причалов, используемых в период паводка. Имеется также нефтепричал, сооруженный ниже морских причалов по течению реки Енисей.

Комментарии