Левый руль: преимущества и недостатки. Правостороннее и левостороннее движение

Споры о преимуществах и недостатках правого или левого руля в автомобиле продолжаются уже даже не годы, а десятилетия. Посмотрим, чем действительно они отличаются друг от друга, и в чем их особенности.

История

Существует множество теорий, почему определенный вариант движения выбран в той или иной стране. Наиболее правдоподобным из них выглядит предположение, что там, где было много коней, изначально движение было правосторонним (то есть подходящем для современных авто с левым рулем).

В Японии же, Англии и Австралии оно противоположное. А в других странах мира уже давно ездят по-другому. Даже если когда-то ездили по левой полосе, то уже практически все поменяли правила. Оставшиеся же страны относятся к островным, то есть здесь нет никакой необходимости делать специальные дорожные развязки, ведь любой транспорт сюда все равно поставляется только по морю (или собирается на месте).

Правостороннее движение в России, по некоторым данным, зародилось в очень древние времена. Так как вести лошадь в поводу удобнее правой рукой, а дороги не поражали воображение своей шириной, люди подсознательно старались двигаться так, чтобы встречаться с едущим в другую сторону самостоятельно, а не через коня. Официально же все это было утверждено только в СССР. С тех пор ничего в данном направлении радикально не менялось.

Проблема обгона

Если рассматривать ситуацию обгона с использованием машины с правым рулем в нашей стране, то первым делом нужно остановиться именно на этой особенности.

В классической комплектации авто водитель сидит так, что при обгоне может буквально выглянуть за идущую впереди машину и посмотреть, не врежется ли он в кого-то дальше по трассе. С правым рулем подобного не выйдет.

Конечно, в некоторых случаях помогает пассажир спереди или специальная техника (типа настроенных видеорегистраторов, которые показывают примерно то же самое, что и сидящий слева). Но все это не дает полного представления о ситуации на дороге. А значит, левый руль в данном случае намного предпочтительнее. С ним водитель всегда в курсе возможных препятствий и может своевременно на них среагировать. Большая часть аварий с праворульными машинами происходит в основном из-за того, что ситуация на дороге была оценена неверно.

Безопасность

А вот с точки зрения безопасности могут быть разные варианты. Так, по статистике, правая передняя часть любого авто, обзор которого проводился, подвергается большей угрозе. Водитель всегда старается избежать столкновения и даже несознательно подставляет любые части машины, кроме той, в которой сидит сам.

В случае с правым рулем, под удар будет подставляться противоположная сторона, и, в теории, он сам будет в большей безопасности. Правда, все это не слишком важно, так как на скорости до 65 км/ч, корпус автомобиля должен сохранять свою форму при столкновении. И если ехать быстрее, то там уже тело человека не выдержит ускорения. И потому в данном случае если преимущество у правого руля и есть, то оно незначительное.

Отечественные водители в большинстве случаев игнорируют технику безопасности, не пристегиваются и в целом ведут себя на дороге достаточно беспечно. Разумеется, в такой ситуации положение руля не будет играть никакой роли, и вероятность получить серьезные травмы, которые могут даже привести к летальному исходу, повышается одинаково.

Заправка, посадка и высадка

Теперь поговорим об элементарных удобствах. Если используется, к примеру, "Тойота" с левым рулем, то выйти из нее на тротуар водителю намного проще. Можно даже совершать покупки в расположенных в непосредственной близости от дороги магазинах. Кроме того, на заправках это поможет избежать очередей за счет другого расположения топливного бака. Это значительный плюс в стороны машин с правым рулем.

Но следует отметить, что большая часть инфраструктуры заточена как раз на более классические автомобили, и в некоторых случаях это преимущество может стать серьезным недостатком. К примеру, когда необходимо оплатить проезд на платном шоссе или в других аналогах. К слову, предприятия общественного питания, которые предлагают автомобилистам совершать покупки, не выходя из машины, также заточены на леворульную технику.

Фары

Теперь рассмотрим еще одну проблему правого руля у авто. Обзор большинства моделей показывает, что все они ориентированы на непривычный нам вариант движения. Как следствие, фары направлены в другую сторону и очень качественно слепят водителя, едущего навстречу.

Разумеется, это неприемлемо, да и техосмотр пройти не получится. В лучшем случае, данный элемент можно вручную подрегулировать без особых проблем самостоятельно. А вот в худшем придется тратить большие деньги и переделывать фары на подходящий на наших дорогах вариант.

Запасные части

Во всех регионах, расположенных в непосредственной близости от Японии, починить машину с правым рулем достаточно просто. Там хватает запчастей, и цена на них намного меньше, чем на любые другие аналоги. И совсем другая ситуация в остальной части России. Там тот же самый "Ниссан" с левым рулем, пусть даже подержанный, обойдется в обслуживании значительно дешевле авто, ориентированного на левостороннее движение. Найти запасные части на последнее будет крайне сложно, не говоря уже об их стоимости. В итоге попытка сэкономить на машине приведет к тому, что затраты на ее содержание «съедят» все преимущества.

Парковка и дело привычки

Зато прижиматься к обочине на машине с правым рулем – одно удовольствие. Водитель получает возможность выглянуть в окно и при этом не опасаться врезаться во что-то незамеченное. С левым расположением руля такой номер не пройдет.

С другой стороны, если со стороны водителя будет стена, забор или другое подобное препятствие, не позволяющее открыть дверь, придется перелезать на другую сторону, что крайне неудобно. Кроме того, если человек никогда не садился за руль, расположенный справа, ему потребуется некоторое время, чтобы приспособиться и привыкнуть. И при смене авто на более классический вариант, вновь придется проходить такой своеобразный «период адаптации».

Цена

Главная же причина, по которой приобретают машины с правым рулем, – это их стоимость. Несколько лет назад разница была настолько существенной, что даже в центральных или западных регионах России было очень много японских машин. Сейчас уже нормальный автомобиль с левым рулем обойдется не намного дороже, а преимуществ его использования, как бы там ни было, все же значительно больше. В такой ситуации японская техника остается актуальной на Дальнем Востоке, где нет аналогов и просто не из чего выбирать.

Итоги

Авто с левым рулем в подавляющем большинстве стран мира будет значительно удобнее. Альтернативный вариант подходит только для тех регионов, где до сих пор сохранился непривычный нам вариант движения. Использование же левосторонних автомобилей в условиях наших правил дорожного движения будет крайне затруднительным и подходит только для тех людей, которые привыкли ездить именно так.

Практически во всех случаях есть возможность изменить положение руля, переставив его на другую сторону, но это весьма дорогостоящая процедура, на которую согласится не каждый. Некоторые виды техники, в основном военной, в своей конструкции заранее предусматривают эту проблему. Они позволяют переставить руль с одной стороны машины на другую практически моментально. Благодаря этому водитель всегда может оптимально подготовится к предстоящему боестолкновению.

Комментарии