СХШ им. Иогансона. Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона Российской Академии художеств
В 1934 году было принято судьбоносное решение для всех юных талантливых художников. После посещения выставки детского рисунка в Ленинграде Секретарь ЦК ВКП(б) С.М. Киров дал указание создать "Начальную школу рисования", находящуюся при Всероссийской Академии художеств. И вот, уже в феврале школа приняла первых учащихся в своих стенах. В начале весны она получила новое название: "Школа юных дарований". История СХШ им. Иогансона за все время существования претерпела много изменений. Рассмотрим сначала историю возникновения учебного заведения.
Первые шаги
Сначала дети учились только по вечерам, после обычных занятий в своих основных школах. Уроки проходили 3 раза в неделю, после обеда. Обучение в СХШ им. Иогансона длилось четыре года. Принимали детей из бедных семей, было много сирот. Государство поддерживало юные таланты и материально. Детям платили стипендию 40 рублей, а самым лучшим ученикам - повышенную, в размере 100 рублей.
Программа обучения не имела общеобразовательных дисциплин, количество предметов утверждалось Академией художеств. Преподаватели объясняли основы рисунка, проводили беседы по истории искусства, знакомили со знаменитыми творцами. Скульптуру изучали, занимаясь лепкой с живой натуры. Таких предметов, как живопись и композиция, вообще не значилось в программе. Каждый год организовывались большие завершающие выставки работ юных учащихся. Это было своеобразным экзаменом в конце каждого курса обучения.
Изменения 1936 года
Начиная с 1936 года СХШ им. Иогансона претерпевает большие организационные преобразования. Теперь учебное заведение проводит дневное обучение. Занятия включают все необходимые школьные дисциплины. Название "Школа юных дарований" меняется на Среднюю художественную школу. Всех учащихся переводят на полное обучение. Производится набор на учебу других детей путем конкурсного отбора.
Преподаватели принимались на работу особым образом. Во-первых, они все имели высокую категорию, во-вторых, в коллективе должны были присутствовать люди разных национальностей. Были как партийные, так и беспартийные. Главный организатор изменений школы - Иван Никанорович Ефимов.
Первое время СХШ им. Иогансона находилась в помещении Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, на третьем этаже, по адресу: Университетская набережная, 17. Для бедных и иногородних учеников было организовано проживание и питание в общежитии. После окончания школы многие поступали сразу в Академию художеств.
Жизнь учащихся во время войны
С началом войны школа еще некоторое время работала в обычном режиме. Ученики после занятий помогали родному городу в строительстве оборонительных сооружений. В процессе эвакуации из города знаменитых экспонатов музея Эрмитаж ребята помогали упаковывать картины и другие произведения искусства. После первой блокадной зимы многие дети не пережили трудностей и погибли.
Потом Ленинградская средняя художественная школа была эвакуирована в Самарканд, где дети тоже помогали взрослым в это тяжелое для страны время: убирали урожай, строили гидроэлектростанцию, прокладывали железную дорогу. Помимо помощи простым людям юные таланты воплощали увиденное на полотнах. Была организована выставка про жизнь в блокадном Ленинграде.
Старшие дети были мобилизованы в ряды Красной армии, сражались наравне со взрослыми, защищая Родину от фашистских захватчиков. Большая часть ребят так и не воротились назад, многие пали на поле битвы. Вернулись в родной Ленинград для продолжения обучения только оставшиеся в живых 53 ученика.
В честь кого названа школа?
Художественная школа в Ленинграде была названа в честь Бориса Владимировича Иогансона в конце августа 1973 года. Это московский художник, профессор и Президент Академии художеств СССР с 1958 по 1962 год. Творил Иогансон в стиле социалистического реализма. Изображал он на своих картинах простых рабочих людей. Самыми знаменитыми картинами его считаются "Допрос коммунистов" и "На старом уральском заводе".
Это народный художник, который получил много Сталинских премий. Является Героем Социалистического труда. Такая фамилия ему досталась от отца, служащего в Москве, который имел шведские корни. В своем творчестве данный художник наследовал любимых авторов: И. Репина и В. Сурикова.
Преподавательский состав
В Художественной школе с самого начала существования работали только самые лучшие педагоги, знатоки своего дела, знаменитые художники и скульпторы. Первым директором школы был К. М. Лепилов, ученик Ильи Репина, профессор Академии художеств. Другие педагоги были не менее именитые: П. С. Наумов, ученик Д. Кардовского, Л. Ф. Овсянников, ученик В. Матэ.
Даже сейчас в лицее Иогансона работают только выпускники института им. И. Е. Репина, профессора Академии художеств. Многие учителя раньше были учениками данного заведения, потом вернулись в родные стены уже в качестве преподавателей. Таким образом сохраняются многолетние традиции школы, осуществляется преемственность поколений.
Многие выпускники данной школы стали преподавать уже в институте им. И. Е. Репина. Сейчас даже широкому кругу людей, мало-мальски знакомому с художниками страны, известны выпускники данного учебного заведения: А. П. Левитан, М. К. Аникушин, Д. Т. Обозненко, В. И. Тюленев. Знаменитостями за рубежом стали такие выпускники школы, как М. Шемякин, Э. Неизвестный.
Лицей Иогансона
Долгое время ученики школы не могли получать аттестаты о среднем образовании, с их дипломами можно было поступать только в Институт художеств. С 1 декабря 1992 года школа в очередной раз была преобразована. Новое название учебного заведения звучит так: Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б. В. Иогансона при институте им. И. Е. Репина.
Выпускники получают образование по всем предметам общегосударственных учебных заведений, сдают экзамены ЕГЭ и могут поступать при желании в любое высшее заведение страны.
Располагается лицей в Василеостровском районе, недалеко от станции метро Василеостровская. Адрес учебного заведения: ул. Детская, 17.
Поступление в лицей
Чтобы поступить ребенку на обучение в данный лицей, нужно пройти тестовое задание. Для разных классов даются различные варианты вступительных работ. Отличаются задания в зависимости от направленности класса. Например, чтобы поступить в класс "Живопись", нужно принести целую папку своих работ на требуемую тематику. Это натюрморт, бумажный графит, акварель, композиция на заданную тему, наброски, зарисовки, этюды. Все работы должны быть правильно оформлены. Подробнее абитуриенты узнают информацию на сайте лицея или в приемной комиссии.
Чтобы сдать для поступления в СХШ им. Иогансона вступительные экзамены в класс "Скульптура", нужно принести рисунки с частями тела человека (губа, нос, ухо), бумажный графит, натюрморт и акварель, композиции на разные темы. Всего работ по каждой теме должно быть несколько, не меньше 5 штук. Если поступающий подает документы в старшие классы, то добавляется рельефный рисунок, изображение гипсовой головы древнегреческого героя и т. д. Похожие задания и для поступления в 10 класс на отделение "Архитектура".
Проблемы лицея
Директор СПГАХЛ им. Б. В. Иогансона Лариса Николаевна Кириллова последние годы озабочена состоянием школы. Нехватка финансирования и утечка кадров за границу наносят вред заведению. Ученикам после окончания школы очень тяжело найти свое место в жизни, достойную работу, заказы.
Она считает, что в лицее должна быть специальная программа и итоговая аттестация по предметам естественно-математического курса. Много художественно одаренных детей имеют различные хронические заболевания, и им тяжело усваивать школьную программу, хотя, как художники, они чрезвычайно талантливы. Приводит в пример А. С. Пушкина, который имел в школе двойки по математике, а стал гением в искусстве поэзии.
Отзывы бывших учеников и их родителей
Про СХШ им. Иогансона отзывы в интернете самые различные - от позитивных до резко критичных. Сначала обсудим положительные отклики о данном заведении. Многие дети рады, что отучились именно здесь, так как для поступления в Академию принимают документы только у выпускников данного лицея или художественного училища. После простой школы можно даже и не пробовать поступить в высшее учебное заведение такого уровня.
Еще плюсом называют лояльное отношение преподавателей к общеобразовательным предметам, ребят всеми силами подтягивают, закрывают глаза на неудачи по математике или полной безграмотности ученика. В одном отзыве девушка рассказывала, что парень в сочинении на экзамене допустил 64 ошибки в тексте, а ему все равно помогли поступить в Академию, потому что он был талантлив в живописи.
Отрицательных отзывов большинство. Недовольны как бывшие ученики, так и их родители. Многие считают, что годы в лицее потеряны зря, работы достойной найти не могут, денег нет, приходится зарабатывать другим способом. Родители недовольны уровнем знаний по другим предметам, считают, что образование нужно давать детям качественное по всем дисциплинам. Также критикуют нищету материальной базы, пустые классы с ободранными стенами и старой допотопной мебелью. Считают, что у преподавателей попустительское отношение к своей работе.