Обслуживание котелен: сроки, технические службы

Обслуживание котелен - это ряд нескольких операций, которые должны проводиться регулярно. Отказ от проведения таких работ влечет за собой не просто поломку, а еще и риск взрыва объекта. Если это, к примеру, газовая котельная. Более подробная информация представлена в статье.

Котельные

Проведение обслуживания этих объектов является одним из важнейших требований потому, что это существенно увеличивает срок их службы, а также срок службы всех дополнительных систем и оборудования, имеющегося в котельной. К особенностям проведения этой операции стоит отнести то, что в котельной располагается очень дорогостоящее оборудование, а потому при поломке стоимость его замены будет очень высока. Гораздо дешевле будет потратиться на проведение профилактических ремонтных работ, которые позволят избежать нежелательного нарушения на объекте, а, следовательно, и нарушения теплоснабжения в своем доме. Также стоит отметить, что существует несколько видов котелен. Основным признаком, по которому их отличают друг друга, стал их теплоноситель, который и занимается выработкой тепла.

Классификация

При обслуживании котелен очень важно заранее знать, какой именно тип теплового носителя установлен на данном объекте. Они бывают следующих видов:

  • оборудование, работающее на газу;
  • котлы, работающие на жидком топливе;
  • объекты, работающие на твердом топливе;
  • котлы, работающие от электричества;
  • комбинированные типы котлов.

Важно понимать, что каждый из этих котлов обладает своей спецификой, которая во многом определяет процесс проверки и проведения технического обслуживания котельной. К примеру, если взять газовый вариант котельной, то при их проверке обязательным пунктом будет поиск утечек газа, в то время, как при обслуживании котлов, работающих на твердом топливе, такая проблема не возникает вовсе. Стоит отметить, что сложность проведения проверки и обслуживания котелен кроется также в их способе размещения. Если объект встроен блоком в какое-либо помещение, то процесс обслуживания облегчается, так как габариты агрегатов намного меньше, и самого оборудования тоже. А вот если котельная стоит отдельным зданием, то приходится проводить намного больше проверок, так как там больше специализированного оборудования.

Типы работ

Так как в процессе работы котельное оборудование сильно подвержено процессу естественного износа, важен не только его ремонт, но и проведение профилактических работ. Помимо поломок, могут также возникать загрязнения некоторых деталей или отсеков, что также необходимо устранять. По этим причинам различают два типа работ: вахтенно-ремонтные и планово-предупредительные. К последнему типу ремонта можно отнести такие виды ремонта и обслуживания котельной, как текущий и капитальный. Межремонтное же обслуживание (вахтенно-ремонтное) необходимо для того, чтобы осуществлять надзор и уход за оборудованием, а также проводить мелкий ремонт агрегатов и труб. Данный тип работ не планируется, его осуществляет дежурный персонал котельной и дежурный слесарь. Полноценное и своевременное проведение этих типов работ снизит стоимость и надобность в капитальном обслуживании котелен.

Планово-предупредительные

Проведение данных работ осуществляется по заранее определенному плану. Профилактическое обслуживание котельных устройств и труб по плану требуется два или три раза в год. Капитальное обслуживание оборудования необходимо проводить один раз в год. Объем работ, которые потребуется проводить во время обслуживания котельного оборудования, зависит от состояния всех его устройств, а также от типа нагревательного элемента. К операциям текущего ремонта относят следующие:

  • проведение частичной разборки оборудования;
  • проведение разборочных и проверочных работ отдельных узлов котла;
  • ремонт или замена тех деталей, которые пришли в негодность из-за износа;
  • осмотр отдельных деталей оборудования с целью выявления их состояния.

Целью проведения капитального ремонта является восстановление оборудования до его первоначального состояния, а также улучшение технических характеристик.

Прием оборудования

После проведения капитального ремонта, целью которого является выявление и замена всего неисправного оборудования, исправление всех дефектов агрегата, полная разборка оборудования, осуществляют приемку устройств. Стоит сказать, что капитальную часть технического обслуживания проводит бригада или специализированная организация.

Приемка оборудования происходит с составлением соответствующих документов, после составления и подтверждения которых, котельная считается исправной и может быть введена в эксплуатацию. Возможные нарушения в работе, которые происходят в процессе эксплуатирования устройств, приводят к тому. что возникает необходимость внепланового, то есть, аварийного ремонта. Для того чтобы минимизировать, или вовсе избежать таких проблем, гостехнадзор осуществляет плановые проверки внутренних и наружных элементов котлов, а также проводит испытания гидравлического типа.

Газовые котельные

Стоит сказать, что инструкции по проведению технического обслуживания для котлов, разделяются по типу в зависимости от вида агрегата. Даже, к примеру, для газовых котлов нет единой инструкции по ремонту. Для разных устройств - разные правила. К примеру, существует инструкция, которая применима к ремонту таких котлов, как КАСВ-1,86 и ВК-21.

В этой инструкции прописаны правила безопасности при осуществлении ремонта. Также она устанавливает допуск лиц к ремонту оборудования. Это должны быть люди, не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, получившие надлежащее образование в учреждении, которое обладает лицензией Гостехнадзора и имеет право на выдачу удостоверения, подтверждающее право лица на осуществление ремонта котельного оборудования. Также стоит отметить, что к обслуживанию газовых котелен допускаются сотрудники, прошедшие полную проверку знаний.

Допуск сотрудников

Каждое предприятие, занимающееся обслуживанием котельного оборудования должно осуществлять периодическую проверку знаний своего персонала. То есть, не реже, чем один раз в год. Также данная проверка должна проводиться при переводе ремонтного персонала, обслуживающего котел одного типа на другой. Последней причиной проверки может стать переход котла с одного вида, используемого топлива, на другое.

Также важно заметить, что при смене дежурного персонала, которая должна происходить в срок, соответствующий внутренним правилам распорядка, необходимо проводить проверку оборудования. Пришедший персонал обязан свериться с записями в сменном журнале, осуществить осмотр всего оборудования, а также проверить исправность аварийной сигнализации и освещения. Это наиболее важные правила при работе с газовыми котлами, так как при неисправностях очень велик риск возникновения пожара или взрыва.

Комментарии