Пролив Зондский: история и современность

Своим названием Зондский пролив обязан индонезийскому термину Па-судан - Западная Ява. Именно здесь находится остров с одноименным вулканом Кракатау, извержение которого в конце позапрошлого века, без преувеличения, потрясло весь мир.

Где находится Зондский пролив?

Небесные или природные силы словно специально постарались пробить узкую морскую дорожку древним торговым судам человечества между самыми большими островами одного из крупнейших мировых архипелагов - Зондского. Минимальная ширина образовавшегося пролива - около 24 км, длина -130 км. Он разделяет индонезийские острова Суматра и Ява, а таке связывает два океана - Индийский и Тихий.

По мнению ряда исследователей, пролив достаточно молодой. Появился в результате обрушения породы после вулканического извержения, предположительно в 535 году. Глубина колеблется от 12 м в восточной части и до 40 м в западной. Это делает его непроходимым для тяжелых судов (например, современных танкеров). А вот в древние времена Зондский пролив служил важным торговым путем.

Дорога к Островам пряностей

Именно между Явой и Суматрой пролегали маршруты всех судов, стремящихся попасть из вод Индийского океана к берегам Поднебесной, Японии или Филиппин. Особое значение Зондскому проливу придала Голландская Ост-Индская компания в период с начала XVΙΙ века и почти до конца XVΙΙΙ. По водам залива торговцы значительно сокращали путь к Молуккским островам Индонезии, являющимся основным поставщиком пряностей. Отсюда привозили гвоздику и мускатный орех, а также какао-бобы, кофе и фрукты.

Стоит отметить, что судовождение в Зондском проливе всегда считалось довольно опасным занятием из-за обилия небольших островков вулканического происхождения, мелей и сильных приливных течений.

Катастрофа планетного масштаба

Печальную известность проливу принесло в 1883 году извержение вулкана Кракатау, спокойно "дремавшего" около 200 лет. Первые признаки активности были замечены еще в мае, но настоящий ад разверзся 26-27 августа. Извержению предшествовал выброс колонны пепла, высотой до 28 км. Затем в течение 4,5 часа последовали четыре оглушительных взрыва, отголоски которых были слышны за 4 тыс. км. Сила последнего, расколовшая остров на части, в 10 тыс. раз превышала мощность атомной бомбы, сброшенной американцами на Хиросиму.

Ударные волны 7 раз облетели планету и регистрировались по всему миру. Радиус разлета каменных осколков и пепла составил около 500 км. Более 90% из 36 417 погибших убила гигантская, высотой до 36 м, цунами. На Яве и Суматре было уничтожено около двухсот селений. Несколько суток над всей Индонезией господствовала полная мгла. Даже на другой стороне земного шара, в Никарагуа, Солнце приобрело синий оттенок. Обилие вулканического мусора в атмосфере стало причиной понижения в последующие пять лет средней температуры во всем мире на 1,2 ˚С.

В 1927 году на месте исчезнувшего острова появился новый, названный Анак-Кракатау (Дитя Кракатау) с действующим вулканом. На сегодняшний день его высота составляет 813 м и продолжает расти со средней скоростью 7 м/год.

Тихоокеанский блицкриг

Еще одной важной исторической вехой акватории является Вторая мировая война. В 1942 году японский флот безраздельно господствовал в водах у побережья Юго-Восточной Азии. Командование готовило высадку десанта на остров Яву, важное стратегическое значение которому придавали богатые нефтяные месторождения и перерабатывающие заводы.

Планам японцев должны были воспрепятствовать силы объединенного флота, в составе американских, британских, австралийских и голландских кораблей, но в решающем сражении союзники потерпели сокрушительное поражение. Два крейсера "Хьюстон" (США) и "Перт" попытались прорваться между островами Ява и Суматра в Индийский океан, но были блокированы подоспевшими миноносцами и крейсерами японцев. Бой в Зондском проливе продолжался 99 минут. "Хьюстон" и "Перт" в итоге были торпедированы и потоплены, но даже в безнадежных условиях остались верны воинскому долгу.

Особенности современной инфраструктуры

Индонезия сегодня - самое большое государство Юго-Восточной Азии с населением около 250 млн человек, 80% из которых проживают на Суматре и Яве. Строительство моста через Зондский пролив в стране с динамично развивающейся экономикой планируется с 60-х годов прошлого века. Более 25 тыс. судов и паромов, курсирующих между островами, не справляются со все возрастающим потоком грузов и пассажиров.

На сегодняшний день строительство находится в стадии проектных и подготовительных работ. Мост длиной около 30 км с шестиполосной автомагистралью, двухпутной железной дорогой, трубопроводами, электрическими и телекоммуникациями, обойдется казне в 12 млрд долларов. Сложность строительства заключается не только в масштабности проекта, но и в том, что регион относится к сейсмически опасной территории. Реализация замыслов станет настоящим памятником инженерного гения человечества, его упорству и трудолюбию.

Комментарии