Справочно-правовая система - это особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов

Развитие Интернета, облачных технологий и удешевление услуг хостинга заметно повлияли на распространение различных баз данных, как онлайн, так и автономных. К ним можно отнести и популярные ныне справочно-правовые системы. Это онлайн- и оффлайн-базы данных, в которых содержатся подробные сведения об указах, законах, постановлениях и прочая информация, которую могут использовать в повседневной работе различные ведомства и предприятия.

Реализация справочной системы

Во времена до изобретения Интернета сведения об изменениях в законах, постановления и указы публиковались в печатных изданиях. С развитием сферы электронных носителей — компакт-дисков, появилась возможность использовать оффлайн-версии справочников на своем компьютере. Правда, для поддержания актуальности нужно было каждый раз выпускать новые носители.

Затем пришёл Интернет и внёс свою лепту. Теперь можно, не выходя из дома, узнать, что изменилось в той или иной сфере законодательства, а также выяснить, каким документ был до этого. Причём информация всегда будет актуальной.

Принципы работы

Современная справочно-правовая система — это не только набор полезных данных. Это удобный рубрикатор, поиск и дружелюбный интерфейс. Все устроено таким образом, чтобы пользователь, пользующийся системой, мог в короткие сроки найти любую интересующую его информацию. При этом она должна быть достоверной и актуальной.

Характеристики справочно-правовой системы

Из свойств любой справочной системы можно выделить:

  • Функциональность. Система позволяет быстро найти необходимую информацию.
  • Удобство. Не нужно переворачивать тонны книг, все доступно через поиск и каталог.
  • Актуальность. С развитием Интернета разработчикам достаточно обновить все на одном центральном сервере, чтобы вся информация стала актуальной.
  • Автономность. Возможность использовать оффлайн-версию, например, для длительных поездок в регионы с плохим Интернетом.

Данный список характеристик справочно-правовой системы не полон и может различаться в разных реализациях.

Отечественные продукты

Российские справочно-правовые системы представлены тремя основными продуктами: это "Гарант", "КонсультантПлюс" и "Кодекс". Стоит подробнее рассмотреть каждую из них, чтобы узнать плюсы и минусы.

"КонсультантПлюс"

Справочно-правовая система "Консультант Плюс" впервые заявила о себе в 1992 году. История её создания тесно переплетается с системой "Гарант". Именно так назывался первый образец продукта, который увидел мир в 1990 году. Над ним работали двое выпускников МГУ — Д. Новиков и Д. Першеев. В ходе разработки, как это часто бывает, между партнёрами возникли разногласия. Першеев хотел увеличить конечную цену ПО и расширить её функционал. Новиков же предлагал углубиться в распространение, доступность продукта. В итоге первому достался "Гарант" и все первичные наработки, а второму пришлось начать все с нуля. Так и зародился "Консультант Плюс".

Несмотря на то что "Гарант" был практически готов, "Консультант" сразу же быстрыми темпами начал обходить конкурента. Возможно, дело было в правильной политике распространения продукта и его продвижении, в то время как "Гарант" делал акцент на технологичности и «плюшках».

На сегодняшний день справочно-правовая система "Консультант Плюс" занимает большую часть рынка по предоставлению информационных услуг в этом секторе.

Описание

По состоянию на начало 2017 года в базах данных "Консультанта" содержится более 102 миллионов документов. Основные пользователи справочно-правовой системы — это студенты, преподаватели, руководители предприятий и организаций, бухгалтеры и юристы.

Основные разделы, в которых можно получить информацию выглядят так:

  • законодательство;
  • комментарии законодательства;
  • формы документов;
  • судебная практика;
  • консультации для различных сфер;
  • международные правовые акты;
  • технические нормы и правила.

Интересной особенностью системы является то, что каждый пункт разделен на так называемые «информационные банки». Это даёт системе справочной правовой информации "КонсультантПлюс" особую гибкость и модульность. То есть имеется возможность использовать для конкретной задачи именно те документы, которые подходят. Таким образом разработчики могут комплектовать различные сферы своими собственными «дистрибутивами» - бухгалтерскими, юридическими, бюджетными, строительными, медицинскими и т. д.

Взаимодействие системы "КонсультантПлюс" с пользователем

Использование справочно-правовой системы "КонсультантПлюс" происходит в довольно простом режиме. Основным элементом навигации служит поиск в базе данных. С найденными документами можно производить множество различных действий, например, сохранить, распечатать или отправить по электронной почте.

Стоимость системы

Интернет-версия системы даёт возможность пользоваться ограниченным набором документов бесплатно.

Приложения, доступные на мобильных платформах, также предоставляют некоммерческий доступ к большинству документов. Есть возможность кэширования, которое позволяет использовать продукт в режиме оффлайн.

Отдельно можно выделить приложение "КонсультантПлюс: Студент", которое оснащается не только доступом к правовой информации, но и имеет несколько учебников, которые помогут учащимся разобраться в терминах изучаемой науки.

Особенности и возможности

Подытожив, можно выделить основной функционал и необычные «плюшки» электронно-справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

Интересная функция «Документы на контроле» позволит поставить нужный документ в режим мониторинга. Как только законодательство изменит что-то в нем или вовсе удалит его, пользователь тут же будет оповещён об этом.

Беглому осмотру любого документа для понимания его необходимости в определённой ситуации способствует оглавление, сформированное из ссылок для быстрого перехода.

Внедрение своих комментариев или пометок в тексте документа поможет быстро найти важное место позднее. Также можно создавать свою собственную подборку документов, актов и образцов форм в отдельной папке.

"Гарант"

Так как справочно-правовая система "Гарант", по сути, и есть "КонсультантПлюс", то история её появления была описана выше. Ее влияние на рынке немного меньше чем у "Консультанта", однако все же она имеет свою аудиторию.

Структура программного комплекса

Справочно-правовая система "Гарант", так же как и "КП", разделена на информационные блоки. Это экземпляры баз данных, сформированных по общему принципу. Из таких блоков формируется один целый продукт, который ориентирован на конкретного пользователя.

Система имеет несколько вариантов обновления и доступа. То есть её могут применять на предприятии для комплекса машин или же локально, обновлять как посредством сети Интернет, так и с помощью электронных накопителей.

Имеется отдельный продукт, который выпускается в сотрудничестве с компанией 1С — "1С:Гарант Правовая Поддержка".

Особенности и возможности

Справочно-правовая система "Гарант" имеет современный удобный интерфейс. Даже неподготовленный пользователь интуитивно сможет хотя бы примерно понять, как работает продукт.

Поиск устаревших документов позволит найти законы, постановления и указы, существовавшие когда-либо. При этом все ссылки, комментарии и заметки также будут полагаться на тот же временной отрезок.

В "Гаранте" поддерживается возможность создания интерфейса «под себя». То есть пользователь может придать внешнему виду системы особый вид, удобный для него.

Для того чтобы отследить деятельность пользователя, существует механизм истории выполненных действий - нечто, похожее на журнал в браузерах. В этой среде сохраняются запросы в поиск, найденные и просмотренные документы, которые потом легко поднять и проанализировать.

В сетевых версиях компьютерной справочно-правовой системы "Гарант" есть возможность создавать особые папки с избранными документами. Их можно настроить так, чтобы было удобно делиться данными с другими пользователями, разграничив доступ.

"Кодекс"

Кроме основных справочных правовых систем существует ещё одна, которая не так известна, как первые две, но все же достойна внимания. Называется она "Кодекс". Это справочно-правовая система, появившаяся ещё в 1991 году на платформах DOS. С выходом Windows 95 "Кодекс" перебрался на эту операционную систему.

Как и две её «сестры», она представляет собой огромный комплекс документов, нормативных актов и законопроектов.

В системе также реализован модульный подход, то есть можно подключать тот или иной комплект нужных документов и баз.

Поиск в комплексе многоуровневый, разделен на специфики — можно искать по ситуации, в интеллектуальном режиме или по отдельным атрибутам.

Сравнение справочно-правовых систем

На самом деле сравнивать такие программные комплексы - все равно что проводить аналогии между семействами операционных систем Linux и Windows. Так как все они обладают модульностью, возможностью выбора конкретных категорий документов и разделов, то выбирать приходится между удобством использования и поддержкой.

Между тем распределение среди трёх представленных систем по объёму пользователей выглядит так: первое место занимает "КонсультантПлюс", за ним идёт "Гарант", ну а затем — "Кодекс".

Судя по отзывам, некоторые пользователи отмечают, что удобство "Гаранта" выше на порядок, другие говорят, что обновление документов в "Консультанте" происходит оперативней.

Отмечается и подход к ресурсам системы. "Гарант", по заявлениям пользователей, гораздо менее производителен на слабых машинах.

В общем, провести какую-либо параллель между системами вряд ли получится. Сколько людей, столько и мнений, кто-то привык к старым интерфейсам, кому-то не так важно, как быстро производится актуализация документов... То есть выбор конкретной системы должен быть оправдан текущими обстоятельствами и условиями.

Комментарии