Фискальная политика и государственное регулирование экономики
Фискальная политика - мощный инструмент воздействия государства на экономику. Каким образом она регулирует деловую активность и почему это важно?
Определение фискальной политики
Фискальная политика - это комплекс мероприятий, направленных на регулирование экономики путем изменения государственных расходов и налогообложения.
Она также называется бюджетно-налоговой политикой, поскольку включает в себя параметры государственного бюджета (расходы, доходы) и налогов (ставки, льготы).
Благодаря этому государство может перераспределять денежные потоки между отраслями и компаниями для регулирования экономики.
Важность фискальной политики заключается в том, что она является одним из ключевых инструментов макроэкономического регулирования наряду с денежно-кредитной политикой.
Цели фискальной политики
Главные цели фискальной политики:
- Стабилизация экономического роста
- Поддержание занятости населения
- Сглаживание колебаний деловой активности
- Обеспечение ценовой стабильности
Для достижения этих целей фискальная политика влияет на совокупный спрос в экономике посредством регулирования налогов и государственных расходов.
Например, в период спада экономики государство может увеличить расходы и снизить налоги, чтобы стимулировать спрос. И наоборот в период подъема экономики.
Инструменты фискальной политики
Основные инструменты фискальной политики:
- Государственные закупки товаров и услуг
- Трансфертные платежи (субсидии, дотации, пособия)
- Налоги (подоходный налог, НДС, акцизы)
- Государственные инвестиции
С помощью этих инструментов государство может стимулировать или сдерживать совокупный спрос. Например, повышение госзакупок и трансфертов увеличивает спрос, а рост налогов - снижает.
Кроме того, от уровня государственных инвестиций зависит развитие инфраструктуры, что влияет на деловую активность в экономике.
Влияние на совокупный спрос и предложение
Фискальная политика оказывает влияние одновременно на совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS) в экономике:
AD = C + I + G + (X-M) |
G - государственные расходы (закупки) |
Как видно из формулы, рост G увеличивает AD.
Что касается AS, то на него влияют в основном налоги и трансферты. Налоги снижают стимулы бизнеса производить продукцию, а трансферты повышают.
Таким образом, манипулируя налогами и расходами, государство может "настраивать" совокупный спрос и предложение для обеспечения стабильного экономического роста.
Типы фискальной политики
Различают два основных типа фискальной политики:
- Стимулирующая (экспансионистская) политика
- Сдерживающая (рестриктивная) политика
Стимулирующая политика проводится в период спада деловой активности или экономического кризиса. Она направлена на рост совокупного спроса.
Сдерживающая политика, наоборот, проводится при "перегреве" экономики и чрезмерном экономическом росте. Ее задача - не допустить высокой инфляции путем ограничения спроса.
Стимулирующая фискальная политика
При реализации стимулирующей политики государство использует такие меры, как:
- Снижение налогов
- Повышение государственных расходов на закупки и инвестиции
- Увеличение трансфертных платежей населению
Такие меры позволяют увеличить совокупный спрос и тем самым оживить экономику. Кейнс писал: "если дать деньги тем, у кого их мало, они немедленно потратят их, и тем самым увеличат спрос".
Однако у стимулирующей политики есть и недостатки, такие как рост дефицита бюджета и инфляции. Поэтому она не может проводиться постоянно.
Сдерживающая фискальная политика
К основным мерам сдерживающей политики относятся:
- Повышение налогов
- Сокращение государственных расходов
- Снижение социальных трансфертов
Такие меры приводят к снижению совокупного спроса, замедлению экономики и сдерживанию инфляции.
Однако чрезмерное сжатие бюджета может иметь и негативные последствия в виде роста безработицы.
Поэтому реализация сдерживающей политики требует баланса между борьбой с инфляцией и поддержанием экономического роста.
Автоматическая и дискреционная политики
Также различают:
- Автоматическую фискальную политику
- Дискреционную фискальную политику
Автоматическая политика срабатывает "автоматически" через встроенные стабилизаторы - налоги, трансферты.
Дискреционная политика проводится осознанно правительством путем прямого изменения бюджетных параметров - расходов, налогов, трансфертов.
В целом автоматическая политика более предпочтительна, так как действует быстрее дискреционной и не требует решений правительства.
Эффект вытеснения инвестиций
Один из главных недостатков стимулирующей фискальной политики - так называемый эффект вытеснения (crowding-out effect).
Суть его заключается в том, что рост государственных заимствований вытесняет частные инвестиции, поскольку повышает ставки по кредитам для бизнеса:
Рост госрасходов -> рост спроса на заемные средства -> рост процентных ставок -> снижение частных инвестиций |
Это ослабляет стимулирующий эффект от увеличения госрасходов. Поэтому при проведении данной политики важно учитывать эффект вытеснения.
Фискальная политика и экономические циклы
Важной задачей фискальной политики является сглаживание колебаний экономической активности в рамках деловых циклов.
Экономические циклы - это периодические подъемы и спады в экономике. Они проявляются в изменении ВВП, занятости, процентных ставок.
В фазе экономического спада фискальная политика должна быть стимулирующей, чтобы "запустить" экономический рост. А в фазе подъема - сдерживающей, не допуская перегрева.
Такое активное управление фискальными инструментами позволяет смягчить "пики и спады" экономических циклов.
Достоинства фискальной политики
К плюсам активного применения фискальной политики можно отнести:
- Эффективное регулирование совокупного спроса
- Быстрое воздействие на экономику
- Стимулирование отдельных отраслей
По сравнению с денежно-кредитной политикой, фискальная политика может быть более точечной и иметь непосредственное влияние на потребление и инвестиции.
Недостатки фискальной политики
Главные минусы активной фискальной политики:
- Рост бюджетного дефицита
- Повышение налогового бремени
- Усиление инфляционного давления
Кроме того, меры фискального стимулирования не всегда эффективны из-за наличия временных лагов и неопределенности в экономике.
Перспективы применения
Несмотря на недостатки, роль фискальной политики в регулировании экономики со временем только возрастает.
Это связано с развитием экономической науки, появлением новых каналов влияния фискальных инструментов и необходимостью оперативно реагировать на вызовы в экономике.
Гибкое сочетание бюджетной и денежно-кредитной политик позволит повысить их общую результативность для обеспечения устойчивого экономического роста.
Взаимосвязь с другими направлениями политики
Эффективность фискальной политики во многом зависит от ее сочетания с другими направлениями экономической политики государства.
В первую очередь, это денежно-кредитная политика, проводимая центральным банком страны. Стимулирующие меры фискального и монетарного характера могут усилить общий эффект для экономики. Однако в некоторых случаях они могут вступать в противоречие, ослабляя друг друга.
Не менее важна увязка фискальной политики с государственной политикой в области доходов и оплаты труда. Рост зарплат и пенсий усиливает эффект от снижения налогов, стимулируя потребительский и инвестиционный спрос.
Фискальные правила
Для повышения ответственности и предсказуемости фискальной политики все чаще вводятся бюджетные правила.
К ним относятся ограничения дефицита бюджета, госдолга, расходов на определенный уровень. Это не дает бюджету "разбухать", обеспечивая его устойчивость в долгосрочной перспективе.
Однако чрезмерная "затянутость" бюджета тоже имеет негативные стороны, ограничивая возможности фискального маневра.
Проблема бюджетного дефицита
Одна из ключевых проблем современной фискальной политики - растущий государственный долг и дефицит бюджета.
Причины этого кроются как в объективных факторах (старение населения, замедление экономического роста), так и в накопленных дисбалансах самих государственных финансов.
Для решения этой проблемы требуется комплекс мер - от жесткой бюджетной экономии до структурных реформ налоговой системы и социальных расходов.
Новые вызовы
Исполнение мер фискальной политики может занять время, так как требует разработки решений, выделения бюджетов, внесения изменений в налоговую систему.
Решения, связанные с фискальной политикой, также могут подвергаться воздействию политических факторов, так как некоторые решения не всегда оптимальны с точки зрения экономической эффективности.
Фискальная политика может оказаться неэффективной в периоды рецессии, когда государство сталкивается с дефицитом бюджета из-за снижения налоговых поступлений и увеличения затрат на социальные программы.
На фискальную политику также влияют новые глобальные вызовы - пандемия COVID-19, энергетический и продовольственный кризис, экологические проблемы.
Это требует адаптации бюджетно-налоговых инструментов к решению как тактических задач (поддержка бизнеса и населения), так и стратегических ("зеленый" переход экономики).
Гибкость и точность применения фискальных стимулов становится ключевым фактором обеспечения макроэкономической стабильности.