Что такое Agile: перевод, сферы применения. Гибкая методология разработки

Сложной найти человека, который не желал бы, чтобы к нему относились с уважением. Но для такого положения дел должна быть причина. Например, когда человек является высококлассным признанным специалистом в сфере разработки программного обеспечения. А для этого необходимо учиться. И в рамках данной статьи будет рассмотрено, что такое Agile, какова польза от нее, и как разобраться в этой технологии.

Общая информация

Первоначально давайте разберёмся с техническими моментами. Что собой представляет Agile? Перевод (дословный) этого слова с английского языка – «живой, подвижный», немногим реже упоминается «гибкий». И кстати, это сокращение. Полное название этого подхода это Agile software development. Но поскольку это слишком долго, то и было решено сократить. И сейчас говорят просто Agile. Перевод как «гибкий» используется из-за того, что он в наибольшей мере соответствует реальной ситуации.

Что же сюда включено?

Продолжаем рассматривать, что такое Agile. Здесь хочется сконцентрировать внимание на том, что это гибкий подход, в основе которого лежит множество различных методологий (Scrum, ХР, "Канбан", Lean). Для того чтобы лучше разобраться в теме, давайте проведём параллели. Допустим, что Agile-технологии – это процесс зарождения Вселенной. Конечный продукт – непосредственно сам существующий мир. А большой взрыв – это наиболее болезненная проблема, с которой только приходится встречаться, – изменение перечня требований к продукту. Обычно процессы создания подразумевают использование каскадной модели. В этом случае всё идёт последовательно и по этапам. Такой подход можно выразить кратко: вижу цель – иду к ней. И если меняются требования к конечному результату, то иногда приходится переделывать заново едва ли не всё. Что еще усложняет такую ситуацию, так это попытка сделать вид, что всё нормально, и нужно двигаться вперед.

И вот Agile, методология управления, призвана бороться со всем этим благодаря своей гибкости. Эта сборная "солянка" минимизирует различные риски посредством использования наборов принципов. Все они отражены в Agile-манифесте, выпущенном в 2001 году. Если кратко, то звучат они следующим образом:

  1. Главное – это люди, а не вещи.
  2. Сотрудничайте, а не читайте контракт.
  3. Документация не должна мешать работать.
  4. Меняйтесь настолько быстро, насколько это возможно.

Может показаться, слишком расплывчато и не точно, но давайте детализируем.

Устройство процессов

Рассматривая, что такое Agile, давайте обратимся к одной из самых популярных методичек, известной как "Скрам" (Scrum). Что же она предлагает? Для начала нужно:

  1. Выбрать владельца продукта. На эту роль подходит человек, что видит, к какой цели нужно идти, и что будет в конечном итоге.
  2. Определиться с командой. Для этого необходима группа, численностью от трех до десяти человек, что владеют навыками, позволяющими получать результат.
  3. Выбрать ответственного специалиста. Это человек, что будет следить за развитием проекта и помогать команде обходить трудности.
  4. Разобраться с трудностями. Следует собрать в одном месте все существующие требования к продукту и расставить приоритеты. Владелец продукта должен собрать здесь все свои пожелания. Потом команда их оценивает и разбирается, можно ли это реализовать, и сколько времени для этого нужно.
  5. Следует разбить весь объем работ на отрезки времени, длиной в неделю или две, во время которых команда будет выполнять определённые наборы задач.
  6. Ежедневно следует проводить встречи, длиной не более пятнадцати минут. На повестке следует обговаривать, что было сделано вчера, какие планы на сегодня, и преграды, мешающие брать высоту.
  7. Делать обзоры по итогам недели (двух), во время которых командой рассказывается о том, что было сделано. При этом необходимо демонстрировать работоспособность частей продукта.
  8. После каждого временного периода необходимо обсуждать проблемы и искать решения. Причем все наработки необходимо внедрять сразу.

Как опознать Agile?

Методология управления независимо от выбранного направления всегда обладает такими особенностями:

  1. Минимизация рисков. Это главная цель, которую преследует любой гибкий подход.
  2. Итеративная разработка. В данном случае подразумевается работа в небольших циклах.
  3. Самое важное – это люди и коммуникация между ними.

Давайте представим реку. На одном берегу заказчик. На втором – команда. В таком случае гибкая методология разработки имеет преимущества для всех:

  1. Заказчику нужен минимально работоспособный продукт. При этом во время его создания могут меняться условия.
  2. Команде полезно общаться с коллегами и заказчиком. В таком случае минимизируется риск быть неправильно понятым, увеличивается прозрачность процессов, быстро решаются проблемы, уменьшаются шансы того, что будет неожиданность при создании продукта.

Социальный фактор

Когда рассказывается, что такое Agile, обычно говорят исключительно о позитивных моментах. И действительно, улучшается взаимодействие внутри команды. Все люди фокусируются на одной идее, не создают секреты между собой, берут на себя обязательства. Как результат, команда работает в комфортных условиях и быстром темпе. Такой подход позволяет упорядочить хаос.

С момента своего формирования он смог сыскать признание в технологических отраслях. На данный момент широко используется для проектирования новых программных продуктов. Но в рамках общем деловой практики подобный подход всё ещё малоизвестен. Поэтому к нему осторожно относятся те, кто не встречался с Agile ранее. Также следует понимать, что его следует применять только в тех случаях, когда перед людьми стоит задача интеллектуального труда.

Небольшой пример

Давайте рассмотрим, как работают эти методологии разработки ПО. Допустим, у нас есть Пётр, владелец продукта. Он не знает технических деталей, зато у него есть видение общей картины. Он знает, зачем нужен продукт, какие проблемы он будет решать, и кого удовлетворит. Также есть заинтересованные лица. Они могут использовать продукт, поддерживать его создание или же как-то ещё быть вовлеченными в его создание. Можно внести ещё и пользовательские истории, в которых выражаются пожелания заинтересованных лиц. Например: система бронирования билетов на рейсовые автобусы Москва-Санкт-Петербург должна иметь поиск по рейсам. Пётр будет помогать заинтересованным лицам. Он возьмёт под контроль реализацию из идей пользовательских историй. Также есть команда разработчиков. Это люди, что будут строить рабочую систему.

Поскольку используется гибкая методология разработки, то пользовательские истории не копятся до большого релиза, а выпускаются сразу после завершения и как можно чаще. Количество обработанных обращений составляет пропускную способность команды на неделю. Чтобы не потерять темп и не увязнуть в ручном тестировании, команда должна работать над автоматизированной интеграцией. В чем она заключается? Для каждого рабочего момента пишется автоматический тест. Если историй слишком много, то может возникнуть спешка, потеря мотивации, снижение производительности и качества. На такие случаи предусмотрен метод «вчерашняя погода». Он заключается в том, что нужно установить жесткие рамки количества работы и тщательно выбирать, что именно будет реализовываться. Упомянутый ранее "Канбан" предлагает устанавливать лимит задач.

А что делать с очередью?

Ладно, вот команда решила, что она может обрабатывать четыре истории на неделю. Но как сориентироваться во всём, что есть? Допустим, пользователи подкидывают по десять историй на неделю. Обрабатывается четыре. Таким образом, очередь будет постоянно расти. На этот случай есть только один эффективный метод – слово "нет". Для владельца продукта это чрезвычайно важно. Сказать «да» не трудно. Значительно сложнее и важнее решить, что не нужно делать. Причем за это необходимо ещё и нести ответственность. Поэтому следует решать, чему уделять внимание сейчас, а что следует отложить. Чтобы правильно расставлять приоритеты, нужно чтобы владелец продукта понимал ценность и объем каждой истории.

Принимаем решения

Часть историй чрезвычайно нужна. Другие же просто представляют собой приятный бонус. Одни истории будут разрабатываться несколько часов. На создание других уйдут месяцы. Многие часто проводят соотношение между размером истории и её ценностью. Но это не всегда правильно. Больше – не равнозначно лучше. Петру правильно рассматривать приоритеты помогает сложность и ценность выполняемой задачи. Как определить эти характеристики в количественном значении? Да никак. Это настоящая игра в угадайку. И для большей эффективности в неё необходимо вовлекать достаточно много людей. Это и команда разработчиков, которая проинформирует про объем работ, и заинтересованные лица. Но следует понимать, что все данные, полученные таким способом, представляют собой приблизительные догадки. Здесь не бывает точных цифр. Первоначально будут промахи. Но по мере получения опыта их количество и масштаб будут понижаться.

Возможные риски

Для избегания проблем необходимо дать честные ответы на ряд вопросов. Это:

  1. Правильные вещи ли мы делаем? Это бизнес-риск.
  2. Можем ли мы реализовать то, что нужно? Это социальный риск.
  3. Будет ли работать проект на данной платформе. Это технический риск.
  4. Хватит ли денег, и успеем ли? Это риски сроков реализации и стоимости.

В данном случае необходимы знания. Их можно рассматривать как противоположности рисков. Когда фиксируется значительный уровень неопределённости, то мы приобретаем знания – например, создаём прототипы интерфейса или технические эксперименты. И уже обладая ими, принимаем решения о том, в каком направлении следует двигаться.

Как обучиться?

IT-индустрия чрезвычайно быстро развивается, и чтобы не проиграть в конечном итоге, необходимо постоянно учиться, повышать квалификацию и эффективность работы. Поэтому как никогда актуальны вопросы обучения и внедрения. С чего начать? Самый лучший вариант – это кооперация с компанией, где уже применяется Agile. Обучение в таком случае будет проводиться людьми, которые не по слухам знают, что собой представляет гибкая разработка. Но такое, увы, не всегда возможно. Чаще всего привлекается сторонний специалист, который знает, что собой представляет Agile. Внедрение этого подхода осуществляется под его надзором. Правда, услуги такого специалиста стоят денег. Но если залучить действительно знающего человека, то все траты окупятся сторицей. Ведь в современном мире эффективность сотрудников играет немаловажную роль.

Что ждёт в будущем?

Методологии разработки ПО постоянно развиваются. Ищут новые пути и возможности повышения эффективности деятельности и работы. Сказать, что нас ждёт в будущем, довольно проблематично. Вероятно, гибкая система разработки будет интегрирована со средствами автоматизации производственных процессов. Например, можно будет решать проблемы, даже пребывая на удаленности от местонахождения компании. Во многом будущее определяют новые информационные технологии. Ведь когда они возникают, то нужно осваивать новые методы работы с ними. И в этом случае возникает развитие, замкнутое в цикле.

В заключение

Вот и закончился экскурс в гибкие методы разработки. Но следует напомнить, что одно дело теория, а совсем другое – практика. Новые информационные технологии, что постоянно возникают, бросают вызовы многочисленному сообществу разработчиков. Как сделать деятельность команды более эффективной? Ответ на этот вопрос каждый находит сам. Представленная здесь информация может быть использована для того, чтобы оформить костяк. Но на практике придётся работать с имеющейся моделью и доводить положение дел до состояния соответствия существующим вызовам. Тогда команда сможет эффективно выполнять поставленные перед нею цели.

Комментарии