Завод "Красный треугольник": история, адрес, продукция
Завод «Красный треугольник» являлся первой мануфактурой по выпуску резинотехнических изделий в Российской империи. Долгие годы предприятие оставалось лидером по выпуску галош, резиновых сапог бытового и производственного назначения, транспортерных конвейерных лент, техпластин, приводных ремней и прочей продукции.
Сегодня производство большей частью остановлено, продолжают работу несколько небольших цехов. В будущем планируется на данной территории организовать «культурное пространство»: студии, галереи, мастерские, кафе и т. д.
История завода «Красный треугольник»
Вторая половина XIX века ознаменовалась бурным ростом химической промышленности. Разработка технологии получения резины из натурального каучука позволила производить резиновые изделия: от галош, до шин. Однако в России подобных технологий не существовало.
В 1859 году Российскую империю посетил бизнесмен из США Фердинанд Краузкопф. Его поразило, что в столь обширной стране с сырым климатом такие элементарные вещи, как галоши, были большой редкостью и импортировались из-за рубежа. Оценив колоссальные размеры рынка, коммерсант заручился поддержкой влиятельных персон и создал «Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры» (ТРАРМ). На окраине Санкт-Петербурга выросла первая в стране мануфактура по выпуску резинотехнических изделий и обуви в промышленных масштабах.
Образец высокого качества
С первых же месяцев завод «Треугольник» (Красным его нарекли в советский период) заработал репутацию как производитель высококачественной продукции. И немудрено – в его цехах было установлено самое передовое заграничное оборудование, а техпроцесс был засекречен.
В первый же год товарищество стало приносить учредителям прибыль. Здесь изготавливались галоши, непромокаемая одежда, подушки, матрацы, резиновые трубки, рукава насосные, ремни шкивные, цветные шины и прочая продукция. В 1888 году ТРАРМ получил право клеймить свои изделия фирменным знаком качества в виде треугольника. Всего за полвека мануфактура выпустила 282 млн пар галош, поставив своеобразный мировой рекорд.
Советская власть
С приходом к власти большевистского правительства предприятие было национализировано и в 1922 получило новое наименование – завод «Красный треугольник». Дабы хоть частично удовлетворить дефицит резиновых изделий, на предприятии внедрили новый метод производства – коллективную сборку. Техпроцесс был разделен на 8 операций, и каждый участок выполнял только свою задачу. Это позволяло оптимально эксплуатировать оборудование, повысить квалификацию работников и в итоге сократить время изготовления галош.
В 20-х годах инженеры ЗКТ изобрели прижимную машину, позволявшую надежно прикатывать подошвы. С 1927 года с коллективной сборки предприятие перешло на конвейерную, в результате производительность возросла вдвое.
Промышленная революция
Молодая республика остро нуждалась в резиновых изделиях, но их выпуск сдерживало отсутствие собственного сырья. Натуральный каучук стоил дорого и завозился из-за границы. В 1928 году группа ленинградских талантливых химиков разработала революционный метод получения искусственного каучука. Инновацию решили опробовать на заводе «Красный треугольник», и в 1932 году, впервые в мировой практике, была получена искусственная резина. Для нового производства было закуплено современное оборудование. Многие операции были механизированы.
Война
Вторая мировая причинила много неудобств заводчанам. Часть производств (в том числе шинное) было эвакуировано. Но на площадке продолжали выпускать некоторые виды изделий, главным образом для нужд фронта. Территория ЗКТ постоянно обстреливалась, разрушенными оказались 22 корпуса.
Возрождение
После войны потребовались неимоверные усилия для восстановления завода. Необходимо было не только перестроить корпуса, но и оснастить мощности новым оборудованием. В 1949 году предприятие обзавелось уникальным цехом литья резинотехнических изделий под давлением. Прорывные технологии позволили нарастить выпуск продукции на 70 %.
Шинное производство пришлось возрождать с нуля, для этого не хватало ни кадров, ни соответствующих станков и агрегатов. Его реконструкция завершилась только в 1959 году.
Закат
К 70-м годам Ленинград разросся неимоверно. Настолько, что «Красный треугольник» фактически оказался в его центральной части. Вредное производство портило экологическую обстановку. Решено было в течение 15 лет модернизировать весь производственный комплекс. Однако что-то пошло не так, и процесс реконструкции затянулся вплоть до эпохи Перестройки. Финансирования не хватало. А после развала СССР «Красный треугольник» в СПб оказался никому не нужным.
В 2001-м началось делопроизводство по факту банкротства предприятия. Впоследствии завод распался на отдельные небольшие компании, которые выпускают изделия в гораздо меньших масштабах. Основные помещения на сегодня находятся в удручающем положении.
Продукция
Сегодня фирмы, ранее являвшиеся частью «Красного треугольника» (СПб), производят следующую продукцию:
- Обувь резиновая и ПВХ.
- Сапоги шахтерские и рабочие с эбонитовым либо металлическим подноском, с антипрокольной либо металлической стелькой.
- Транспортерные конвейерные ленты: теплостойкие, морозостойкие, маслостойкие, шахтные трудновоспламеняющиеся и трудносгораемые.
- Ремни плоские.
- Техпластины резиновые.
- Формовые пластины.
- Пластины полиизобутиленовые.
- Техпластины вакуумные.
Перспективы
Территория завода «Красный Треугольник» (адрес: 190020, С.-Петербург, набер. Обводного канала, 138) представляет огромный интерес для застройщиков, однако утилизация ненужных корпусов и деактивация почвы требует огромных затрат. Кроме того, часть построек является образцом промышленной архитектуры и имеет историко-культурную ценность. Городской администрацией планируется, на примере других городов, организовать на данной территории культурный кластер с образованием «креативных кварталов».