Особенности и виды национального туризма

Туризм – замечательный способ активного или пассивного (в зависимости от желания конкретного человека) отдыха. На мировых просторах есть много интересных мест с красивейшими пейзажами и уникальными памятниками. Африка, Америка, Юго-Западная Азия со своими историей, культурой, особенностями национальной кухни представляют массу возможностей для ярких впечатлений.

Одна только Национальная организация туризма Кореи – небольшой страны Азии – представляет различные варианты замечательного туризма. В значительном количестве стран (Франции, Италии, Словакии) туризм приносит большие средства, а в некоторых (например, в известных всем россиянам Египте, Таиланде) и вовсе занимает ведущее место в экономике. В мировых масштабах это десятки миллиардов долларов, сотни миллионов рабочих мест. Не зря в мировом сообществе значительную роль играют национальные и международные организации туризма.

Туризм в России

Большим туристическим потенциалом в наши дни обладает и Российская Федерация: ее выделяет выгодное географическое положение, огромные просторы на территории Европы и Азии, серьезные возможности в историко-культурной сфере. В нашей стране находится целый ряд памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. К некоторому сожалению, пока этот туристический потенциал используется не в полной мере. Хотя определенные усилия прилагаются. Так, в последние годы появилась Национальная премия событийного туризма «Russian Event Awards».

Национальный туризм, как правило, в большинстве стран, как и в нашей, включает внутренний (по территории государства) и выездной туризм, который формально входит в рамки категорий национального производства.

В целом, туризм внутри отдельной страны объединяет внутренний (отечественные граждане) и въездной (иностранцы) туризм. Эти потоки соответствуют совокупному общему туристическому доходу, т.е. суммарным доходам от отечественных и иностранных путешественников.

Классификация туризма

Формировать структуру международного и национального туризма можно по абсолютно разным признакам, к главным из которых относятся следующие: цель поездки, сезонные колебания, территориальные рамки, персональные требования туристов, финансовый потенциал. Можно подобные классификации сделать еще более дробными, тем не менее в любой форме нередко они остаются достаточно условными, так как не всегда удается отчетливо разделить отмеченные черты.

Среди теоретиков и практиков нет общего подхода к отраслевому строению туризма, но подавляющее большинство из них различают поездки для отдыха и развлечений, деловой бизнес-туризм, религиозный туризм для поездки к мировым святыням, лечебно-оздоровительные поездки для поправки здоровья, событийный туризм и так далее.

Отдых и развлечения

Поездки с целью отдыха и развлечений очень популярны и составляют основу мирового туризма. По официальным данным, они составляют примерно 70% всех поездок, и, в свою очередь, подразделяются на направления: оздоровительные, познавательные (по интересным местам), любительские (по вкусам и интересам), спортивные и т. д. Национальный туризм России также в своей основе базируется на этом виде туризма.

И в прошлом, и на современном этапе, и, скорее всего, в будущем повышенным спросом будут пользоваться поездки в теплые страны, к солнцу и морю.

Путешествия к воде, на песочные пляжи, традиционно выделяются как наилучшие способы снятия психического и физического напряжения, восстановления сил и энергии. При этом, однако, оздоровительный туризм претерпевает изрядные изменения: мода на приморские оздоровительные санатории и курорты уходит, туристические направления меняются, увеличивается интерес к турам в горы и к путешествиям, полным приключений и опасности, то есть к так называемому экстриму.

Обязательной частью любого отдыха будет ознакомление с историко-культурными памятниками, крупными театрами, известными музеями с целью получения сведений о культуре, выдающихся событиях истории. Многие туристы посещают известные религиозные места, получают представление о традициях и быте местных народов.

Самое полное знание о разных чертах региональных вариантов человеческой цивилизации приходит в результате прямых контактов с местными, которые происходят именно благодаря развитию туризма. Представляя объемы и имеющиеся рамки познавательного туризма, немалая часть ученых считает его одной из ведущих суботраслей туризма.

Событийный туризм

Сегодня постепенно все большую популярность получают уникальные туры, соединяющие в себе традиционный легкий отдых и участие в наиболее ярких мероприятиях. Событийный туризм наших дней – это оригинальные события и праздники, индивидуальные условия отдыха и неизгладимые впечатления, остающиеся в памяти на долгие годы. Главная черта событийного туризма – большое число ярчайших моментов. Это перспективная и быстро развивающаяся форма путешествий. Национальная организация туризма в нашей стране также ориентируется на указанное направление.

Обычные клиенты событийного туризма – это состоятельные люди с уровнем дохода выше среднего, а также небольшие компании, объединяющие несколько семейных пар.

Такой туризм можно сортировать по масштабу события и по направлению. В зарубежном событийном туризме необходимо отметить ряд тематических направлений. Среди них следующие:

  • национальные тематические фестивали и веселые праздники;
  • театрализованные, костюмированные, ледовые шоу;
  • разноуровневые фестивали кино и театра;
  • гастрономические национальные фестивали.

Все эти события - популярные и массовые, постоянно увеличивающие масштаб деятельности, влияющие на экономику и культуру в большом объеме.

Национальная ассоциация событийного туризма

Событийный туризм в нашей стране получает все большую популярность и служит сильным катализатором для развития туристических возможностей на территории страны. Отсюда острая необходимость в образовании Национальной Ассоциации Событийного Туризма. Разумеется, были долгие споры, формировались разные позиции. Но в конце концов стало ясно, что появление этой организации продиктовано существующим положением. В 2014 г. в процессе широких дискуссий и жарких переговоров в рамках работы мероприятий и вручения Национальной премии Russian Event Awards прозошло создание организация НАСТ. Пятнадцатого марта в рамках деятельности X Международной туристической выставки «Интурмаркет» сформировалось учредительное собрание Национальной Ассоциации Событийного Туризма.

Ведущая цель организации – создание общей коммуникационной базы для российских профессионалов в сфере событийного туризма. НАСТ – это отраслевой союз, который призван лоббировать круг интересов участников области событийного туризма во всех кругах органов власти, развивать событийный туризм среди специалистов и широкой общественности, формировать профессиональные стандарты событийных мероприятий.

Бизнес-туризм

Деловой туризм подразумевает поездки со служебными целями без получения доходов в конечном месте командировки. Разница путешествий на отдых и для развлечений заключается в том, что решение о служебной поездке, источниках и объемах финансирования берут на себя обычно не сами путешественники, а прочие лица – представители администрации, начальство и т. п.

К деловому туризму международные организации относят также приезд для участия в съездах, научных и культурных конгрессах и конференциях, промышленных семинарах и совещаниях, разного типа ярмарках, экономических выставках и поездки в прочих служебных целях.

В профессиональной литературе деловой туризм нередко делится на бизнес-поездки, конгрессно-выставочные путешествия и инсентив-туризм - поездки, которыми компания поощряет своих сотрудников за хорошие показатели в трудовой деятельности.

Разумеется, поощрять продуктивный труд можно и в денежной форме, но, как бывает на практике, в том числе в финансовых компаниях, на бизнес-предприятиях, создавших разветвленную посредническую сетку, туристическое путешествие интересует сотрудников куда сильнее. Отличие такого туризма от массовых туров состоит в том, что инсентив-программы создаются под определенного корпоративного клиента, и обычно туристические агентства предлагают места размещения высокого класса и высококачественный сервис на пути к конечному пункту. И пусть в совокупном туристическом потоке, в частности, в такие европейские страны, как Испания или Франция, «премированные» клиенты набирают всего 5-7%, доля инсентивов в получении средств от туризма гораздо больше. Это объясняется более значительной стоимостью инсентив-программ в сравнении с типовыми туристическими турами.

Лечебно-оздоровительный туризм

Он направлен на задействование натуральных лечебных богатств и физиотерапевтических возможностей, используемых с целью укрепления здоровья. К натуральным лечебным источникам относятся следующие: минеральные холодные и горячие воды, лечебные природные грязи, благоприятные климатические особенности, живописные ландшафты, леса, лесопарковые насаждения, альпийские горные луга, местности, использующиеся для натурального кумысолечения, рапа соленых лиманов и озер, прибрежная территория морей и крупных водоемов.

Лечебные туристические поездки предполагают следующее: лечение различными погодными факторами, оздоровление различными минеральными водами, грязелечение, плавание и т. д.

Лечебные туры обычно весьма специализированы. В период подобного путешествия можно приостановить течение недуга и даже совсем избавиться от болезни. Это относится к визитам в популярные клинические центры, специалисты которых используют как классические, так и лучшие нетрадиционные способы лечения, а также на бальнеологические и грязевые курорты.

Поощрения выдающихся проектов и деятелей

Стремление развивать национальный туризм реализуется разными путями. В России в 2012 г. была учреждена Национальная премия событийного туризма как итоговая отраслевая награда, которой награждаются по результатам большого конкурса проектов за выдающиеся достижения в развитии индустрии российского событийного туризма.

Масштаб деятельности этого конкурса все более увеличивается. В 2012 году в нем к награждению было представлено сто четырнадцать проектов из тридцати девяти разных городов России. В финале конкурса оказалось более тридцати проектов. Церемония была организована в Воронеже.

В следующем, 2013 году, на награждение Национальной премией в области событийного туризма было выдвинуто двести тридцать два проекта из девяноста трех больших и малых населенных пунктов России. Свои презентации в финале премии показали авторы семидесяти трех туристических проектов из тридцати восьми городов и сел различных регионов. Авторы из двадцати городов России сумели одержать победу в этом конкурсе. Финал и награждение национальной премией в области туризма были организованы во Владимире и Суздале.

В 2014 г. на конкурс Национальной премии было выдвинуто почти пятьсот ярких работ из ста девяноста шести городов и сел, всего объединяющих семьдесят два региона всей страны. Для показа в финале были взяты сто одиннадцать проектов из семидесяти двух населенных пунктов, представляющих сорок два российских региона. Финал премии организовали в Кирове.

В 2015 г. на конкурсе оказалось уже почти семьсот проектов из 353 населенных пунктов, предствляющих семьдесят российских регионов. В финал конкурса вышли чуть более ста самых лучших работ из 36 регионов России. Торжественное закрытие состоялось в Казани.

В 2016 году появилось уже семьсот два проекта из почти семидесяти российских регионов. В финале были реализованы презентации 169 проектов из сорока одного региона страны. Финал конкурса состоялся в Ярославле

Наконец, в текущем 2017 году планируется реализовать несколько региональных состязаний в ряде городов нашей страны. Общероссийский финал конкурса Национальной премии в области туризма будет проходить в октябре в Липецке. Только в Дальневосточном и Сибирском округах было представлено более ста проектов.

Ведущая организация туризма в нашей стране

Развитие национального туризма в России на современном этапе потребовало создания особой государственной организации, которая бы могла контролировать и при необходимости ограничивать туристические потоки. В рамках приказа Ростуризма от 20 марта 2014 года появилось федеральное государственное унитарное предприятие «Национальная корпорация развития туризма». Чем занимается сегодня эта организация?

Ведущим направлением деятельности нового предприятия стала помощь и организация деятельности, нацеленной на общее развитие и улучшение эффективности функционирования сферы туризма нашей страны.

Сейчас организация проводит интенсивную работу по реализации туристических проектов в Крыму. Кроме того, она многое делает для продвижения федеральных целевых программ в сфере туризма.

В отличие от прежней организации, на базе которой была создана корпорация, она занимается не только проведением реставрационных работ и восстановлением знаменитых памятников, объектов культурно-исторического наследия, как это было ранее, но и собственно туризмом. В этом ее радикальное отличие от предшественницы.

Национальная академия туризма Российской Федерации. История возникновения

Национальная академия туризма Российской Федерации была создана в самом конце прошлого века – в 1999 году. Функционирование этой организации сразу же было нацелено на помощь стабильному развитию туризма в нашей стране, координацию деятельности научных и практических работников государственных и частных организаций сферы туризма для формирования научно аргументированных комплексных отечественных программ модернизации туризма, гостиничного и санаторного хозяйства; на повышение квалификации россиян, занятых в туристической индустрии, развитие исторического и культурного наследия России.

НАТ включает почти восемьсот академиков из сорока регионов страны, работает одиннадцать межрегиональных объединений. Ежегодные общие собрания и регулярно проводимые мероприятия нацелены на решение животрепещущих проблем модернизации внутреннего и выездного туризма в современной России. В этом отношении академия играет роль национального центра туризма.

Печатный "Вестник туризма"

В последние годы во всем мире в целом и в России в частности туризм стремительно развивается. И это не удивительно – много финансовых средств направлено в эту сферу. Развивается и информационное обеспечение. В частности, это "Вестник национального туризма" НАТ.

Российский научный журнал печатается с 2006 года. Частота выхода – четыре раза в год. Издание выходит один раз в квартал.

В "Вестнике" печатаются итоги научных изысканий и полученного опыта проведения различных мероприятий в туристической сфере и связанных с ней областях, реализуемых с позиций экономики, бизнеса, педагогики и психологии, культурологии и истории, географии. Рассматриваются факторы теории и практики развития туристической отрасли и туристического просвещения.

Главная цель журнала – постоянно доводить до своих читателей сведения о развитии туристической науки и функционировании научных органов, налаживать крепкие связи с учёными, работающими над научными трудами в сфере туризма и в смежных областях, сближать географически разделенную аудиторию, создавая, таким образом, общее профессиональное братство, что помогает раскрытию самых актуальных проблем туризма и объединению научных исследований.

В журнале уделяется внимание таким направлениям, как:

  • важнейшие методологические факторы модернизации туристической сферы;
  • экономические стороны формирования туристической сферы;
  • иностранный туризм;
  • региональный отечественный туризм;
  • подготовка квалифицированных специалистов;
  • теория и практика связанных с туризмом областей деятельности.

Актуальные рейтинги

Весной 2017 г. Национальная ассоциация событийного туризма (НАСТ) создает новый комплектный проект для достижения следующей цели: повышение уровня развития событийного туризма в регионах нашей страны. Для этого разработан Национальный рейтинг развития событийного туризма.

В отличие от уже имеющихся в современной России программ сравнения туристической привлекательности регионов страны, основывающихся нередко на непрозрачных критериях, данный рейтинг будет базироваться на оценке возможностей событийного туризма в определенном регионе страны и иметь прозрачную структуру критериев.

Национальный рейтинг событийного туризма даст возможность не только определить самые перспективные регионы, но и создать систему примерных оценок, позволяющую руководящим структурам субъектов страны иметь представление о привлекательности регионов, как существующей, так и потенциальной, чтобы определять пути и темпы развития событийного туризма.

Уже в первые месяцы существования нового рейтинга была выявлена высокая заинтересованность большинства регионов в существовании объективной системы оценки.

Комментарии