Театр балета Якобсона
Далёкий 1966 год был ознаменован таким ярким событием в русском балетном искусстве и культурной жизни, как создание уникального, и единственного в своём роде, театра балета - ныне Санкт-Петербургского государственного театра балета им. Л. Якобсона. Впервые за всю историю театрального искусства балетная труппа обособилась от оперного коллектива и существует так до сих пор.
Из истории театра
Народный артист СССР Пётр Гусев в течение первых трёх лет стоял во главе балетной труппы, после чего театр возглавил заслуженный деятель искусств РСФСР, выдающийся балетмейстер Леонид Якобсон. Многое изменилось с его приходом: был обновлён состав труппы, а также коллектив получил новое название. Театр балета Якобсона стал носить имя "Хореографические миниатюры" и располагался в низком и маленьком помещении первого этажа. Труппа состояла в основном из приезжих артистов, неизвестных публике и прошедших обучение балетному искусству далеко не в самых лучших школах страны.
Судьба художника
Идя по своему творческому пути, Якобсон всегда чувствовал противодействие и неприятие со стороны власти. Вложив целую жизнь в идею, он не оставлял попыток доказать, что помимо классического балета с его утверждёнными канонами и нормами существуют иные формы воплощения выразительного искусства. Сторонники академизма опасались, что свободомыслие и новаторский подход Якобсона способны подорвать годами складывавшиеся классические устои, и потому вся его деятельность проходила на фоне неизменной борьбы, несмотря на полное признание со стороны зрителей и любовь артистов. Противники его творчества не могли допустить того, чтобы его свободная фантазия проникла и укоренилась в классическом балете.
Якобсон долго лелеял надежды выехать на гастроли: он хотел представить миру свои труды, однако этим его планам долго не суждено было воплотиться в жизнь. Существуя в Советском Союзе под гнётом властей, балет Якобсона получил возможность пересечь границу РСФСР только спустя годы, да и то лишь для поездки в одну из союзных республик. Современник Джорджа Баланчина, Якобсон был не менее гениален, чем он, а быть может, и более, ведь, в отличие от Баланчина, он жил и работал вопреки многим обстоятельствам, омрачавшим его творческий путь.
Рождение шедевров
Работа, проходившая в условиях не прекращавшихся конфликтов с чиновниками и споров с комиссиями за право показа спектаклей, была невыносима для такого гениального художника, каким был Якобсон. Балет, который он создавал, был поистине неповторим. Якобсон часто импровизировал во время работы. Тонко чувствуя музыку, он с лёгкостью воплощал в движении каждую музыкальную фразу, вышедшую из-под пера какого угодно композитора. Для него не было закрытых, недоступных тем и произведений, за которые он не мог бы взяться и которые не мог бы представить в своих танцевальных зарисовках. Он искренне любил свои творения и создавал их всегда для какого-то конкретного исполнителя, учитывая его индивидуальность и открывая, таким образом, бездны таланта даже в самых заурядных танцовщиках, не прошедших классическую школу. Его хореография способна была превратить исполнителей музыкальных картин в звёзды сцены, чей успех не под силу было повторить даже самым опытным балетным артистам. Якобсон был всегда требователен к себе и своим исполнителям, не понимая, и не допуская ни с чьей стороны послаблений или работы не с полной отдачей и усердием.
Балет как форма воплощения жизни
Балет Якобсона имел свои неповторимые особенности. К примеру, его хореография подразумевала движение на каждый новый музыкальный звук, что требовало немалого труда и мастерства от артистов, вынужденных необыкновенно скоро реагировать на изменение мелодии и поддерживать быстрый темп танца. Якобсон с необычайной тщательностью продумывал каждый жест и позу танцовщика, вылепляя свои картины прямо на сцене во время репетиций и вдыхая в них жизнь, чего до сих пор не могут в должной мере повторить его последователи. К одним из самых лучших постановок Якобсона можно отнести такие произведения, как "Свадебный кортеж", "Роден", "Спартак", "Клоп".
Преемственность
После ухода из жизни маэстро, в 1976 году, балет Якобсона перешёл в ведение народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР, Аскольда Макарова. Прежде, это был один из артистов, исполнявших главные героические партии в миниатюрах Якобсона. Более двадцати лет Макаров стоял во главе балетной труппы, сохраняя традиции и память своего выдающегося предшественника, однако именно в этот период времени репертуар театра оживился первыми классическими постановками: "Лебединое озеро" и "Жизель". Художественный руководитель балета Якобсона впоследствии сменялся ещё дважды: в 2001 году им стал Юрий Петухов, а с 2011 - Андриан Фадеев. Идейная направленность балета Якобсона значительно переменилась к настоящему времени. Сейчас театр имеет перед собой уже три цели, чего не было при жизни его основателя и вдохновителя, и цели эти заключаются в поддержании художественного наследия Якобсона, расширении репертуара труппы и гармоничном приобщении к классическому балету.
Обращение к классике
Известные шедевры академического балета сейчас не оставляются без внимания в театре Якобсона. Балет "Лебединое озеро", популярный во всём мире, стал настоящей жемчужиной в ряду постановок труппы. Премьера нового спектакля прошла в июне 2015 года. Вячеслав Окунев, талантливый театральный художник, работал над новым ярким сценическим оформлением. Отдавая должное русскому классическому балетному искусству, труппа взялась за это произведение, представив его в версии, близкой к оригиналу: балет поставлен на музыку Петра Ильича Чайковского, и в нём также сохранена хореография Мариуса Петипа, однако присутствует доля того новаторства, которое всегда было свойственно балету Якобсона. "Лебединое озеро" является обновлённой версией академического произведения.
Лучшие постановки за историю театра
Вдохновляясь скульптурами Родена, Якобсон создавал множество хореографических картин, таких как "Минотавр и нимфа", "Вечный идол", "Поцелуй", "Отчаяние", "Паоло и Франческа", "Вечная весна", а некоторые из них впоследствии подвергались жестоким нападкам со стороны советской цензуры. Маэстро и его артистам буквально приходилось выспрашивать разрешение на показ своих номеров. Особенной живостью и выразительностью проникнуты жанровые миниатюры Якобсона: "Снегурочка", "Деревенский Дон Жуан", "Венский вальс", "Баба-Яга", - этот список можно продолжать и дальше, ведь он наполнялся неисчерпаемой фантазией гениального художника.
Отдельного упоминания заслуживает "Лебедь" Якобсона - музыкальная миниатюра, сочинённая им на мотив известного произведения Камиля Сен-Санса. В ней лебедем предстаёт балерина, одетая в чёрное, и исполняющая свою партию в весьма необычном ключе.