Поэзия Бунина: особенности, темы. Стихи Бунина о любви

А ведь словом можно писать картины, создавать настоящие шедевры, наполненные яркими красками, ароматами, жизнью, философией и лирикой. Эти слова невозможно прочитать вот так просто. Читатель обязательно их увидит, услышит, почувствует вкус, ощутит запах и, со сбившимся на мгновение дыханием, будет перечитывать вновь и вновь. Мистика, гипноз, халтура? Отнюдь. Всего лишь поэзия Бунина.

Поэт или писатель?

Наверное, трудности созданы специально, чтобы превращать людей в искусных мастеров своего дела. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года. Он был выходцем из обедневшего дворянского рода, поэтому с ранних лет вынужден был работать. Выдающийся поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе рано начал жить самостоятельно.

Он работал в издательствах различных газет и журналов, временами подрабатывал в канцелярии и много путешествовал. Его первое стихотворение увидело мир в 1887 году, а первый сборник вышел в 1891-м. За время творческой деятельности не только поэзия Бунина, но и произведения, написанные прозой, получили мировое признание. Но сам литератор говорил, что он больше поэт, нежели писатель. Поэтому стоит рассмотреть именно эту грань его деятельности.

Наследство

Говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Именно такой представляется поэзия Бунина на фоне литературного модерна. Иван Алексеевич успешно продолжил лучшие пушкинские традиции. От его строгих строк так и веет простотой и благородством. Поэт не нуждается в «свободном стихе», он отлично себя чувствует среди границ ямба и хорея. Он словно принял их в наследство от предыдущих поколений поэтов. Бунин не заботится о новых творческих приемах и стилях написания стихов. Иван Алексеевич уверен, что старые формы никогда не исчерпают себя.

Бунин – поэт. Он сам неоднократно настаивал на этом. И здорово в нем то, что он никогда не причислял себя ни к каким школам или направлениям. Он просто писал прекрасные стихи, писал их тогда, когда ему хотелось, и было что сказать.

Художник

Для поэта Бунина примерами, на которых он равнялся, всегда были Чехов, Пушкин и Толстой. Он считал их «богами» литературы. Но несмотря на то что Иван Алексеевич брал с них пример, в его работах было много своих особенностей.

В поэзии Бунин использует классические размеры (двух- и трехсложные). Но это нисколько не ограничивает его мыслей. Бунин умудряется наполнить эти небольшие строки таким богатством интонации, что они приобретают новое, ни с чем не сравнимое звучание. Иван Алексеевич – настоящий художник слова. Он тонко ощущает красоту окружающего мира: его звуки, краски, эмоции. И это отражается в его поэзии. Невозможно найти другого такого поэта, который бы смог раскрыть все великолепие природы до последнего звука ястребиного крика.

Темы творчества

Поэт по-особому смотрел на мир, и сколько не анализируй, трудно обозначить отдельные темы поэзии Бунина. Лирика Бунина – это совокупность неких граней творчества. Он пишет о жизни, одиночестве, тоске, радости земного бытия. Одним словом, Бунин отображает в своей поэзии все аспекты человеческой жизни – начиная от природы, что его окружает и, заканчивая внутренними переживаниями.

Любовная лирика

Первое, с чего стоит начать рассматривать творчество поэта Бунина – это любовная лирика. Он часто писал о трудностях и трагедии любви, а также о ее мимолетных прекрасных мгновениях. В стихах о любви Бунин глубоко проникает в самые потаенные глубины человеческого сердца, раскрывая миру его неизведанные и непознанные законы. Но даже здесь он видит все по-своему.

В стихах о любви Бунин ассоциирует это чувство с вечной и первозданной красотой природы. Он воспринимает только ту любовь, что есть естественной – не выдуманной, не ложной, не корыстной, а настоящей. Жизнь без любви и не жизнь вовсе, если погибает любовь, то и жизнь становится никчемной и беспросветной. Однако автор не скрывает, что от любви приходится ожидать не только радости. Она может принести немало горестных воспоминаний. В одном из своих писем он писал, что любовь и смерть неразрывно связаны: каждый раз, когда он переживал очередную любовную катастрофу, он был близок к самоубийству. И несмотря на это, чувство любви остается для поэта чем-то возвышенным, идеальным и, без сомнений, вечным.

«Одиночество»

Когда-то Бунин признался, что пережил немало любовных трагедий, поэтому тему одиночества в творчестве поэта можно считать ключевой, и стих «Одиночество» Бунина – естественное тому доказательство. Это произведение было написано в 1903 году, и его лишь отчасти можно назвать автобиографическим, так как поэт посвятил стих своему близкому другу, художнику Петру Нилусу, которого он величал «поэтом живописи».

В стихе «Одиночество» Бунин подчеркивает, что быть одному – это удел многих творческих личностей. Эти люди так и остаются непонятыми друзьями и теми, кого они считают своими возлюбленными. Человеческая душа – это не отражение кого-то, а совершенно другая вселенная, живущая по своим правилам. Поэтому никто и никогда не сможет ее понять, а что касается людей творчества – их не поймут и подавно.

Стихотворение «Одиночество» было написано в разгар лета, но от него так и веет промозглой осенней сыростью, что так выгодно подчеркивает одиночество и тоску главного героя. В этих строках смешалось все: пейзажная лирика, личная трагедия и принятие жизни такой, какая она есть.

Да ну ее, эту рифму

Именно этим интересен поэт. Проводя анализ поэзии Бунина, можно заметить, что он не особо придерживается рифмы. Предложения могут ломаться или заканчиваться там, где не закончился стих. Лирические произведения поэта словно утратили свою самостоятельность, они не оторваны от обыденной речи, но все же остаются настоящими произведениями искусства. Стихи Бунина естественные и живые, они целостные, даже несмотря на разорванность предложений.

Бунин не похваляется изысканной рифмой, ритмичность его стихов своеобразная, но благодаря ей читатель может увидеть изысканную красоту в обыденных вещах.

Звучать по-новому

Что касается особенностей лирики, поэзия Бунина повествует о жизни, ее микрокосме и отдельных настроениях. Для поэта вполне нормально сравнивать белоснежные крылья чаек с яичной скорлупой или называть тучи лохматыми. Автор не боится поэтизировать повседневные реалии, не боится использовать старые и в то же время всегда актуальные ценности мира. Воспевать то, на чем не единожды акцентировали свое внимание литераторы прошлого, Бунину не составляет труда. Казалось, эти темы уже полностью исчерпали себя, но в стихах Бунина они обретают новое звучание.

Пейзажная лирика

Если сравнивать с поэзией Тютчева, который передавал окружающему миру свои эмоции, Бунин не навязывает природе личных душевных переживаний. Он принимает мир таким, какой он есть, во всей его красоте. Поэт уверен, что природа не должна полностью соответствовать человеческим переживаниям, но все же она подчеркивает их.

И тем не менее пейзажная лирика в поэзии Бунина занимает почетное место. Поэт всегда переживал, насколько точно ему удалось передать те краски, звуки и запахи, что его окружают. Для поэта важно передавать красоту окружающего мира в различных его состояниях, чтобы запечатлеть безвозвратно уходящие мгновения. Например, как в произведении «Догорел апрельский светлый вечер», где показано краткое мгновение уходящего вечера, на смену которому приходит ночь.

Но читатель не только проникается прелестью апрельского вечера – он словно ощущает его запах и тихое дуновение шаловливого ветра. Поэт будто переносит читателя именно в тот, последний, миг угасающего весеннего дня.

Маленькая особенность

Особую роль в пейзажной лирике играет запах, благодаря которому можно по-настоящему понять всю прелесть, изящество и красоту русской природы. В стихотворении «Полями пахнет» лирический герой словно ловит яркое благоухание полей «от сенокосов и дубрав». Здесь Бунин смог передать и «лугов прохладное дыхание», и замирание природы перед грозой, да и саму грозу – в образе человека с «безумными глазами».

Большинство стихов Бунина о природе не имеют названий, поскольку практически невозможно передать то состояние, в котором пребывает окружающий мир, двумя-тремя словами.

Фон

И как уже было сказано, природа является фоном, на котором более ярко отражаются переживания. Благодаря своим пейзажным зарисовкам Бунин передает сложность человеческого внутреннего мира. При описании времен года или природы автору легко удается подчеркивать эмоции человека. Но он не смешивает эти понятия, а словно усиливает одно другим.

Ощущения, которые испытывает человек при изменениях в окружающей среде, можно считать универсальными и понятными каждому. Холодный осенний дождик нагоняет тоску, а яркое весеннее солнышко вселяет надежду. Эти понятия доступны каждому, и Бунин, пытаясь передать глубину переживаний лирических героев, использует этот прием, но при этом природа остается одной темой, а эмоции – другой.

Традиции русской классики

Творческая деятельность Бунина припала на конец XIX – начало XX века. В это время мир стоял на пороге новых перемен. Все избитые темы уходили в призрачное прошлое, покрываясь временной пылью, а на смену им зарождались новые течения. Даже литературу эта участь не обошла стороной.

Поэты того времени словно соревновались друг с другом в том, кто придумает самую изощренную словоформу. Новые слова, эпитеты, гиперболы, размеры стихов – все это вливалось в литературное течение без права на осуждение. Поэты искали новые способы, чтобы выражать свои эмоции, мысли и чувства. И пускай временами новаторские методы были слишком шокирующими, сложными для восприятия и непонятными простым обывателям, их принимали. Это ведь модерн. Общество желало меняться, стремилось полностью перекроить мир, вступая в новую эпоху, поэтому готово было принять все новшества.

И только в поэзии Бунина традиции русской классики сохранились во всей своей красоте. Поэт остался верным тем ценностям, что оставили после себя Фет, Тютчев, Полонский и другие. Он писал живые, реалистичные, простые и понятные стихотворения и совершенно не пытался проводить сомнительные эксперименты над словом. Красоты и богатства русского языка было более чем достаточно, чтобы «простого» Бунина признали в условиях «сложного» модерна.

Не такой, как все

Бунин пытался отыскать гармонию мира и понять, в чем же смысл человеческого существования. В природе он видел мудрость и вечный, неиссякаемый источник красоты. В его творчестве все живое было разумным, а человеческая жизнь рассматривалась в контексте природы, не меняя ее, но играя по ее правилам.

Бунин – знаток пейзажной лирики. Его стихи – будто живые картины, которые способны передавать запахи и звуки. Со временем пейзажная лирика приобретает философские нотки. Поэт начинает рассматривать темы жизни и смерти.

В стихотворениях Бунина не были отражены революционные процессы, что происходили в стране. Пока шла революция, так или иначе получившая огласку в творчестве других литераторов того времени, Бунин продолжал развивать философские мотивы. Если перечитать все его стихотворения, то можно с уверенностью сказать, что поэта больше волнует не «что» происходит, а «почему» та или иная ситуация случается с человеком.

Всего лишь И. А. Бунин

В поэзии Бунина проблемы современности соотносятся с понятиями добра и зла, жизни и смерти. Поэт ищет истину, в ее поисках обращается к истории и религии других стран. Он пытается понять, согласно каким законам развивается общество и человек в целом. По его словам, жизнь человека есть не что иное, как небольшой отрезок вечности. Он хочет посмотреть, что находится по ту сторону жизни, и не желает признавать разрушение дворянского уклада.

Вот в чем своеобразие поэзии Бунина. Она словно опоздала на век, не пострадала от мотивов революции, не поддалась модернистским течениям. Следуя лучшим классическим традициям, Бунин свободен в выражении своих мыслей. Он не тратит времени на придумывание чего-то нового, ведь осталось еще так много недосказанного.

Писатель и художник в одном лице. Пускай он никогда не держал в руках кисти, не стоял задумчиво у чистого холста на мольберте, его стихи – те же картины. Такие яркие, живые и точные. Немногословные, сдержанные, лаконичные, временами незаконченные, но в то же время полноценные. Что же это? Мистика, гипноз, халтура? Отнюдь. Всего лишь поэзия Бунина.

Комментарии