Конструкция передней ступицы и замена подшипника своими руками
Передняя ступица обеспечивает поворот колес и их вращение вокруг собственной оси. Это характерно для любых автомобилей, независимо от типа привода – переднего или заднего. Единственное, что присутствует в ступицах автомобилей с передним приводом, – более мощные подшипники, так как на них устанавливается ШРУС. В переднеприводных машинах применяются двухрядные подшипники, шарики круглые. А в заднеприводных автомобилях используются конические подшипники с цилиндрическими роликами.
Конструкция передней ступицы
Прежде чем производить замену передней ступицы, нужно внимательно изучить ее конструкцию. Это позволит все работы сделать быстрее. Конструкция непосредственно ступицы включает в себя такие элементы:
- Корпус ступицы.
- Двухрядный подшипник. Запрессован он внутрь корпуса с помощью специального устройства – съемника.
- Стопорные кольца – установлены в пазах внутри корпуса поворотного кулака ступицы, предназначены для фиксации подшипника.
Закрепляется поворотный кулак с передней ступицей сверху и снизу. Причем на переднеприводных автомобилях сверху они крепятся жестко к нижней части амортизационной стойки.
Нижняя часть устанавливается на шаровом шарнире, который находится на рычаге подвески. В заднеприводных автомобилях, в которых применяется двухрычажная схема, крепеж сверху и снизу производится с помощью шаровых опор. Хороший пример – автомобили ВАЗ «классической» серии 2101-2107.
Что нужно для замены ступицы
Для того чтобы самостоятельно осуществить ремонт, нужно иметь такой набор инструментов:
- Ключ на «30». Можно использовать торцовую головку и трещотку с удлинителем. Но допускается изогнутый накидной ключ.
- Молоток и зубило (выколотка).
- Набор ключей – вам потребуются на «19», «17», «13».
- Домкрат.
- Специальный съемник для выпрессовки и запрессовки подшипника.
- Опоры под автомобиль и противооткатные башмаки.
Также нужен комплект для замены – подшипник, ступица, новая гайка (обязательно).
Все зависит от того, что конкретно сломано – если разрушилась резьба в отверстиях под болты колес и восстановить ее не получается никаким образом, лучше всего поставить новую ступицу. Желательно вместе с ней ставить и новый подшипник. А если есть возможность, то приобретите переднюю ступицу в сборе.
Производители подшипников
Прежде чем делать ремонт, нужно посмотреть на отзывы о различных производителях. Подшипники выпускают такие фирмы (зарубежные):
- FAG – производство находится в Германии, высокое качество изделий и приемлемая стоимость.
- SNR – производство во Франции, множество разновидностей подшипников, качество на высоком уровне. Можно сказать, что эти элементы занимают лидирующую позицию среди всех производителей.
- SKF – элементы этого производителя очень качественные, существует множество видов для отечественных автомобилей.
- NSK, Koyo, NTN – японские производители, элементы очень хорошего качества, но найти в России их сложно.
- Американская компания Timken на рынке относительно недавно. Они выпускают подшипники передней ступицы на Форд и другие марки автомобилей.
- INA – концерн, который занимался производством подшипников для моторов и коробок передач. Совсем недавно в него вошла компания FAG, поэтому теперь он занимается выпуском и ступичных подшипников.
Большая часть производителей не работает на выпуск запасных частей, они производят изделия только для поставки на конвейер. Лучше всего приобретать более дешевые отечественные подшипники, так как у них надежность высокая, а риск напороться на подделку ниже.
Подготовка к замене
Прежде чем производить замену ступицы или подшипника, вам потребуется выполнить несколько действий:
- Ослабить на колесе болты. Для этого используется баллонный ключ – на «17», «19», либо шестигранный. Зависит от того, какие применяются на конкретном автомобиле.
- Установить под задние колеса противооткатные башмаки.
- Включить пониженную передачу – первую или заднюю. Можно даже выжать рычаг ручного тормоза.
- Расконтрить гайку на ступице, используя зубило или выколотку.
- При помощи ключа на «30» сорвать с резьбы гайку.
После всех этих манипуляций можно приподнять автомобиль, полностью снять колесо. По такому алгоритму производится замена передней ступицы ВАЗ новых модификаций – Самара, Самара-2.
Демонтаж ступицы и подшипника
Для снятия ступицы и подшипника нужно выполнить такие действия:
- Полностью выкрутить гайку крепления ступицы.
- Ключом на «17» выкрутите болты крепления тормозного суппорта, отведите его в сторону.
- Выкрутите две шпильки, выполняющие функции направляющих.
- Снимите тормозной диск.
- Демонтаж ступицы выполняется довольно просто. Для этого используется два длинных болта с резьбой М12x1,25. Они вкручиваются равномерно в отверстия крепления колес. Можно аккуратно, используя монтажную лопатку, снять ступицу со шлицов гранаты.
- При помощи щипцов извлеките стопорные колечки.
- Установите съемник и выпрессуйте подшипник из ступицы.
Если нет съемника, то можно выбить подшипник – для этого используйте оправку, диаметр которой такой же, как и у внешней обоймы.
Установка подшипника и ступицы
Вся сборка осуществляется в обратном порядке. Но есть несколько особенностей монтажа. Подшипник передней ступицы ВАЗ или другого автомобиля лучше всего надевать «на горячую». Для этого в течение одной минуты прогреваете ступицу газовым баллончиком – докрасна не нужно, так как произойдет оплавление сальников и сгорание смазки внутри элемента. Сам подшипник можно положить в морозилку на несколько часов. В итоге ступица расширится, а подшипник сузится. Это позволит намного быстрее произвести установку.