Корсары - это пираты? Сходства и различия морских разбойников

Времена, когда простые люди с опаской выходили в море, давно в прошлом. Однако осталось множество легенд, сказок, приключенческих историй и достоверных фактов о морских разбойниках. Особняком в этом многообразии флибустьеров стоят корсары.

Кто такие корсары?

Впервые понятие "корсар" возникло в Средние века во Франции. Французское правительство искало все новые способы пополнения казны. В итоге свободным морякам было предложено своеобразное покровительство - им дозволялось нападать на врагов короля и грабить их, отдавая часть добычи в казну. Моряки получали неплохие бонусы: они могли свободно входить в государственные порты (пиратов преследовали и казнили), а в некоторых случаях пользоваться защитой гарнизонов. Корона же от такого сотрудничества только выигрывала - казна пополнялась, а вражеским прибрежным поселениям и флоту наносился серьезный урон. Таким образом, корсары - это свободные моряки, имеющие разрешение на грабеж судов, принадлежащих врагам короны.

Чем корсары отличаются от пиратов?

Тот факт, что многие считают синонимами слова "пират" и "корсар", является ошибочным. Деятельность корсаров, говоря современным языком, была лицензирована - правительство не только не препятствовало им, но одобряло такой род занятий. Пираты же действовали на свой страх и риск, не разделяя корабли на союзные и вражеские, они в любом порту могли быть арестованы и преданы правосудию, независимо от страны.

С точки зрения торговых судов, и корсары, и пираты были разбойниками, которых стоило опасаться - и для тех, и для других грабеж и разбой были основным способом заработка. Кстати, нередко пираты сами нападали на корсаров - для них это была очередная возможность поживиться.

Корсары в других странах

Другие государства по достоинству оценили французское решение с корсарами, поэтому постарались как можно быстрее внедрить подобные схемы в своих краях. Так появились германские каперы, английские приватиры и многие другие лицензированные разбойники.

Корсары - это состоящие на службе государства моряки. Они не опасались преследования властей, более того, если они попадали в плен, то могли рассчитывать на статус военнопленных. Однако в большинстве случаев плененных корсаров другие страны считали пиратами и казнили их через повешенье.

Если же не брать в расчет то, какой империи служили моряки, то пираты, каперы, корсары и приватиры абсолютно равнозначные понятия.

Под каким флагом ходили корсары?

Если пираты пользовались знаменитым флагом "Веселый Роджер", то каперы вынуждены были ходить под государственными стягами. Правда, перед атакой они, в соответствии с морским кодексом того времени, в качестве ультиматума поднимали черный флаг, если же противник отказывался сдаваться добровольно, корсары выставляли красный флаг, шли на абордаж.

Корсары-легенды

Вне сомнений, самый известный корсар - это подданный Британской империи Френсис Дрейк. Он вошел в историю не только благодаря тому, что с успехом пополнял английскую казну, грабя и топя испанские суда. Дрейк совершил кругосветное плавание, прошел весь путь вдоль западных берегов Северной и Южной Америки, открыл пролив, названный позже его именем, а также присоединил к Британии новые территории. По разным данным в результате кругосветного путешествия, этот корсар принес в государственную казну сумму, превышающую годовой или двухгодичный бюджет страны.

Знаменитый капитан по прозвищу Черная Борода (Эдвард Тич) был капером на службе английской королевы, пока не была прекращена война между Англией и Францией. По окончании войны патенты, выданные каперам, стали аннулировать, а пиратам предлагали сдаться. Капитан Черная Борода отказался сдаваться, продолжив грабить торговые суда уже под пиратским флагом.

Испанский корсар Амаро Парго - в какое-то время его популярность как национального героя в Испании превзошла даже репутацию Френсиса Дрейка и Черной Бороды. Незадолго до смерти Парго был объявлен пэром в Мадриде.

Комментарии