Виллем де Кунинг и его живопись
Виллем де Кунинг родился 24.04.1904 в г. Роттердаме (Нидерланды). Движимый острым проницательным умом, сильной трудовой этикой и упорным самосомнением – в сочетании с решимостью достигать – харизматичный де Кунинг стал одним из самых влиятельных американских художников ХХ века.
Учеба и переезд в США
Проявляя интерес к искусству с раннего возраста, Виллем уже в 12 лет работал подмастерьем в ведущей дизайнерской фирме и с ее поддержкой поступил в вечернюю школу престижной роттердамской Академии изящных искусств и технологий, которая в 1998 году была переименована в его честь, получив название Академии Виллема де Кунинга.
В 1926 г. с помощью своего друга Лео Когана он отплыл на корабле в Соединенные Штаты и поселился в Нью-Йорке. В тот момент он не стремился к жизни художника. Скорее, как и у многих молодых европейцев, у него была своя версия американской мечты (большие деньги, девочки, ковбои и т. д.). Тем не менее после непродолжительной работы маляром он стал профессиональным художником, погрузился в творчество и нью-йоркский мир искусства, подружившись с такими известными личностями, как Стюарт Дэвис и Аршил Горки.
Нью-йоркская школа
В 1936 г., во время Великой депрессии, де Кунинг работал в отделе стенной росписи Управления общественных работ США. Полученный опыт убедил его целиком посвятить себя живописи.
К концу 50-х гг. де Кунинг и его современники в Нью-Йорке, в т. ч. Франц Клайн, Джексон Поллок, Роберт Мазервелл, Адольф Готлиб, Ад Рейнхардт, Барнетт Ньюман и Марк Ротко, прославились отказом от принятых стилистических норм, таких как регионализм, сюрреализм и кубизм, растворяя соотношения между передним и задним планом и используя краску для создания эмоциональных, абстрактных жестов. Это движение называли по-разному – и живописью действий, и абстрактным экспрессионизмом, и просто нью-йоркской школой.
До этого центром авангарда считался Париж, и этой группе амбициозных американских художников было трудно соперничать с новаторским характером творчества Пикассо. Но де Кунинг сказал прямо: Пикассо – человек, которого нужно превзойти. Виллему и его группе, наконец, удалось обратить на себя внимание – именно они ответственны за исторический сдвиг внимания к Нью-Йорку в годы после Второй мировой войны.
Среди своих сверстников де Кунинг стал известен как «художник художников», а затем получил признание в 1948 году своей первой моновыставкой в галерее Чарльза Эгана в возрасте 44 лет. Здесь были представлены картины, плотно обработанные маслом и эмалью, в т. ч. его знаменитые черно-белые полотна. Эта выставка была важна для репутации Кунинга.
Вскоре после этого, в 1951 году, ему удалось совершить одну из своих первых крупных продаж, когда он получил медаль Логана и приз Института искусств Чикаго за грандиозную абстракцию «Раскопки» (1950). Это, возможно, одно из самых важных полотен ХХ века. Тогда же де Кунинг заручился поддержкой двух ведущих нью-йоркских критиков – Климента Гринберга, а затем Гарольда Розенберга.
Отход от абстракции
Успех Виллема де Кунинга не ослабил его потребность в исследованиях и экспериментах. В 1953 году он потряс мир искусства, представив серию агрессивно нарисованных фигурных произведений, широко известных как картины «Женщины». Эти изображения были скорее типажами или иконами, чем портретами людей.
Его возвращение к фигурам воспринималось некоторыми как предательство абстрактных экспрессионистских принципов. Он потерял поддержку Гринберга, но Розенберг остался убежденным в его значимости. Музей современного искусства в Нью-Йорке воспринял изменение стиля Кунинга как прогресс в его работе и в 1953 г. приобрел картину «Женщина I» (1950–1952). Что одним казалось стилистически реакционным, для других было явно авангардным.
Резкий взлет к славе в 1948–1953 гг. был только первым актом в замечательной карьере художника. Несмотря на то что многие его современники вырабатывали свой собственный зрелый авторский стиль, любознательный дух де Кунинга не допускал такого ограничения. Борясь с приверженностью к любым догмам, он продолжал изучать новые стили и методы, часто бросая вызов своему собственному. «Необходимо меняться, чтобы остаться прежним», – одно из его часто цитируемых высказываний.
В картине 1954 г. Marilyn Monroe Виллем де Кунинг сократил поп-икону до ее наиболее узнаваемых черт – черной мушки и широкого красного рта.
От рисунка к гравюре
Де Кунингу было одинаково комфортно использовать и бумагу, и холст. Но первая обеспечивала привлекавшую его незамедлительность результата. С сентября 1959 года по январь 1960-го художник оставался в Италии, и за это время произвел большое количество экспериментальных черно-белых работ на бумаге, известных как «римские рисунки». Вернувшись, он отправился на Западное побережье. В Сан-Франциско де Кунинг работал кистью и чернилами, но и, что более интересно, экспериментировал с литографией. Два результирующих отпечатка (известные как «Волны I» и Волны II») стали яркими примерами абстрактной экспрессионистской гравюры.
Борьба направлений
К концу 50-х Виллем де Кунинг от женщин перешел к женщинам-ландшафтам, и далее - к тому, что казалось возвращением к «чистой» абстракции. Эти произведения соответственно назывались «городскими», «аллейными» и «пасторальными» пейзажами. Серия ландшафтов Виллема де Кунинга – Police Gazette, Gotham News, Parc Rosenberg, Door to the River, Suburb in Havana и др. Но он никогда полностью не покидал мир реальных объектов ради чистой абстракции. В 1960 г. он сказал, что «сегодня, если подумать, абсурдно создавать образ человека красками, поскольку у нас есть эта проблема – делать или не делать это. Но внезапно еще более абсурдным становится бездействие. Поэтому я боюсь, что мне придется следовать моим желаниям». Человеческая фигура самоутвердилась, теперь в ее более плотской форме.
Переезд в Лонг-Айленд
В 1963 г. де Кунинг перебрался из Нью-Йорка в Спрингс в Ист-Хэмптоне на Лонг-Айленде. Манипулируя пространством как скульптор, он спроектировал и построил воздушную, наполненную светом студию и дом в тихом лесистом районе, где работал в 60-х годах, прежде чем окончательно переехал туда в 1971-м.
Свет и пейзаж Ист-Хэмптона напоминал ему его родную Голландию, и изменение окружающей среды отразилось на его творчестве. Цвета смягчились, фигуры стали более условными и в теле, вместо злых и зубастых женщин появилось больше танцующих и манящих девушек. Он продолжал экспериментировать с красками, добавляя воду и сафлоровое масло. Это делало их скользкими и влажными, что многим казалось чрезвычайно сложным в работе.
Эксперименты 70-х
Во время короткой поездки в Италию в 1969 г. после встречи с другом Герцлем Эммануэлем де Кунинг создал 13 небольших глиняных фигур, которые затем были отлиты в бронзе.
В начале 70-х он исследовал как скульптуру, так и литографию, в то же время продолжая рисовать красками и карандашом. В этот период в его картинах появляется больше графических элементов. Некоторые выполнялись простым нанесением краски без использования более живописного подхода. Это могло произойти под влиянием японского искусства и дизайна, с которыми он познакомился во время пребывания в Японии в начале 1970 г. Его литографии, похоже, отражают влияние японского рисунка чернилами и каллиграфии, передавая ощущение открытого пространства, что, в свою очередь, отражается в некоторых картинах де Кунинга.
Десятилетие 1970-х было отмечено сначала экспериментами с материалами, а затем прорывом. Благодаря или вопреки творческому поиску в конце 1970-х насупил плодотворный период, в течение которого художник создал сладострастные, густо раскрашенные произведения, которые являются одними из его самых чувственных абстракций.
Безмятежные 80-е
Визуальная борьба – это маркеры большей части карьеры Виллема де Кунинга. В последнее десятилетие ему повезло развеять некоторые из них. Отойдя от методологии шлифования, рисования, наслаивания, соскабливания, поворота холста и неоднократного отступа для просмотра каждого изменения, уменьшенные и порой безмятежные картины 80-х годов можно рассматривать как окончательный синтез изогнутости и абстракции, живописи и рисунка, а также баланса и дисбаланса.
Из года в год в течение 1980-х художник исследовал новые формы живописного пространства, и это демонстрируют произведения Виллема де Кунинга с эфирными лентообразными проходами или с консолями, посредством которых прямые линии могут плавать или резко останавливаться и балансировать на широких открытых площадках, или переполненными, смелыми, лирическими пространствами. Яркоокрашенные, преимущественно линейные элементы сопоставлены с тонко тонированными белыми областями. Со своей откровенной склонностью охватывать обыденное де Кунинг был свободен изображать неинтеллектуальных, мирских или юмористических персонажей, которые иногда ощутимы в его абстрактных картинах. Это снова иллюстрирует его настойчивое стремление к свободе от доктринерских идей о том, каким должно быть искусство.
Все это отражается в спонтанности и простоте непринужденных названий, которые он дал нескольким работам в 1980 годах: «Ключ и парад», «Мяуканье кошки» и «Олень и абажур». Де Кунинг достиг более открытой и менее тревожной точки в своей художественной карьере.
Последние годы
Свою последнюю картину де Кунинг написал в 1991 г. Он скончался в 1997-м в возрасте 92 лет после необычайно долгой, богатой и успешной карьеры. Де Кунинг никогда не прекращал изучать и расширять возможности своего ремесла, оставляя неизгладимое впечатление на американских и международных художников и любителей искусства.
Всемирное признание
За свою жизнь художник Виллем де Кунинг был удостоен многих почестей, в т. ч. Президентской медали Свободы в 1964 г. Его работы участвовали в тысячах выставок и находятся в постоянных коллекциях многих лучших художественных учреждений, в т. ч. в музее Stedelijk в Амстердаме, Tate Modern в Лондоне, Национальной галерее Австралии в Канберре, нью-йоркских Метрополитен-музее и Музее современного искусства, чикагском Институте искусств, Музее Хиршхорна и вашингтонской Национальной галерее искусств.
Картина Виллема де Кунинга «Обмен» (1955) на аукционе «Сотби» в 1989 г. была продана за 20,6 млн $. В том же году он получил Императорскую премию Ассоциации искусств Японии. А в 2006 г. полотно «Женщина III» было приобретено за 137,5 млн $, став одной из наиболее дорогих картин в мире.