Генон Рене: основные произведения и фото

Генон Рене - известный французский философ. Он автор многочисленных трудов по символизму, метафизике, инициации и традиционализму. В научном мире считается основоположником интегрального традиционализма. Так называют направление мысли, основу которой составляет положение о существовании так называемой Вечной мудрости. Интересно, что сам Генон не пользовался термином "традиционализм", а философию считал лишь набором индивидуальных мнений.

Биография философа

Генон Рене родился в 1886 году в городке Блуа. Это неподалеку от Парижа. Сначала учился в католической школе, затем в колледже Огюстен-Тьерри. В возрасте 18 лет переезжает в столицу Франции, где начинает изучение математики.

Важной в его биографии стала встреча с оккультистом Жераром Анкоссом в 1906 году. После нее Рене Генон начал участвовать в собраниях спиритуалистов и масонов. Именно в этом обществе он значительно расширил свои познания в восточной философии.

В 1910 году Генон Рене встретил своих первых суфийских наставников. Ими оказались арабский богослов Абдер Рахман эль-Кебир, шведский живописец Иван Агуэли и Леон Шампрено. Спустя два года он был посвящен в суфийский тарикат под именем Абдель-Вахид Яхья. Его биографы отмечают, что будущий философ выбрал ислам, потому что не признавал христианских таинств, буддизм считал гетеродоксальным учением, индуизм был ему недоступен из-за кастовой системы. При этом Генон Рене не планировал практиковать ислам. Ему важна была только инициация. Поэтому в том же году он заключил брак с Бертой Лури по католическому обряду.

С 1915 года Генон преподает философию в Алжире, получает звание профессора. В 1917-м возвращается в Париж. Его первая работа была опубликована в 1921 году. Это "Общее введение в изучение индуистских доктрин". В ней философ озвучил основополагающий принцип традиционализма, который назвал перенниализмом, сформулировал постулат о "вечной философии. Важными работами также являются "Теософизм - история псевдорелигии" и "Заблуждение спиритов". В них Генон вводит такие понятия, как "контринициация" и "инверсия".

В 1930 году философ уезжает в Каир. Через несколько лет, после смерти своей первой супруги, берет в жены дочь торговца Мухаммеда Ибрагима.

В 1944 и 1947 годах у него рождаются две дочери, а в 1949-м сын. За год до этого Генон получает египетское гражданство. В 1950 году его госпитализировали с подозрением на заражение крови. Спустя непродолжительное время он умер. Через 4 месяца после его кончины у него родился еще один сын.

"Восток и Запад"

Генон свой первый значимый труд написал еще в 1924 году. Это книга "Восток и Запад". Рене Генон в ней пытается раскрыть перед читателем всю суть своей позиции как философа и метафизика.

По большому счету в этом произведении он задает темы для всех своих последующих книг. Его позиция заключается в том, что в мире существует множество вариантов Единой Духовной Традиции, при которых каждая культуры и каждая традиция народа находят свое место.

При этом многими этот труд воспринимается как противопоставления Востока и Запада. И даже как повествование о загнивающем Западе, в котором царствует антитрадиционализм и цивилизация, в противовес восточной культуре и традиционализму.

"Человек и его осуществление согласно Веданте"

Ренон Гене, книги которого описаны в этой статье, в 1925 году издает работу под названием "Человек и его осуществление согласно Веданте". В ней автор на примере веданты, одной из ортодоксальных школ индуизма, рассказывает об основных метафизических принципах Примордиальной Традиции. Это термин, который сам Генон активно использует в своих работах. Он посвящен изначальному содержанию духовности, в основе которой лежит метафизическое учение о Первопринципе. Воплощено оно в символах, передающихся из одной эпохи в другую.

Также в ней он описывает предполагаемые пути эволюции человека после смерти, а также возможное достижение состояния окончательного освобождения, так он пишет о йоге.

"Кризис современного мира"

В 1927 году вышла в свет одна из ключевых книг Рене Генона - "Кризис современного мира". В ней автор подробно описал опасности, которые таит в себе современное общество потребления. Многое, о чем писал философ в начале XX века, актуально и сегодня.

Например, в этом труде он рассуждает о новых потребностях. По его мнению, современная цивилизация искусственно создает их, что в результате приводит к непрерывному процессу появления все новых потребностей, которые человеку необходимо удовлетворять. В то же время, один раз ступив на этот путь, сойти с него очень сложно. Да, к тому же, для этого нет никаких весомых причин.

Генон задумывается о том, что в былые времена люди без труда обходились без многих вещей, о существовании которых даже не подозревали, а сегодня для них тягостна сама мысль об их отсутствии. В результате люди пытаются их приобретать любыми доступными путями, удовлетворяя все новые и новые потребности, которые у них появляются. В конечном счете единственной целью человека становится зарабатывание денег для удовлетворения этих потребностей. Это превращается в единственную в жизни страсть.

"Символизм креста"

В 1931 году Генон издает книгу "Символизм креста". Он ее посвящает проблемам традиционного пространственного символизма. В частности, геометрической символизации состояний универсального человека. Их он представляет как вертикальную иерархию уровней, состояний Бытия. Причем каждое из них не ограничивается во времени и пространстве, распространяясь в двух горизонтальных перпендикулярных направлениях. В конечном счете у Генона получается трехмерный крест, в котором шесть лучей.

Каждая плоскость образуется неограниченным количеством параллельных прямых, которые символизируют бесчисленность существ во Вселенной. Если же взять и рассмотреть только одно существо, то из каждой точки можно будет провести перпендикулярную прямую, с помощью которой и удастся изобразить, как развивается эта модальность.

Таким образом, автор описывает отражения фундаментальной аналогии макрокосма и микрокосма во Вселенной.

"Множественные события бытия"

Во многом Генон продолжает эти рассуждения в трактате "Множественные события бытия", который был опубликован в 1932 году.

В частности в этой работе французский философ рассматривает основы метафизики Примордиальной Традиции как Высший Принцип, существующий в двуединстве. Он проявляется актуальным для каждого человеческим уровнем. Вся же метафизическая множественность заключается в непосредственном принципе Бытия.

При этом Бесконечность Генон понимает как непосредственный и активный аспект Принципа.

"Заметки об инициации"

В труде "Заметки об инициации" 1946 года Генон рассматривает всевозможные аспекты посвящения, которые понимает как упорядоченный и осознанный всеми участниками процесс. Он должен протекать в условиях традиционных инициатических организаций с целью достижения человеком универсального состояния.

Научный путь Генон при этом противопоставляет мистическому. В этом же трактате автор затрагивает проблему элиты. Известна цитата Рене Генона о том, что элита всегда в обществе воспринимается как некая совокупность людей, обладающих всеми необходимыми для инициации качествами. При этом очевидно, что в обществе таких людей меньшинство.

Поэтому Генон пишет, что в силу своего центрального положения такие люди считаются избранными, а в условиях современной эпохи их становится значительно меньше, чем когда-либо.

"Символы священной науки"

Генон оставил множество неопубликованных при жизни трудов. Уже после его смерти были напечатаны трактаты "Инициация и духовная реализация", "Очерки о масонстве и компаньонаже", "Взгляд на христианский эзотеризм", "Традиционные формы и космические циклы", "Символы священной науки".

Рене Генон последнюю работу посвящает сакральной символике, а также ее всевозможным проявлениям в современных и прошлых религиозно-культурных традициях.

Отдельные главы трактата описывают священный Грааль, учение о знаках зодиака.

Комментарии