Как называются вокзалы Москвы? Список, описание, особенности
В столице огромной страны и одновременно городе, в котором число жителей превысило 12 миллионов человек, должно быть несколько вокзалов. Это позволяет обеспечивать постоянные беспроблемные перемещения жителей. Кто-то приезжает в город на заработки, кто-то – в качестве туриста. Логично, что в каждом отдаленно расположенном районе мегаполиса есть свой пункт отправления. Сколько вокзалов в Москве? Список показывает, что сейчас их девять, если учитывать только железнодорожные. Есть также речные, не столь популярные и используемые преимущественно для экскурсионных поездок по реке.
Общий перечень
В списке вокзалов Москвы есть различные по степени загруженности объекты. Сравнительно меньше людей можно встретить на Савеловском вокзале, к примеру. Это объясняется тем, что с этого места можно уехать только на пригородных поездах. Если требуемое направление находится за пределами Московской области, то следует воспользоваться услугами других станций.
Ниже помещен список железнодорожных вокзалов Москвы по их названиям:
- Казанский.
- Курский.
- Павелецкий.
- Ленинградский
- Ярославский.
- Киевский.
- Савеловский.
- Рижский.
- Белорусский.
Стоит отметить, что все объекты из перечня являются архитектурными памятниками и значимыми культурными объектами. Инфраструктура территорий развита, везде есть комнаты отдыха, рестораны, сервисные центры. Повышенное внимание уделяется безопасности граждан. По любым возникшим вопросам можно обращаться за помощью к обслуживающему персоналу.
Казанский вокзал
Из общего списка 9 вокзалов Москвы каждый имеет свои архитектурные особенности. Казанский – один из старейших, появился еще в XIX веке. Если точнее, здание было построено в 1862 году. Прежнее название – Рязанский вокзал, по наименованию магистрали, которую он обслуживал в то время.
С 90-х было открыто движение поездов в город Казань, в связи с чем пункт переименовали. Была проведена также реконструкция здания, но уже в начале следующего столетия. Планировку усовершенствовали, теперь корпус стал более просторным и вместительным. Изменился и внешний облик здания: по проекту архитектора А. Щусева корпус был дополнен двумя башнями. Общая композиция сочетает в себе элементы русского и восточного стилей. В 90-х XX века достроили третью башню, в которой сейчас располагаются выставочные залы.
С вокзальной станции поезда следуют в Адлер, Самару, Воронеж, по-прежнему в Казань и в некоторые другие города.
Курский и Павелецкий вокзалы
Более современный облик имеет здание Курского вокзала. Несмотря на то, что сам пункт отправления появился в XIX веке, новый проект был реализован в 1970-х. Старый корпус был выполнен из дерева и находился в несколько другом месте. Называли его тогда Нижегородским.
Современное строение сделано в стиле постконструктивизма, где бетон сочетается со стеклом. Дополняет конструкцию 9-метровый козырек «гармошкой». Когда-то это был крупнейший из списка вокзалов Москвы объект. Перевозки осуществляются в южных направлениях. Именно отсюда можно уехать в Белгород и на Северный Кавказ, а также в пригород.
Особое внимание уделяется системе безопасности на станции. На территории есть зоны отдыха и ожидания – обычные и залы бизнес-класса.
Также по направлению на юг можно уехать с Павелецкого вокзала. Оттуда следуют поезда в Среднюю Азию и в Поволжье. Кроме того, вблизи находится отправной пункт аэроэкспресса, который перевозит пассажиров в аэропорт Домодедово. В годы советской власти в течение нескольких лет вокзал называли Ленинским. Именно сюда прибыл поезд, который перевозил тело Владимира Ильича в столицу.
Ленинградский и Ярославский вокзалы
Оба здания расположены на Комсомольской площади, там же, где и Казанский вокзал. Ленинградский специализируется на северо-западном направлении. В частности, перевозит людей в Санкт-Петербург, Мурманск, Псков, а также в крупные города других государств: Таллин и Хельсинки. Строение является памятником архитектуры. Из списка жд вокзалов Москвы этот был построен первым. Причина – в необходимости связать два крупнейших города железнодорожной линией.
В северной столице создали идентичное московскому строение в стиле классицизма. Корпус двухэтажный, композиционно симметричный. В центральной части на крыше находится небольшая башенка с часами. Последняя реконструкция завершена в 2013 году. В результате появились более современные интерьеры, в помещениях находятся фуд-корты, многочисленные магазины, сервисный центр.
Одно из самых необычных по конструкции зданий – Ярославский вокзал. Выполнен в неорусском стиле по проекту двух архитекторов: Ф. Шехтеля и Л. Кекушева. Во внешнем оформлении можно заметить традиционные элементы русского зодчества. Это узорные украшения, небольшие башенки, арки.
Сооружение своим видом напоминает терем. Из материалов же использовались, в основном, железобетон и облицовочные плиты. Со станции можно добраться до Сибири, Урала и Дальнего Востока. Именно с этой точки начинается ветка Транссибирской магистрали, самой протяженной дороги на планете.
Киевский вокзал
Поезда в сторону Украины, Молдавии и стран Юго-Восточной Европы следуют со станции Киевского вокзала. Изначально пункт предназначался для соединения Москвы с Брянском. Сооружение было обновлено после революции 1917 г. Теперь оно стало каменным. С одной стороны возвышается башня с часами более 50 м в высоту. Сбоку расположены колоннады.
Еще один важный момент: на данном вокзале есть остановка аэроэкспресса, специального поезда, перевозящего людей в аэропорт Внуково.
Савеловский вокзал
Отправным пунктом большинства электричек является Савеловский вокзал. Его можно найти на площади Бутырской заставы. В отличие от других уже упомянутых строений, это выглядит довольно просто и лаконично. Представляет собой невысокое двухэтажное здание в стиле модерн, окрашенное в розовато-белые тона. Ранее со станции отправлялись и поезда дальнего следования, но на рубеже веков необходимость в этом отпала.
Сейчас электрички с вокзала движутся в Дубну, Лобню, Савелово и другие населенные пункты. Точное расписание электричек вокзалов Москвы из списка, в том числе и отправляющихся с данной станции, можно узнать у диспетчера справочной службы самого вокзала, позвонив по дежурному номеру телефона.
Рижский вокзал
Строение появилось позже и до сих пор остается одним из менее людных вокзалов столицы. С этой точки можно уехать в Ригу, Псков. Станция располагается на единственной железнодорожной ветке, откуда можно добраться до Латвии.
Облик постройки привлекает наличием множества деталей, узорчатой резьбой, наличниками на окнах. Во всем этом можно усмотреть оттенки древнерусского зодчества. Красивое здание, стоящее параллельно путям, не раз становилось фоном для советских и российских кинофильмов. К примеру, здесь снимали «Вокзал для двоих» – популярный фильм с Л. Гурченко в главной роли.
Вблизи путей в настоящее время представлена экспозиция музея железной дороги. Она была открыта относительно недавно – в начале 2000-х.
Белорусский вокзал
На площади Тверской заставы находится еще один вокзал Москвы из списка – Белорусский. В соответствии с наименованием, пункт связывает столицу России с городами Белоруссии, а также с Литвой и некоторыми странами Восточной Европы. Объект считается исторически значимым: в 1941 году это был пункт, с которого отправлялись воевать и защищать свою Родину солдаты. Позднее на фоне постройки были сняты несколько фильмов, посвященных Великой Отечественной войне.
Что касается стиля, сооружение сочетает в себе элементы классицизма и готики. По цвету для покраски стен была выбрана спокойная гамма зеленоватых оттенков. Сейчас внутри, помимо касс и залов ожиданий, размещен музей. Как и другие вокзальные помещения Москвы, это было реконструировано и усовершенствовано. Качество обслуживания посетителей находится на высоком уровне.
Список речных вокзалов Москвы
Расписание и список вокзалов Москвы на Москве-реке можно узнать в экскурсионных бюро, занимающихся речными перевозками пассажиров. Всего в столичном городе два таких пункта. Северный речной вокзал находится на побережье Химкинского водохранилища, рядом с парком. Это еще один памятник архитектуры, посмотреть на который приезжают все гости столицы. Возведен был в 1937 году. По форме напоминает корабль, принадлежит к стилю «сталинский ампир». Автор проекта – А. Рухлядев.
Здание имеет башню со шпилем. Со стороны водохранилища можно увидеть величественную лестницу из гранита, ступени которой спускаются к воде. На фасаде одного из блоков помещены расписные диски. В них представлены разнообразные сюжеты: строительство Дворца Советов, освоение Арктики и другие.
Предназначен вокзал преимущественно для грузовых кораблей. Также используется как пункт, с которого отплывают экскурсионные теплоходы. Южный речной вокзал используется реже. Оттуда также отправляются прогулочные катера для туристов и отдыхающих.