Чем обрядовая поэзия привлекала русских писателей, композиторов?

Что представляет собой обрядовая поэзия? Какова история появления фольклора, особенности данного жанра? Попробуем вместе найти ответы на эти вопросы.

Введение

Русская обрядовая поэзия своим появлением обязана именно народному творчеству. Фольклор является устным народным творчеством. Именно в нем отражается творческая коллективная деятельность народа, которая характеризует его идеалы, воззрения, стиль жизни.

Виды

Народная обрядовая поэзия создавалась на протяжении многих веков. Эпос, анекдоты, различные сказки, частушки, предания, все это передавалось из поколения в поколение. Именно в такой устной деятельности содержалась историческая информация о традициях и быте народа.

Обрядовая поэзия перекладывалась на музыку, так появились пьесы, инструментальные наигрыши. Из них можно было понять, каков быт простого народа, познакомиться с его увлечениями, родом деятельности.

Народная обрядовая поэзия привлекала многих русских писателей своей мелодичностью, протяжностью. Элементы фольклора используются в театре для постановок сатирических пьес, драматических спектаклей, кукольных представлений.

История появления термина

Русская народная обрядовая поэзия считается культурным наследием у любого народа. Сам термин «фольклор» пришел в научный обиход благодаря английскому ученому Вильяму Томсому в 1846 году. Он предполагал совокупность структур, которые интегрированы речью, словом, независимо от того, в какими элементами они взаимосвязаны. Постепенно вместо термина «фольклор» стали использовать выражение «устная словесность».

Интересные факты

Чем обрядовая поэзия привлекала русских писателей? Былины, поговорки, песни, пословицы, заговоры, сказки, все это отражало представление людей о своих исторических корнях, особенностях окружающего мира.

Русская обрядовая поэзия отражается во многих художественных произведениях. Например, в былинах о Василии Буслаевиче и Садко используется множество былин, воспевающих Новгород, торговую деятельность того времени, упоминается движение караванов в заморские страны.

Русским народом была создана обрядовая поэзия, в которой были не только былины, но и хитрые загадки, народные пословицы, волшебные, героические, бытовые сказки. Литература являлась настоящим достоянием и умом русского народа.

Значение этого вида фольклора

Именно обрядовая поэзия позволяла укреплять нравственный облик народа, была его исторической памятью. В таких произведениях можно было узнать об особенностях жизни русского народа, его обычаях, обрядах. Каждый из них носил определенный смысл, проводился в конкретные сроки, причем по специальному алгоритму.

Обряды были пронизаны уважением к предкам, почитанием своих исторических корней, желанием сохранить и передать традиции из поколения в поколение.

Соотношение со временами года

Календарно-обрядовая поэзия предполагала учет времен года. Для каждого важного праздника, который был связан с церковными традициями, использовалось специальное храмовое пение. Помимо этого, существовали и «полупрофессиональные» жанры, например, на Руси были скоморохи, сказители.

К периоду русской православной гимнографии у фольклора уже была многовековая история, которая сложилась из системы жанров, а также различных средств музыкальной выразительности.

Выводы исследователей

Чем обрядовая поэзия привлекала композиторов? Героический эпос нашел свое отражение в инструментальной музыке. За все время своего существования народная музыка прочно вошла в жизнь людей, стала отражением личной, социальной, семейной жизни.

Исследователи убеждены в том, что в тот период, пока еще не существовало Киевской Руси, у восточных славян был весьма развитый семейно-бытовой и календарный обрядовый фольклор, инструментальная музыка, а также развивался героический эпос.

Былины, пословицы, песни, народные загадки дошли до настоящего времени, поэтому достаточно сложно выделить основу фольклорного произведения от последующих произведений русского народа.

Обрядовый фольклор

Ученые, которые занимаются народным творчеством, выделяют в одну группу так называемый обрядовый фольклор, который связан с языческими древними временами, земледельческим календарем. Например, к ним причисляли пляски и песни, которые исполняли на Масленицу, рождественские коляды, в день Ивана Купалы.

Кроме того, к обрядовому фольклору причисляли гадания и свадебные песни.

Особенности обрядов

Для того чтобы в полной мере осознавать богатство русской старинной обрядовой поэзии, необходимо подробнее рассмотреть данный вопрос.

Какое значение имела обрядовая поэзия? Песни считаются одними из самых древних проявлений народного творчества.

Содержание таких песен было тесно связано с религиозными канонами, сложившимся на протяжении многих столетий. Обряд, который зародился во времена язычества, был направлен на обожествление природной стихии. Самыми древними историки считают календарно-обрядовые песни. Содержание их было тесно связано с представлениями о земледельческом календаре, круговороте природы.

Такие песни содержали информацию о различных этапах жизни и деятельности крестьян, занимающихся земледелием. Они включались в летние, весенние, зимние обряды, соответствующие поворотным моментам при смене времен года. При совершении обряда люди искренне верили в то, что те заклинания, которые ими произносятся, будут услышаны могучими силами Воды, Солнца, матери-земли, принесут отличный урожай, обеспечат людям безбедную жизнь.

Именно обрядовые песни считали обязательным компонентом обряда. Считалось, что именно от того, насколько правильно и полноценно будут проведены все обрядовые действия, напрямую зависит достижение поставленной цели.

Обрядовые песни сопровождали пахоту и уборку урожая, свадебные гуляния, рождественские праздники, крестины.

Календарно-обрядовые песни достаточно короткие по объему, они не сложны в поэтической структуре.

Они включали в себя ликование и тревогу, надежду и неуверенность. Одной из отличительных черт такого вида творчества исследователи считают персонификацию главного образа, который связан с сутью проводимого обряда.

Например, в старинных рождественских песнях изображается Коляда, передвигающаяся по дворам в поисках хозяина, который будет ее одаривать разными вкусностями и благами.

В календарных песнях встречается Масленица, Троица, Весна. Песни содержат призыв к добру, они упрекают людей в легкомыслии и обмане. По форме такие песни можно назвать краткими стихотворениями, способными несколькими небольшими стихами обозначить лирическую ситуацию, передать настроение.

Виды календарно-обрядовых песен

Колядование начинали накануне Рождества, с 24 декабря. Именно так назывался обход домов с пением специальных колядок, в которых хозяину дома желали хорошего урожая, богатства, счастья. Колядки пели дети, неся на шесте звезду. Она символизировала Вифлеемскую звезду, появившуюся на небосводе во время рождения Христа. Хозяева старались одаривать колядовщиков деньгами, вкусным печеньем, конфетами. Если хозяева дома не спешили одаривать детей, они пели специальные частушки со смешными угрозами в их адрес:

Не дашь, хозяин, пирога —
Мы твою корову уведем за рога.
Не дашь нам кишку —
Мы твою свинку за виску.
Не дашь деткам блинка —
Получай, хозяин, пинка.

Особое внимание в народном творчестве уделяли началу года. Русские люди искренне верили в то, что от того, как встретить Новый год, зависит, как он будет проведен. Люди старались накрыть стол так, чтобы на нем было множество вкусных и изысканных блюд. В Новый год все веселились, желали друг другу счастья и здоровья.

В качестве фона для таких пожеланий использовали коротенькие колядки песенного вида.

Например, в поэме «Светлана» В. А. Жуковский использует одну из песен, посвященных кузнецу:

…Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое.

На основе народной песни о мужиках, которую он услышал от своей няни, А. С. Пушкин написал не одно свое стихотворение.

Заключение

Масленицу в специальных песнях высмеивали, ругали, призывали вернуться, назвали ее различными женскими именами: Изотьевна, Авдотьюшка, Акулина Саввишна.

В. И. Даль упоминал в своих сочинениях о том, что для Масленицы каждый день недели имел определенное значение:

  • понедельник ассоциировался со встречей;
  • вторник связывался с заигрышами;
  • среду считали лакомкой;
  • четверг ассоциировался с гостеприимством;
  • пятница считалась тещиными вечерками;
  • в субботу устраивали золовкины посиделки;
  • воскресенье посвящали проводам Масленицы.

Троицкий цикл также был наполнен различными календарно-обрядовыми песнями, поэтому привлекал многих русских поэтов и писателей. Например, А. Н. Островский использовал обрядовую песню о туче.

Не остались в стороне и композиторы, они с удовольствием использовали в своем творчестве фрагменты обрядовых песен.

Весенние обряды исполнялись во время Великого поста, поэтому в них отсутствовал игровой праздничный характер. В качестве основного весеннего жанра использовали – веснянки. Эти песни не пели, а кликали, взбираясь на крыши, пригорки. С их помощью люди пытались призывать весну, прощались с зимой.

Часть веснянок связана с известными всем с детства стихами о «Мухе-цокотухе» и «Тараканище».

После принятия христианства языческие верования постепенно утратили свое смысловое значение. Утрачен был и смысл тех магических действий, которые порождали определенный вид народной музыки.

Но, несмотря на это, устойчивыми оказались сами формы проведения древних праздников. Обрядовый фольклор, подвергшийся существенным преобразованиям и обновлениям, продолжал функционировать.

Христианская церковь выражала крайне негативное отношение к традиционным пляскам и песням. Представители духовенства считали народное творчество греховным, связанным с дьяволом. Такая оценка была обнаружена исследователями во многих летописных источниках и канонических церковных постановлениях. Например, есть информация о том, что киевский митрополит Иоанн II писал в девятом веке Якову Черноризцу (писателю) о том, что святые отцы повелевают ему соблюдать благочестие, а в случае музыки и плясок вставать из-за стола и уходить прочь.

Именно в то время появилась иная область народного фольклора, которая рождалась в глубине «карнавальной» культуры Древней Руси.

Она считалась «кривым зеркалом» существующей действительности, «дурацкой» неправильной жизнью, в которой все происходило наоборот. Реальность и фантазия, добро и зло, верх и низ были перепутаны местами.

В советское время старинному народному творчеству практически не уделяли внимание, запрещали праздники, народные гуляния. Именно в этот исторический период многие старинные русские обряды и традиции были безвозвратно утрачены. В последнее время ситуация изменилась в лучшую сторону. Многие писатели и поэты снова обратили свое внимание на сказания, предания, старые обряды, используют их в своей творческой деятельности.

Комментарии