Жизненный путь имама Шафии

Ислам учит очень трепетно относиться к тем людям, которые все свою жизнь посвятили изучению религии и обоснованию некоторых ее основ с научной точки зрения. Таких богословов почитали еще при жизни, и сейчас многие правоверные в ежедневных намазах упоминают о них перед Аллахом. К таким удивительным людям относится имам Шафии.

О нем можно рассказывать бесконечно, ведь одновременно он был ученым, богословом, правоведом и основателем мусульманской юриспруденции. Также его считали очень добрым человеком, который всю жизнь подвергал себя аскезам, чтобы лучше служить Аллаху. В глазах правоверных главная заслуга имама Шафии – мазхаб, созданный им. На сегодняшний день он более всех остальных распространен в исламе. До того момента как Шафия приобрел свои глубокие знания, он прошел долгий жизненный путь, который может стать примером для многих верующих в Аллаха.

Несколько фактов об имаме

Личность имама аш-Шафии представляется очень интересной даже с первого взгляда. Его современники часто рассказывали, что он имел просто феноменальные знания не только в области богословия, но и в научных дисциплинах. Во многом это было обеспечено способностью его памяти усваивать всю полученную информацию. Все, кто знал имама достаточно близко, говорили, что он запоминал абсолютно все когда-либо услышанное в своей жизни. Именно это позволяло ему уже к пятнадцати годам выносить мудрые суждения по важным богословским вопросам.

Хочется отметить, что в юности имам Шафия несколько лет прожил в одном из племен. За годы он приобрел неплохие навыки стрельбы из лука и отлично управлялся с лошадьми. Эти занятия приносили ему большое удовольствие, однажды он даже задумался над тем, чтобы оставить науку ради другой судьбы.

В биографии имама написано, что он был очень набожен и добр. Никогда аш-Шафия не испытывал достатка, но это не ожесточило его сердце. Зачастую он раздавал беднякам и всем желающим с трудом заработанные деньги без малейшего сожаления.

Также известно, что за свою сознательную взрослую жизнь он никогда не ел досыта. Иногда это была вынужденная мера из-за крайней нужды, но по большей части – осознанный выбор. Имам считал, что сытость телесная ведет к духовному голоду. Так как наполненное пищей тело не дает в полной мере насладиться общением с Аллахом и делает сердце каменным.

Современники аш-Шафии свидетельствовали о том, что во время чтения некоторых аятов Корана имам часто падал в обморок. Он настолько проникался услышанным, что входил в глубокое состояние транса, который был свойственен только очень религиозным людям.

Неудивительно, что такой человек стал основоположником и создателем одного из мазхабов, названного в честь него. На сегодняшний день намаз по мазхабу имама Шафии считается самым распространенным и его совершает большая часть правоверных.

Мазхаб: краткая характеристика

Не каждый, кто хочет принять ислам, сразу понимает, что представляет собой термин «мазхаб». На самом деле он обозначает школу, где изучают шариатское право. Примечательно, но таких школ насчитывается несколько. В общей массе их шесть, однако наиболее известны четыре:

  • ханафитская;
  • маликитская;
  • шафиитская;
  • ханбалитская.

Также можно назвать еще захиритский и джафаритский мазхаб. Однако один из них практически полностью потерян, а второй применяется только у определенной группы мусульман.

Каждую школу создавали ученые-богословы. Иногда это был один человек, а порой требовалась работа целой группы уважаемых и почитаемых мусульман. Мазхаб является не просто результатом их трудов, но и мнением по тем или иным вопросам ислама, подтвержденным в диспутах и спорах. Такая практика широко применялась среди мусульман и имама Шафии считали превосходным оратором. Он мог победить в спорах с самыми известными учеными того времени, многие богословские диспуты проводились в присутствии зрителей.

Интересно, что разница между мазхабами довольно незначительна. Основу исламских знаний все они преподносят абсолютно одинаково, но второстепенные вопросы каждая школа толкует по-своему.

Детство будущего имама

Полное имя будущего имама состоит из более чем десяти имен. Однако чаще всего его называли Мухаммедом аш-Шафии. Его родословная восходит корнями к семье Пророка, это часто упоминалось в различных источниках. Тем самым подчеркивалось высокое происхождение ученого и богослова относительно других основателей мазхабов. Биография имама Шафии изучена очень хорошо, но много вопросов у специалистов вызывает место его рождения.

Известно, что Мухаммед появился на свет в сто пятидесятом году по мусульманскому календарю. А вот местом его рождения до сих пор называют более четырех различных городов. Официально принято считать, что местом, в котором имам жил до двух лет, была Газа. Однако родители аш-Шафии приехали в Палестину из Мекки из-за деятельности отца Мухаммеда. Он был военным и погиб еще до того времени, как сын вышел из младенческого возраста.

В Газе семья жила очень бедно, и мать решила вернуться вместе с мальчиком в Мекку, где находились их родственники. Это позволило им кое-как сводить концы с концами, но денег семье всегда не хватало. Стоит отметить, что город в те времена был обителью ученых, богословов и мудрецов, поэтому юного имама просто очаровала атмосфера Мекки, и он всей душой потянулся к знаниям. Платить за учебу было нечем, и мальчик просто приходил послушать то, что рассказывают учителя другим детям. Он садился подле учителя и запоминал все сказанное. Иногда Мухаммед даже вел уроки вместо преподавателей, которые быстро отметили его невероятные способности. Мальчика начали учить бесплатно, а записи он вел на коре дерева, листьях и тряпицах, так как мать не могла купить ему бумагу.

В семь лет будущий имам уже наизусть цитировал Коран, а после нескольких лет обучения у двух величайших ученых Мекки стал специалистом по хадисам, выучил высказывания пророка и даже получил право выносить богословские заключения по важным вопросам.

Новый жизненный этап: Медина и Йемен

До тридцати четырех лет имам Шафии обучался в Медине. Здесь жил и трудился великий ученый, основавший маликитский мазхаб. Он с удовольствием принял молодого человека к себе в обучение сразу же после его приезда в город. Но даже известный богослов был поражен, когда его книгу имам Шафии выучил наизусть буквально за девять дней. В «Муватте» Малик ибн Анаса собрал все самые достоверные хадисы, которые часто цитировались правоверными, но все их за столь кроткий срок не мог выучить никто из мусульман.

Отправившись в Йемен, имам решил заняться преподавательской деятельностью. Он был крайне стеснен в средствах и потому взял много учеников. По словам современников, Мухаммед был превосходным оратором и его речи часто отличались излишней откровенностью. Это заинтересовало местных чиновников, которые через некоторое время обвинили его в заговоре и подстрекании к мятежу.

Будущего имама заковали в цепи и направили в Ирак, где в этот время правил халиф Харуна ар-Рашид. Вместе с Мухаммедом в Ракку прибыли и девять других человек, также обвиненных в восстании против халифата. Аш-Шафии лично встретился с халифом и сумел защитить себя. Харуну ар-Рашиду очень понравилась открытая и горячая речь имама, к тому же за него вступился кади Багдада, которому молодого ученого и передали на поруки после освобождения.

Обучение в Ираке

Знакомство с кади Багдада произвело на имама аш-Шафии сильное впечатление, и он остался в Ираке на два года. Мухаммед аш-Шайбани, спасший будущего имама от казни, стал его учителем и познакомил с многочисленными трудами правоведов, живших в стране в этот период. Они показались молодому ученому очень интересными, однако не со всеми доктринами и цитатами имам Шафии был согласен. Поэтому между учителем и учеником часто возникали споры. Однажды они устроили даже публичный диспут, в котором явную победу одержал будущий имам. Однако отношения между аш-Шайбани и его учеником не испортились, они стали добрыми друзьями.

В дальнейшем выдержки из этого знаменательного диспута вошли даже в одну из книг, написанную будущим имамом. В поисках знаний Мухаммед аш-Шафии объехал множество стран и городов. Он успел побывать в Сирии, Персии и в других областях. После десятилетнего путешествия имам решил вернуться в Мекку.

Преподавание

В Мекке имам вплотную приступил к преподавательской деятельности. Он имел достаточно много учеников, которые были объединены в специальном кружке. Его аш-Шафии организовал практически сразу же после возвращения в Мекку, проходили собрания единомышленников в Запретной мечети.

Однако имама все же привлекал Ирак, в котором он провел свои лучшие годы и в возрасте сорока пяти лет он решил вновь вернуться в эту страну с уже накопленным багажом знаний и жизненным опытом.

Египетский период жизни имама

Прибыв в столицу Ирака, аш-Шафии присоединился к различным научным группам Багдада. Ученые собирались в главной мечети и читали лекции всем желающим. На момент приезда имама в городе насчитывалось около двадцати богословских кружков, за короткий промежуток времени их количество сократилось до трех. Все члены научных групп примкнули к Мухаммеду и стали его учениками.

Спустя три года имам решил направиться в Египет, где в это время собирались самые выдающиеся ученые мусульманского мира. Аш-Шафии приняли в стране очень тепло и предоставили ему возможность вести лекции в самом известном образовательном центре. Здесь наряду с другими богословами и учеными он занимался преподавательской деятельностью, разрабатывая в процессе новые методики.

С раннего утра сразу после молитвы он приступал к занятиям. Изначально к нему приходили для чтения Корана, затем ученики, интересующиеся хадисами. Далее с учителем занимались ораторы, знатоки языка и поэты, читающие свои стихи. Имам Шафии таким образом проводил в трудах целых день, он одновременно учил других и сам получал от людей ценнейшую информацию.

Основы мусульманского права

Имама считают основателем науки, необходимости которой до его трудов никто не понимал. Он задумался над тем, что необходимо сформулировать и оформить в виде книги основы мусульманского права. Первой и самой основательной работой на эту тему стала «Ар-Рисаль». В книге были собраны и обоснованы многочисленные понятия ислама, правила толкования и условия, по которым можно в споре оперировать аятами и хадисами. Данный научный труд считается одним из самых важных в деятельности богослова.

Сам Мухаммед считал, что в работе ему помогала молитва к Аллаху и ежедневный намаз. Имама Шафии часто спрашивали о том, как ему удалось написать такой труд, и он всегда отвечал, что много работал в ночное время, ведь на сон богослов отводил только одну часть темного времени суток.

Смерть имама

Умер аш-Шафии в возрасте пятидесяти четырех лет в Египте. Обстоятельства его смерти не выяснены, некоторые специалисты утверждают, что он стал жертвой нападения. Другие считают, что он покинул этот мир после продолжительной болезни.

Через некоторое время после смерти к гробнице имама потянулись паломники. До сих пор место у подножия Мукатрам, где похоронен Мухаммад, является местом, куда правоверные приезжают помолиться Аллаху.

Шафиитский мазхаб: описание

С первого взгляда сложно разобраться, насколько один мазхаб отличается от другого. Но мы попробовали выделить основные черты школы, созданной имамом:

  • Снятие противоречий между другими мазхабами.
  • Обращение к цитатам Пророка в богословских диспутах происходит максимально спокойно.
  • Особый статус решений, принятых ради общей пользы.
  • По мазхабу имама Шафии обращение к хадисам допустимо лишь тогда, когда соответствующую информацию невозможно отыскать в Коране.
  • Для рассмотрения берутся только те хадисы, которые передавались сподвижниками из Медины.
  • К одним из методов мазхаба относится и единое мнение ученых, оно занимает особое место в методологии.

На сегодняшний день последователи этой школы встречаются по всему свету. Вы можете встретить их в Пакистане, Иране, Сирии, Африке и даже России. К ним можно отнести чеченцев, ингушей и аварцев. Многие правоверные считают, что шафиитский мазхаб является наиболее понятным. Поэтому он столь популярен среди верующих. Интересно, что даже приверженцы других школ часто используют некоторые нюансы из мазхаба аш-Шафии.

В заключение хотелось бы сказать, что личность имама очень популярна в исламском мире. И большую часть этого отношения богослов заслужил не столько своими трудами, сколько личными качествами. Он обладал всеми характеристиками, которые возведены в Коране в ранг благодетели. Мухаммад слыл смиренным, великодушным и щедрым человеком, который был готов отдавать все время служению Аллаху и изучению наук.

Примечательно, что в текущем году был даже снят сериал о жизни имама Шафии. Все серии составляют уже два сезона и имеют огромный успех. В условиях современного мира с довольно неоднозначным отношением к исламу это позволяет увидеть религию в истинном свете, как это было при жизни аш-Шафии.

Комментарии