Парусный линейный корабль "Полтава": описание, история службы
В июне 1712 года с недавно построенных стапелей Санкт-Петербургского Адмиралтейства сошло первое судно. Это был линейный корабль «Полтава», оснащённый 54 орудиями и представлявший по тем временам весьма грозную силу. Он был назван в память победы над шведами в знаменитом сражении, разыгравшемся 27 июня 1709 года. В течение двух десятилетий ─ вплоть до окончания Северной войны ─ «Полтава» вместе с другими кораблями Балтийского флота выполняла различные боевые задачи и участвовала в шести морских кампаниях.
Предпосылки создания флота
Постройке отечественного военно-морского флота предшествовал ряд важных побед в ходе Северной войны. Так, благодаря взятию шведских крепостей Ниеншанц и Нотебург Россия получила выход к Балтийскому морю. Чтобы удержать завоёванные позиции, по приказу Петра I были заложены две новые цитадели, одна из которых, строившаяся на Заячьем острове Невы, стала «колыбелью» будущей столицы ─ Санкт-Петербурга, а вторая ─ на скалах Котлина в Финском заливе, получила название Кроншлот и превратилась со временем в мощное фортификационное сооружение.
Однако без наличия сильной и боеспособной эскадры эти меры были недостаточны. Первый флот Петра Первого создавался на Олонецкой и Новоладожской верфях. С их стапелей были спущены на воду четыре линейных корабля: «Выборг», «Рига», «Пернов» и ещё один, оставшийся безымянным. Главный недостаток этих судов заключался в том, что при достаточно мощном артиллерийском вооружении они по своей конструкции не отвечали техническим требованиям того времени и не обладали достаточными мореходными качествами. Таким образом, Российский военно-морской флот нуждался в срочной модернизации.
Закладка нового судна
Именно с этой целью в конце 1709 года корабельным мастером Федосеем Моисеевичем Скляевым был разработан проект нового 54-пушечного линейного корабля, получившего впоследствии название «Полтава». Известно, что в создании проекта личное участие принимал государь Пётр I. Как показывает изучение сохранившейся в архивах технической документации, в основу их детища были положены передовые по тем временам достижения не только отечественного, но и зарубежного кораблестроения.
Торжественная закладка корабля «Полтава» была произведена 5 (16) декабря 1709 года самим государем. Во избежание проволочек ещё задолго до этого дня на Адмиралтейскую верфь свозились из разных городов страны различные припасы, среди которых были заготовки частей будущего судна, а также железо и прочие необходимые материалы. Строителем «Полтавы» Пётр I назначил Ф. М. Скляева, но, при всём доверии к нему, лично контролировал производившиеся работы, в ходе которых нередко давал весьма ценные и дельные указания.
Извечные российские беды
Не обошлось, впрочем, и без обычного в таких случаях головотяпства. Например, из послания генерал-адмирала графа Ф. М. Апраксина в Адмиралтейский приказ известно, что нерадивые чиновники не только не выполнили в полном объёме заказ на поставку пеньки, необходимой для конопачения судового корпуса, но и та, что была получена, оказалась гнилой и не пригодной к делу. Кроме того, выяснилось, что большинство плотников, привыкших к возведению изб да церквей, не справляется с новой для них работой. Пришлось срочно искать замену среди приехавших в Россию иноземцев. Это вызвало дополнительные проволочки.
Так же и состоявший на русской службе норвежский адмирал К. И. Крюйс докладывал графу Апраксину о целом ряде недопоставок, а подчас и явных хищений, виновником которых он считал губернатора Санкт-Петербурга, светлейшего князя А. Д. Меншикова. Однако из-за близости последнего к императору положить конец его противоправным действиям было невозможно. Впрочем, когда в России-матушке без этого обходилось?
Пополнение Балтийской эскадры
В конце зимы 1711-1712 гг. основной объём работ был завершён, и спуск на воду судна планировали совершить уже в апреле, но по ряду причин это торжество пришлось отложить на два месяца. В результате корабль «Полтава» впервые закачался на невских волнах лишь 15 (28) июня 1712 года. На церемонии присутствовал государь Пётр Алексеевич со всей своей семьёй.
В конце августа того же года судно, ставшее достойным пополнением российского военного флота, покинуло Адмиралтейский причал и направилось в Кронштадт для окончательной достройки и оснащения всем необходимым. Там же находились и прочие корабли Петра 1, предназначенные для выполнения боевых действий на Балтике. На корме «Полтавы» был поднят морской Андреевский флаг, эскиз которого царь утвердил в 1711 году.
Некоторые особенности нового судна
Из описания корабля «Полтава», сохранившегося в архиве Адмиралтейства, известно, что по своим характеристикам он соответствовал IV рангу системы классификации судов, принятой в Британии и являвшейся тогда международным стандартом. Длина его корпуса составляла 39,8 м., а ширина равнялась 11,7 м. При глубине трюмов 4,6 м водоизмещение достигало 1200 т.
Как уже говорилось выше, вооружение судна включало в себя 54 пушки, причём на нижней палубе помещались те, что имели наибольший калибр. Масса их ядер равнялась 8,8 кг. Уровнем выше, а также на шканцах ─ палубе и помосте в кормовой части корабля, ─ помещались орудия, имевшие меньшие размеры, а соответственно, и уступавшие им огневой мощью.
Декор, прославляющий военные победы
В соответствии с традициями той эпохи, корабль «Полтава» имел богатое декоративное убранство, о чём свидетельствует представленная в статье гравюра художника Пикарта, являвшегося современником событий. Кроме того, достаточно полное представление даёт и ряд сохранившихся документов. Из них понятно, что аллегорическая композиция, украшавшая борта судна, была призвана воспеть победу русской армии в Полтавском сражении и ту роль, которую сыграл в ней император. Этому же назначению соответствовали и две зеркально расположенные фигуры Георгия Победоносца. В ту эпоху не только корабли Петра 1, но также и суда, принадлежавшие другим флотам мира, нередко украшались декоративными элементами, в которых содержался определённый идеологический подтекст.
Численность экипажа судна менялась в зависимости от поставленных перед ним задач. Наибольшей она была во время наступательных действий и достигала 400 человек, тогда как для обеспечения обороны было достаточно трёх сотен. В состав команды входили лишь 6 офицеров, остальной экипаж состоял из нижних чинов и рядовых матросов.
Начало боевого пути
Как уже отмечалось выше, кораблю «Полтава» довелось участвовать в 6 морских кампаниях Северной войны. Первая из них началась для его экипажа в мае 1713 года, когда судно в составе эскадры адмирала Крюйса было направлено для несения боевого дежурства в северный район Финского залива. В середине июня на борт корабля поднялся сам государь, прибывший для личного ознакомления с ходом выполнения поставленных задач. В последующие месяцы «Полтава» участвовала в нескольких боевых операциях и временно входила в состав эскадры военно-морской базы Ревеля.
В период кампании 1714 года на экипаж корабля была возложена обязанность прикрывать с левого фланга действия русского галерного флота у берегов полуострова Гангут. Кроме того, сохранились свидетельства о многодневном преследовании «Полтавой» и ещё несколькими российскими кораблями шведской эскадры, застигнутой у Берёзовых островов в северной акватории Финского залива. Несмотря на то что неприятелю все же удалось уйти от погони, сам факт того, что россиянам удалось обратить его в бегство, весьма и весьма отраден.
Отношения с союзниками
На следующий год «Полтава» покинула кронштадтский причал лишь в середине июля, и по приказу государя приняла участие в совместных действиях с союзной англо-голландской эскадрой под командованием адмирала Д. Нориса. После выполнения поставленных задач судно было направлено в Ревель, где его экипаж и провёл зимние месяцы.
В течение всей кампании 1716 года судно выполняло различные задачи во взаимодействии с флотами союзных России государств: Голландии, Дании и Англии. Тогда же был осуществлён ряд ремонтно-профилактических работ, а затем «Полтава» отправилась в порт Копенгагена, где в то время находилось ещё несколько кораблей Российского флота. На следующий год экипаж корабля отличился при высадке десанта на остров Готланд, а также в ряде операций, осуществлённых вблизи шведских берегов.
Последние годы эксплуатации судна
В последующий период экипаж корабля продолжал выполнение различных задач, поставленных Адмиралтейством. В июле 1721 года судно едва не погибло, оказавшись в эпицентре сильного шторма, охватившего северо-западную часть Балтики, и получило серьёзные повреждения. В результате, по прибытии в Ревель оно было поставлено в док для проведения ремонта.
«Полтава» завершила свой боевой путь в качестве учебного судна, на котором в период 1723-1724 гг. проходили практику молодые офицеры флота. Это был заключительный этап плаванья первого военного судна, спущенного на воду со стапелей Санкт-Петербургской верфи. Годом позже вышел приказ о снятии с него орудий, которые были перенесены на новый, только что построенный фрегат «Москва». Сам же почтенный ветеран долгое время провёл в доках Кронштадта, после чего, придя в полную ветхость, был разобран.