Бакинский фуникулер: прошлое, настоящее и будущее
Фуникулером называют горную железную дорогу, обустроенную канатной тягой. Чтобы вагоны не скатывались назад, между рельсами устанавливают зубчатую рейку. Используют фуникулеры везде, где необходимо перемещать пассажиров, а сделать это любым другим видом транспорта это невозможно. Чаще всего этот вид подъемников обустраивают в туристических зонах с горным рельефом. Есть фуникулерная система и в Баку.
Немного истории
В советские времена столицы и крупные города всех союзных республик пользовались спросом у туристов страны. Чтобы сделать город еще более привлекательным для путешественников, власти придумывали всякие фишки.
В середине прошлого века главой Баку был неравнодушный и любящий свой город Алиш Лемберанский. Это он подал идею построить канатно-рельсовый подъемник. Главным конструктором был назначен Алиш Авакович Аракелов. О том, насколько качественно была выполнена работа, свидетельствует тот факт, что подъемник работает до настоящего времени. Вагоны для проекта были заказаны на одном из заводов Харькова.
Бакинский фуникулер стал одним из технических чудес. Он начал функционировать в 1960 году. Чтобы покататься на подъемнике, приезжали путешественники со всей страны.
Годы забвения
Первое время подъемник пользовался невероятным спросом: он был не только транспортом, но и средством развлечения, до того времени пока еще неизведанным. Но со временем ажиотаж спал и к началу 90-ых бакинский фуникулер работать перестал и пришел в запустение. Более того, даже территорию подъемника закрыли. На долгие 10 лет о горном поезде было забыто.
Но в начале нового тысячелетия исполнительные власти города, которые представлял Гаджибала Абуталыбов, решили изменить ситуацию. На объекте был проведен капитальный ремонт, и жители города к Новому 2002-ому году получили сюрприз в виде снова действующего подъемника. Снова в праздники и выходные здесь было полно народу, но в будние дни – тихо и почти пусто, за исключением редких влюбленных парочек, забредших в поисках уединения.
Новая жизнь
За прошедшие годы фуникулер в Баку ничуть не изменился. Он по-прежнему состоял из пары вагончиков, которые, тем не менее, имели совершенно другой внешний вид – последствия веяния современного дизайна. Кроме того, конструкция обустроена новыми кабинками и рельсами, аппаратной начинкой. Также изменилась и форма крыши – теперь она стала выгнутой, чтобы на ее поверхности не задерживались снежные массы и лед. А еще по ночам крыша подсвечивается, что служит добавочным стимулом для пассажиров. Единственное, что не устраивает их – слишком короткая дорога. Но этот недостаток легко изменить – кататься можно на бакинском фуникулере сколько хочется: плата за проезд отменена.
Второе возрождение городской поезд пережил во время подготовки к «Евровидению-2012». Теперь по линии ездят стеклянные швейцарские вагончики. Всем, кто проезжает в них, открывается восхитительный вид на Каспийское море и прибрежные ландшафты.
Сегодня подъемник считается главным городским аттракционом и занимает достойное место среди городских достопримечательностей. В настоящее время внедряется новый проект модернизации городского горного поезда. Его цель – оживить нагорный транспорт, расширив инфраструктуры. Если раньше здесь были только кассы и платформы, теперь же планируется строительство пунктов питания. Кафетерии, бары, ресторан – это еще не все. Планируется построить здесь развлекательные зоны в первую очередь для детей и подростков. Но на этом, как утверждают городские власти, все не закончится. Это только начало.
Как добраться
Искать место, где расположен горный поезд, не придется – он находится в центре города. Рядом сосредоточены основные достопримечательности Баку, поэтому поездку на столь уникальном транспорте можно совместить с посещением значимых архитектурных памятников и мест города. Чтобы добраться до станции горного поезда, можно воспользоваться такси. Стоимость проезда – около 640 рублей (25 манат). Но уточнять стоимость лучше заранее – в бакинских такси нет счетчиков.
Еще варианты:
- Метро. Стоимость 7 руб. (0,15 манат).
- Автобус. Стоимость проезда 11 руб. (0,25 манат).
- Маршрутное такси. Цена проезда как на автобусе.
Особенности режима работы
Бакинский фуникулер работает постоянно, включая и праздники с 10-и часов утра до 22 часов. Одновременно в кабинку помещается 26-28 человек. Так как время поездки совсем небольшое – немногим более 4-ех минут, за 12 часов работы горный поезд перевозит около 2 000 пассажиров. В секунду средство преодолевает 2,5 метра. Общая длина дороги – 455 м. Она имеет всего одну ветку и, чтобы могли разъехаться встречные фуникулеры, на трассе обустроено место разъезда.
Но больше всего бакинский фуникулер востребован в выходные: и приезжие, и местные жители с удовольствием пользуются этим видом транспорта, чтобы иметь возможность полюбоваться красотой города и посетить городскую набережную, не прилагая для этого особых усилий.