Аристарх Васильевич Лентулов: биография

Аристарх Васильевич Лентулов – знаменитый русский художник. Его прозвали художником солнца за необычайную страсть к изображению этого светила в своих работах. Многие критики и искусствоведы сравнивают Лентулова с Матиссом. Этот человек оставил неизгладимый след в истории русской и мировой живописи.

Начало жизни

Родился будущий творец 16 апреля 1882 года в небольшом селе уезда Пензенской губернии в доме священника. Отец умер, когда юному дарованию было 2 года. Мать искренне хотела, чтобы сын тоже работал в церкви, и женщина отдала его на изучение духовных наук. Однако будущему художнику такая перспектива не понравилась, и он прекратил занятия.

Обучение

После побега из семинарии живописец поступает в местное Пензенское художественное училище. Обладая врожденным даром, он легко осваивает программу. Через какое-то время будущий талант решает попытать счастье в Киеве, поступает в художественный техникум. Его выгоняют из учебного заведения в связи с буйным своенравным характером. Дело в том, что ученик решил подкорректировать пленэр профессора Селезнева, за что пришлось заплатить отчислением.

Вернувшись на предыдущее место обучения, Аристарх Васильевич Лентулов не унывает. Получает в 1905 году аттестат и едет за новыми возможностями в Петербург, где решает поступить в академию художеств. Попытка заканчивается неудачно. Во время экзамена профессор сделал замечание Лентулову, педагог посчитал неуместным использовать зеленый оттенок в написании человеческого лица. На что абитуриент ответил: «А вы разве не видите там зеленый? В таком случае мне вас жаль!» Реакция профессора была вполне предсказуема. Но этот инцидент принес и пользу юному творцу, его приметил Дмитрий Кардовский и предложил посещать лекции на свободной основе, без зачисления и выдачи диплома.

Молодой талант продолжает совершенствоваться, в 1910 году его ждало новое Высшее учебное заведение во Франции – академия художеств Ла Палетт. Ему открываются идеи кубизма, которые в дальнейшем очень сильно отразятся на произведениях Аристарха Васильевича Лентулова. Обучение продолжалось до 1912 года, после чего живописец возвращается в Россию.

"Бубновый валет"

В 1908 году художник принимает решение переехать в Москву. В столице вместе с Михаилом Ларионовым и Давидом Бурлюком он работает над организацией выставки "Бубновый валет", на которой были представлены произведения искусства нового жанра. Создатели высказали открытый протест против реалистичных образов того времени. Даже название звучало необычно. Сам же Ларионов утверждал: «Слишком много претенциозных названий… как протест мы решили, чем хуже, тем лучше… что может быть нелепее «Бубнового валета»?». У гадалок эта карта символизировала молодость и красоту, а у каторжников, наоборот, была эфемизмом. Такое двойственное обозначение они решили дать своему мероприятию. Так состоялся первый показ картин нового поколения.

Художники затронули внимание общественности, посетителей было более двухсот человек. Это вдохнуло жизнь не просто в выставку, а в полноценную художественную организацию. В дальнейшем к ней присоединятся и Малевич, и Кандинский, и Гончарова.

Это было целое сообщество со своим уставом, целями и задачами. Они выступали с различными докладами и представлениями, стремились просветить современную общественность в вопросах изобразительного искусства.

Для бубновалетцев натюрморт стал излюбленным жанром, а поднос – одним из главных отличительных предметов в картине.

Некоторые представители этого течения могли писать несколько законченных картин за неделю. Это связано с тем, что они пренебрегали пропорциями и перспективой, что значительно ускоряло процесс работы.

Там выставлялись картины не только российских современников, но и авангардистские работы зарубежных коллег. Такие мероприятия пользовались большой популярностью.

Общество просуществовало шесть лет и распалось в связи с разногласиями участников. Его продолжением является организация «Московские живописцы», куда, конечно, вступил в свое время Аристарх Васильевич.

Годы творчества

В 1907 году заводит новые знакомства с такими знаменитыми людьми, как Наталья Гончарова, Николай Кульбин, Давид и Николай Бурлюк. Принимает участие в первой для него выставке под названием "Венок".

В 1908 году Лентулов Аристарх Васильевич заканчивает полотно «Портрет четверых». Помимо этого создает пейзажи и пленэры.

В период нахождения в Париже меняет свой стиль, знакомится с сообществом «Пюто». Академией Ла Палетт, в которой учился живописец, руководили кубисты Ж. Метценже и Ле Фоконье, с этими людьми Аристарх Васильевич Лентулов заводит знакомства. Художника поражает такое направления, как кубизм, и он активно осваивает этот стиль. Налаживает дружеское общение с Фернаном Леже и Анри ле Фоконье. В тот период живописца увлекает творчество Эжена Делакруа и Теодора Жерико, а особое влияние оказывает французский художник Робер Делоне.

По приезду из Парижа у Лентулова еще больше совершенствуется искусство живописи. Он пишет свободно, просто, вызывающе. Конечно, видно сходство с его зарубежными друзьями. В 1912 году написана картина «Аллегория войны». Один из студентов, глядя на это произведение, сказал: «Я добровольно сяду в тюрьму на 2 недели, если автор объяснит, что здесь изображено». Создатель принял вызов, но, увы… молодой человек так и не явился на суд. В те годы общество с осторожностью принимало такое искусство, так как для русского человека это было что-то новое и ещё неизведанное.

С 1912 по 1914 год Аристарх Васильевич активно увлекается бесформенными натюрмортами и пейзажами Москвы.

Со временем его произведения обретают все более четкие формы. Но кубизм живет в создателе до конца жизни. Также автор изображает почти на всех своих работах солнце, это отличительная черта Лентулова. Каждая из его картин наполнена светом. Как признавался сам создатель, некоторые были списаны с натуры, что чуть не лишило художника зрения.

В 1915 году создает свой автопортрет «Великий художник». Портрет абсолютно соответствует реальности, творец и в жизни был таким же добродушным, широкоплечим, неуклюжим богатырем. А краски произведения передают то самое солнце, которое исходило у него изнутри.

Революция 1917 года тоже отразилась на полотнах живописца. На основе эмоций, вызванных февральскими событиями, пишет картину «Мир. Торжество. Освобождение».

Самой знаменитой работой начала 20-х годов становится очередной автопортрет. Он был уже более сдержан, но все ещё наполнен кубизмом.

20-30 гг. Аристарх Васильевич Лентулов полностью меняет свой почерк. Считается, что это нормальный переход в зрелость и в этом нет ничего особенного. Теперь его полотна написаны в стиле соцреализма. Однако критики замечают, что из произведений словно ушло солнце.

В 1933 году прошла первая выставка художника. К сожалению, это было единственное подобное мероприятие, состоявшееся при жизни Аристарха Васильевича.

Личная жизнь

В 1908 году после переезда в Москву кубист взял в жены молодую девушку Марию Рукину, с которой был счастлив на протяжении всей жизни.

У него была единственная дочь – Лентулова Марианна, которая пошла по стопам отца и углубилась в искусство. Только, в отличие от Аристарха, она – искусствовед.

Вот так прошла личная жизнь знаменитого творца. Без особых приключений и историй.

Картины

Аристарх Васильевич Лентулов «Ночь на патриарших прудах». Знаменитая работа, написанная в 1928 году, на данный момент находится в Третьяковской галерее.

Аукционное полотно «Церковь в Алупке». Картина была продана за 3,5 миллиона долларов в 2013 году.

Еще одно популярное произведение, написанное в 1913 году, тоже находится в Третьяковской галерее. Аристарх Васильевич Лентулов «Москва». Про эту картину писали в одном из современных американских журналов: "This is the best image of Moscow". Аристарх Васильевич Лентулов был бы доволен такой популярностью этого шедевра, так как считал его одной из своих лучших работ.

«Образы поколения» – картина, выставленная в 2011 году на аукционе за 1,5 миллиона долларов.

«Закат на Волге» Аристарх Васильевич Лентулов. Год создания 1928.

В 1915 году был написан очередной солнечный пейзаж в стиле кубизма. «Небосвод – Декоративная Москва» Аристарх Васильевич Лентулов.

Необычный авторский стиль

Даже в его ранних работах доминантную роль играют чистые цвета. Чтобы усилить впечатление от работ, автор добавляет лоскутки ткани, кусочки фольги и цветной бумаги.

Сам Александр Бенуа замечал талант Аристарха Васильевича. Критик говорил, что эти произведения веселят душу и сердце.

Картины Лентулова наполнены не только светом, но ещё и звуком. Глядя на них создается ощущение, что город сейчас оживет и загудит в суматохе будней. Музыка наполняла полотна не просто так. Автор имел талант не только рисовать, но ещё и обладал отличными музыкальными данными. Он всегда напевал во время работы. Марианна утверждала, что отец мог исполнить целую арию наизусть, при этом, создавая очередной шедевр.

Преподавание

С 1918 года художник становится педагогом. Он преподавал в Строгановском училище и имел в подчинении мастерскую в ВХУТЕМе. А также был участником коллегии ИЗО Наркомпроса.

Театр

Все ближе Лентулов становится к театру, он сближается с режиссером Таировым и актрисой Коонен.

Первой его практикой оформления становится спектакль «Сказки Гофмана». Получив одобрение после первой попытки, он берется за вторую.

Следующей его работой становятся декорации к опере А. Рубинштейна «Демон». Премьера состоялась в 1919 году и пользовалась успехом долгое время. Через шесть лет макеты взяли призовое место на Международной выставке.

Конец жизни

В 1941 году, когда немцы наступали, людей эвакуировали из Москвы. Лентулов ехал вместе с работниками культуры. Однако еще в самом начале пути сильно заболел и покинул экипаж, вместе со своей семьей. Они остановились в Ульяновске, где прожили целый год. Затем вернулись в столицу, где живописец перенес серьезную операцию. 15 апреля 1943 года нас покинул знаменитый русский живописец Лентулов Аристарх Васильевич.

Комментарии