"Валять дурака": значение фразеологизма и толкование

Многим, наверное, говорили: «Ну что, может, хватит валять дурака?». Значение фразеологизма рассмотрим сегодня, а также его синонимы. Порассуждаем и о том, полезно или вредно ничегонеделание для жизни.

Происхождение. Гипотеза первая

Есть две основные версии появления фразеологизма. Одна очень популярная, другая – редко встречающаяся. Советские дети хорошо помнят, что была такая игрушка-неваляшка. Сколько ее не роняй, ничего не выйдет. Представим, что человек посвящает этому часы и даже дни. Что он делает? Правильно, бездельничает. Потому что в его занятии нет никакого смысла. Это один вариант ответа на вопрос, откуда пошло выражение «валять дурака».

Значение фразеологизма мы раскроем чуть позже, пока нужно прояснить еще кое-какие детали. Как неваляшка связана с дураком? На этот вопрос довольно просто ответить. Кто у нас считается почти национальным героем, любимым персонажем многих сказок? Конечно, Иванушка-дурачок, который лишь номинально называется малоумным. Так о нем отзывается обычно повествователь сказки, чтобы одновременно запутать слушателя и завязать интригу. Без нее ведь нет никакого смысла слушать или читать. А есть игрушка, похожая по принципу на неваляшку, только называется она ванька-встанька.

Отсюда и произрастает простая ассоциативная связь, даже целая логическая цепь: «неваляшка – ванька-встанька – Иван-дурак». Следующий шаг – это устойчивое выражение, которое мы рассматриваем. Далее нам предстоит пояснить значение фразеологизма «валять дурака». Происхождение все же мы пропустим вперед.

Еще одна версия

На очереди еще одна гипотеза. Раньше на Руси дураками называли большие предметы, например, овощи. И вот бессмысленное их перетаскивание с места на место и называлось «валять дурака». Кстати, в этом смысле и мы, современные россияне, очень близки к корням: большие предметы, не обязательно овощи, зовутся у нас «дурами».

Какой версии верить? Этот вопрос стоит задать историкам. В принципе, оба варианта правомочны. И неваляшка, и овощи были на Руси издавна, советские дети застали только новую модификацию известного устройства. Поэтому тут уж пусть читатель сам выберет. А мы переходим к значению фразеологизма «валять дурака».

Смысл

Так получается, что значений у выражения тоже два, как и версий происхождения. С одной стороны, так говорят о заведомо бессмысленном труде, которым занят человек. А с другой – о несерьезном поведении. И слухи ходят, что первое и второе значения связаны. То есть человек, который занят бессмысленным делом, глупо себя ведет и вообще неблагонадежный товарищ.

Причем сам субъект деяния прекрасно осведомлен о несерьезности занятия. Это важное замечание, потому что есть фразеологизмы о труде, в которых работа обессмысливается отсутствием результата. О них мы поговорим после синонимов.

Примеров первого значения можно подобрать сколько угодно. В социальных сетях есть огромное количество простеньких игрушек, нацеленных на поглощение времени. Да что там, даже само сидение в социальных сетях – это иллюстрация к значению фразеологизма «валять дурака». Паблики с гифками, картинками, цитатами – все это питается временем людей, которое могло быть пущено на что-то более продуктивное.

Правда, иногда сообщества с цитатами состоят из знаменитых фраз из классики. Последние мотивируют людей ознакомится с источником столь точных и тонких определений. Соответственно, растет уровень образованности населения. Значит, есть разные «клубы по интересам»: одни пожирают время и силы, а другие, наоборот, учат светлому, доброму, вечному.

О социальных сетях, как и об интернет-пространстве в целом, нельзя говорить, что это глупость, пользы никакой – один вред. Это неправда. Как всегда, есть силы добра и зла, вернее, смысла и бессмыслицы.

Синонимы

Читателю хотелось бы узнать помимо значения фразеологизма «валять дурака» еще и синонимы к нему. В этот раз недостатка в них не будет. Мы подобрали замены двух видов: одним словом и аналогичным устойчивым речевым оборотом. Сначала выражения:

Теперь слова:

  • бездельничать;
  • лодырничать;
  • филонить;
  • паясничать;
  • лоботрясничать.

Все замены стараются донести простую истину: человек зря тратит время. Но, как читатель наверняка понимает, все относительно. Порой из хобби вырастает дело всей жизни. А ведь для стороннего наблюдателя, как правило, авторитетного взрослого, ребенок или подросток растрачивает силы зря.

Например, возьмем геймеров. Вообще говоря, видеоигры – это забава, но сейчас некоторые на этом неплохо зарабатывают. Об отношении к актерам и комикам не стоит вспоминать, верно? Таким образом, любая деятельности, которая непонятна окружению, – это валяние дурака. Мы рассмотрели происхождение, синонимы и значение фразеологизма «валять дурака». Толкование ждет нас впереди.

«Сифивов труд» и «мартышкин труд» - это не синонимы объекта исследования

Мы обещали развернуть тезис о том, что есть принципиальная разница между тем, когда человек занят совершенной ерундой, и когда его усилия становятся ерундой, потому что никому не нужны результаты его работы. А ведь именно о таком состоянии жизни говорят фразеологизмы, вынесенные в заголовок.

Миф о Сизифе и басня Крылова различны по тональности и оставляемому ощущению. Но сюжеты объединяет серьезность работы как одного персонажа (Сизифа), так и другого (Мартышки). Ведь никто из них не развлекается. Сизиф знает, что работа его лишена смысла, но тем не менее неизбежна, а Мартышка даже этого не знает и искренне полагает, что ее труды ничем от усилий крестьянина не отличаются.

Наверное, поэтому Сизиф – это трагическая фигура, которая стоит в центре философии абсурда. Яркий представитель последней – Альбер Камю, нобелевский лауреат по литературе 1957 года, написал отличное эссе о Сизифе. А Мартышка стала героиней русского устойчивого словосочетания. А еще таких разных героев объединяет языковые ситуации употребления тех фразеологизмов, в которых они центральные фигуры. Хотя и между ними есть смысловые оттенки.

Если же мы вспомним, откуда пошло значение фразеологизма «валять дурака», то поймем: условный дурак наслаждается бессмысленностью и бездельем. У него нет стремления каким-то образом обмануть себя и показать, что его труд что-то да значит (как у Мартышки), и уж тем более он не трагическая фигура, как Сизиф.

Ничегонеделание полезно

Показано жизненной практикой, а также некоторыми учеными, что мозгу нужен отдых от продуктивной работы. То есть иногда человеку стоит повалять дурака немного, ибо это благотворно скажется на будущих его успехах. Другое дело, что некоторые звезды кино не могут расслабиться с помощью горных лыж и чтения книг в гамаке, а пускаются во все тяжкие, чтобы хоть немного ослабить хватку, как им кажется, бессмысленности жизни. Но не будем о грустном.

Лучший отдых – это смена деятельности

Вспоминается фильм «Любовь по правилам и без». В нем герой Джека Николсона, доведенный до крайности и предынфарктного состояния, отправляется на остров, чтобы там лежать в гамаке и ни о чем не думать. Затем он понимает, что такое времяпрепровождение ничего не даст. Он затевает путешествие в прошлое и отыскивает своих бывших подружек.

Чему нас учит такой пример? Тому, что лучший отдых – это смена деятельности. Кстати, если бы кто-то был рядом с Гарри Сэнборном (герой Николсона), то вполне мог бы вспомнить значение фразеологизма «валять дурака», определение которого мы давали чуть выше. Ведь для стороннего наблюдателя никакого смысла в копании в прошлом нет.

Валяние дурака как протест

Все люди, так или иначе, должны трудиться на благо общества. У некоторых труд интеллектуальный, и у других – физический. Но для каждого работа – это не только поле реализации способностей, но и возможность «оплатить» свободное время. И учитывая, что деньги нелегко достаются, с одной стороны, довольно странно тратить выходные на ерунду, а с другой – вполне закономерно. Ведь сейчас только утюг смиренно молчит о том, что надо выходить из зоны комфорта, а то люди там засиделись.

Проповедуется продуктивность во всем, ибо жизнь коротка, а смерть близка. Но если не поддаваться массовому гипнозу и подумать, то выйдет следующее: продуктивность в обществе, зацикленном на деньгах, измеряется только в условных единицах, которые человеку она приносит. Другими словами, образуется замкнутый круг: человек работает, потом тратит свободное время, чтобы быть лучше как специалист. Таким образом, он трудится еще больше, свободное время, неподвластное профессиональной деятельности, сокращается – отдых перестает существовать как категория.

С одной стороны, это современные реалии специалиста, пойманного в железные тиски западной цивилизации, а с другой – в подобных условиях валяние дурака можно рассматривать, как протест против существующего порядка вещей, как один из немногих актов подлинной свободы. Когда человек бессмысленно растрачивает свое время, он дает пощечину общественному вкусу.

Правда, лучше без всякой цели читать литературу, погружаться в искусство, чем, к примеру, тратить время на сплетни (хотя они и чрезвычайно занимательны порой), чтение желтой прессы или выяснения отношений в интернете. Помните: для большинства все, что не касается работы напрямую, – ерунда.

Комментарии