Скульптор Камилла Клодель: биография, творчество

Многие знаменитые художники, писатели, композиторы оставили свой след в вечности. Их имена известны всему миру. Но есть гениальные творцы, судьба которых сложилась трагично, и сегодня мало кто их помнит. Такова история жизни Камиллы Клодель – талантливого скульптора и музы легендарного Родена.

«Белая ворона» в своей среде

Камилла родилась в солнечной Франции 8 декабря 1864 года, в добропорядочной буржуазной семье. Отец девочки хорошо зарабатывал, занимаясь торговыми операциями и сделками с недвижимостью. Мать происходила из фермерской семьи с сильными католическими традициями и представляла собой классический образец жены, матери и хозяйки того времени. Как в такой обычной патриархальной семье мог родиться столь необычный ребенок? Видимо, провидение не особо задумывается на этот счет. А девочка действительно получилась странная. Камилла не любила играть в куклы и заниматься домашними делами, как мама. Ее увлечением были длительные прогулки по окрестностям, во время которых она могла часами мечтать и наслаждаться первозданной красотой природы.

Самым любимым занятием юной Камиллы Клодель была лепка. Она постоянно приносила домой с речного берега глину и лепила сначала фигурки членов семьи, потом более сложные образы. Маму Клодель очень раздражало занятие дочери, потому что она считала все это баловством, да еще постоянно приходилось стирать испачканную одежду. Отец девочки был достаточно суровым человеком, но талант дочери заметил и поддержал, когда пришло время. Вместе с талантом Камилле достались очень яркая внешность и дерзкий, вольнолюбивый, сильный характер. Поэтому стать добропорядочной буржуазной женой и матерью, мирно жить в провинции, ходить в церковь и дружить с соседями этой девушке было не суждено. Ее ждала бурная, насыщенная, странная и страшная судьба.

Два гения в одной семье

Один гениальный ребенок в обыкновенной семье – это встречается в истории часто. Но два гения сразу… В семье Клодель произошло именно так. У Камиллы родился брат Поль – знаменитый поэт, писатель, драматург, религиозный деятель и дипломат. Слава Поля, в конце концов, затмит талант его старшей сестры, и он практически от нее отречется. Но тогда, в детстве, Камилла была для него всем: божеством, наставником, другом и кумиром. Младший брат с удовольствием позировал для скульптур сестры, разделял ее взгляды на жизнь, поддерживал все начинания и подчинялся ее крутому нраву. Они были очень дружны. Камилла любила брата и оказала большое влияние на развитие его творческой натуры. Впоследствии, уже будучи признанным гением, Поль не помог сестре в трагической жизненной ситуации, предпочел отстраниться и практически забыть о ней. Она была для него всем в детстве, он остался для нее всем до конца жизни.

Опережая время

Семья Клодель часто переезжала из города в город в связи с разъездным характером деятельности главы семейства. В 1881 году они перебрались в Париж. Камилле исполнилось семнадцать лет и она, полная надежд, отправилась изучать искусство в Академию Коларосси. Официальное обучение творческим профессиям в девятнадцатом веке для женщин было недоступно. Поэтому Камилла и еще несколько девушек занимались на общественных началах в мастерской Альфреда Буше.

Надо сказать, что Буше уже видел работы юной Камиллы, побывав однажды в гостях у ее отца. Скульптор высоко оценил творчество Клодель и посоветовал развивать мастерство в Париже. Так и случилось. Во время учебы многие отмечали удивительный дар Камиллы, необыкновенность и особую магию ее произведений. Кстати, один из известных и уважаемых скульпторов, увидев работу Клодель, вынес вердикт о том, что девушка брала уроки у самого Родена. Хотя это было не так. Но сбылось в самое ближайшее время. Как-то легендарный Огюст Роден зашел в мастерскую к ученицам Буше, чтобы провести урок. Не заметить яркую девушку было невозможно, и вскоре она стала работать подмастерьем у великого мастера. Эта встреча круто изменила биографию Камиллы Клодель.

Роковая встреча с Роденом

Клодель для Огюста Родена стала помощником, моделью и возлюбленной. Он находил в ней невероятное вдохновение и совершенную красоту. Конечно, Роден оказал огромное влияние на творчество молодой художницы. Тем более, что Роден и Камилла Клодель как-то похоже воспринимали эту окружающую реальность и внутренний мир человека. Это были равные по таланту люди: учитель и ученица. Но такое, казалось бы, плодотворное сотрудничество обернулось для Камиллы творческой трагедией. Ее работы постоянно сравнивали с роденовскими, проводя прямую параллель. Постоянно звучали замечания о подражательстве и заимствовании.

Даже признавая художественную безупречность работ Камиллы Клодель, критики всегда упоминали ее имя рядом с Роденом. Например, ее «Забвение» все посчитали повторением роденовского «Поцелуя». Сам мастер пытался объяснить широкой общественности, что Клодель – самостоятельная творческая единица, наделенная природным даром. Но это звучало как-то вяло и неубедительно. Противостояние гениев рано или поздно должно было привести к разрыву.

Невозможная любовь

Творческие муки дополняли муки любовные. Как все гениальные натуры, Камилла не знала середины ни в творчестве, ни в любви. Ей нужно было все или ничего. Любовь к Родену была страстной и мучительной. Она находила в нем жизненную и творческую силу, жила этой любовью. Он тоже безумно ее любил. Но в его жизни давно и прочно присутствовала другая женщина.

С Розой Бере Родена связывало очень многое. Она была рядом с ним в его тяжелые времена, делила со скульптором его взлеты и падения. Молодой возлюбленной Огюст объяснял, что не может оставить Розу, потому что она больна и зависит от него, а он ей многим обязан. Но страстную и гордую Камиллу эти объяснения не устраивали. Однажды она все-таки поставила его перед выбором: или я, или она. Он выбрал. Ей пришлось уйти. Но Камилла Клодель была уверена, что это временное поражение, что ее молодость, красота и талант победят, Огюст обязательно придет за ней, просто не сможет без нее жить. Не пришел. Смог. И она не вернулась.

Ненависть

И тогда пришла лютая ненависть. Камилла винила Родена во всех больших и маленьких своих проблемах. Правда, она очень много работала и создала большое количество талантливых произведений. Среди них знаменитый «Вальс», пронзительная «Зрелость», трогательная «Молящаяся». Камилла Клодель активно выставлялась в известных залах и салонах. Но, видимо страсть, обида, гордыня и, вместе с тем, любовь, сжигали ее изнутри. Говорят, она ночами напролет бродила под окнами Родена и выкрикивала ругательства и проклятия. Вспышки ненависти становились все чаще. Однажды она разбила все скульптуры в своей мастерской. Скорее всего, это были проявления психопатического типа личности, который свойственен творческим тонко чувствующим людям.

Но, в конце концов, Камилле был поставлен страшный диагноз: шизофрения. Она стала испытывать финансовые трудности, ей порой нечем было даже платить за квартиру. Хотя врачи утверждали, что в изоляции от общества нет никакой необходимости, семья посчитала болезнь Камиллы Клодель опасной и приняла решение отправить женщину в закрытую психиатрическую клинику. Ей пришлось подчиниться. Это было начало конца.

Забвение

В 1913 году скульптор Камилла Клодель умерла для искусства. Следующие тридцать лет жизни она провела в закрытой психиатрической лечебнице в Виль-Эвраре. Несколько раз врачи предлагали родственникам забрать ее домой, не видя необходимости в содержании женщины в изоляции. Но мать Камиллы всякий раз отвечала отказом. Ее мало кто навещал, редкие письма она получала только от брата Поля. Клиника, где провела три десятилетия Камилла Клодель, славилась жесткими условиями содержания больных и излишне суровым бытом.

Говорят, что Клодель никогда не была по-настоящему сумасшедшей. О чем думала, что чувствовала женщина, находясь среди психически больных людей, видя их страдания и муки, никто никогда не узнает. Известно только, что Камилла вела себя замкнуто, отстраненно и апатично. И больше никогда не притронулась к любимой глине. Талантливая и всеми забытая, она скончалась в 1943 году.

Слава

Слава, о которой так страстно мечтала эта неординарная женщина, обошла ее стороной при жизни. Но посмертно творчество Камиллы Клодель нашло свое место в истории. Не только как музы знаменитого Родена, но и как уникального скульптора. Ее работы есть в частных коллекциях и мировых музеях. О ее жизни был поставлен балет в 1999 году и снят одноименный художественный фильм с Изабель Аджани в главной роли. Слишком короткая и очень яркая творческая судьба, долгое забвение при жизни: такой оказалась плата за гениальность. Как-то критик Октав Мирабо сказал о Камилле: «Бунт против природы: женщина – гений!».

Комментарии
мало про само творчество Камиллы (как лепит , что лепит , про ее работы , про ее стиль и чем он отличается)