Ребусы для детей как возможность развития мыслящей и креативной личности

Сообразительный, смышленый, грамотно пишущий, творческий ребенок – мечта любого родителя. Чтобы такой малыш вырос в семье, необязательно проходить с ним специальные обучающие программы, посещать группы развития и нагружать мозг энциклопедическими знаниями. Нужно просто обратить внимание на ребусы для детей. Если ребенок их полюбит, ему обеспечен прекрасный письменный и устный словарный запас, умение свободно думать и преодолевать сложности.

Что такое ребусы и чем они полезны

Ребусом называют зашифрованное слово. Ключами к шифру являются рисунки и знаки, например, запятые, точки и даже ноты. Оформляются ребусы для детей красиво и ярко, что всегда нравится. К тому же, ребусы загадочны, и это тоже привлекает детскую аудиторию.

Плюсов у ребусов очень много:

  • Разгаданный ребус дает ощущение победы. Ребенок, отгадавший ребус, горд собой, и это отличный рычаг для поднятия его самооценки.
  • Отгадывание ребусов занимает время. Если сын или дочь требуют внимания тогда, когда родители заняты, можно отвлечь их ребусами. Прекрасная альтернатива планшетным играм, особенно в дороге.
  • Поддержка доверительных отношений. Если родитель готов отгадывать ребусы вместе с ребенком, это для малыша большое счастье. Совместные занятия очень сближают семьи. Но уставшие после работы родители не всегда готовы играть в догонялки или жмурки, а вот вместе поваляться на диване, разгадывая ребусы для детей, и приятно, и полезно.
  • Размышления над ребусами – это логическая и интеллектуальная работа. Все родители мечтают, чтобы их сокровища побольше думали, а не тупо зависали в компьютерных стрелялках и соцсетях. Но дополнительные занятия бременем ложатся на детей, зато разгадывание головоломок воспринимается как игра, а не труд.

Правила отгадывания

Чтобы отгадать ребусы для детей, нужно понимать, по каким принципам они задумываются.

  1. Зашифрованные слова могут отвечать только на вопросы «кто» или «что» (именительный падеж).
  2. На значимый объект может указывать стрелочка.
  3. Приходится учитывать синонимы и подбирать нужное слово: «живот» или «брюхо».
  4. Название предмета может быть конкретным или общим: «ягода» или «малина».
  5. В слове можно отбрасывать одну или несколько букв, чтобы получались слоги, за это «отвечает» запятая. Одна запятая – одна отброшенная буква. Если запятые стоят справа от рисунка, в слове отбрасываются первые буквы; если слева – последние.
  6. Предмет, изображенный на рисунке, может быть перевернут. Это значит, что слово читается наоборот.

Такой набор правил обычно распространяется на простые ребусы для детей 6 лет.

Второй уровень сложности

Более замысловатые ребусы составляются с дополнительными правилами:

  1. Если рядом с рисунком стоят зачеркнутые цифры, то буквы, порядку которых эти цифры соответствуют, не учитываются.
  2. Когда две цифры расположены рядом с рисунком и не зачеркиваются, то буквы, порядку которых они соответствуют, меняются в слове местами: "стол 23" – "сотл".
  3. Рядом со словом может находиться равенство или стрелка, означающие замену букв: "кот т=р" – получается "кор".
  4. Буквы, слоги, целые слова или изображения могут размещаться над (под, за) другими буквами или внутри них. Тогда нужно использовать предлоги: слог «рон» изображен внутри буквы «о» - получился «ворон».
  5. Несколько (больше двух) цифр, стоящих рядом со словом, означают, что из слова извлекаются поочередно буквы, соответствующие этим цифрам, и выстраиваются в новое слово: «брелок 451» - получается «лоб».

Следуя этим правилам, можно составлять ребусы для детей 7-8 лет и старше.

Когда начинается «ребусный» возраст

Родители в вопросах развития своих детей часто придерживаются принципа – чем раньше, тем замечательнее. В случае с ребусами это не так. Детям до четырех лет предлагать подобные загадки бессмысленно. Словарный запас еще небольшой, понятие об окружающей жизни только формируется, предметы и фигуры до конца не встроены в картину мира.

С четырех лет многие дети начинают читать, знают цифры. Таким малышам уже можно предложить самые простые головоломки, где, к примеру, слово сокращается на одну букву. Далее можно знакомить малыша с правилами ребусов. Не больше одного правила на загадку.

Особенно популярны ребусы для детей 6 лет. В возрасте от пяти до семи ребята переживают «ребусный бум». Многие готовы посвящать разгадываниям все свое время. Большинство ребят преуспевает в этом настолько, что составляет ребусы самостоятельно. Подспудно они учатся рисовать, запоминать написание слов, подбирать синонимы, а главное – создавать новое.

Ближе к средней школе интерес к ребусам, к сожалению, у многих снижается. Нередко грамотные педагоги стараются поддержать это увлечение, используя математические и лингвистические (включая англоязычные) ребусы на занятиях и факультативах. Дети, которые продолжают придумывать и разгадывать ребусы и другие головоломки, дают фору одноклассникам. В качестве бонуса им на всю жизнь достается гибкое мышление и умение выходить из запутанных ситуаций.

Комментарии