Пьеса Льва Толстого "Плоды просвещения" в театре имени Маяковского: отзывы
Наверное, каждый из нас хоть раз да останавливался возле глянцевой театральной афиши и рассматривал на ней яркие манящие иллюстрации, призывающие посмотреть то или иное представление. Сегодня в современных театрах идут многообразные постановки, рассчитанные на разные категории населения, в зависимости от предпочтений и взысканий отечественной публики. А к каким жанрам театрального искусства благоволите вы?
Если вам нравится тонкая комедия, передающая быт и мировоззрения людей девятнадцатого века, если вы любите классические произведения, написанные великими российскими писателями-мыслителями, то значит вам следует посетить необычную и оригинальную комедию "Плоды просвещения". Театр Маяковского гостеприимно откроет для всех желающих свой тяжелый занавес.
Самая первая постановка
Данная пьеса не сходила с подмостков российских театров с самого начала своего написания. Написанная в 1890 году великолепным талантливым писателем Львом Николаевичем Толстым, она очень полюбилась широкой аудитории и сейчас является одной из посещаемых постановок театра им. Маяковского.
Первым режиссером пьесы был знаменитый Константин Станиславский (он же играл в спектакле и одну из ведущих ролей).
Постановка была показана в узком кругу зрителей, состоящем, преимущественно, из друзей актеров.
Произведение на большой сцене
Затем пьеса была поставлена на подмостках Александринского театра, где засветились такие звезды императорской сцены, как Владимир Давыдов, Вера Мичурина-Самойлова, Василий Далматов. Примечательно, что в спектакле актеры выбирали для себя не главные сюжетные роли; они хотели сыграть персонажей, малоприметных на первый взгляд, зато обладающих определенной смысловой нагрузкой. До сих пор, согласно многочисленным отзывам о "Плодах просвещения", эти персонажи считаются центральными фигурами, на которых держится вся постановка и к которым прикованы взгляды и внимание зрителей. Это, прежде всего, Таня, Бетси, мужики, кухарка, повар и так далее. Поэтому, если вы будете присутствовать на комедии, обратите внимание, как современные артисты справляются с этими особенными, своеобразными образами.
Через несколько месяцев после первого показа пьеса с большим успехом прошла в Малом театре. Там на представлении побывал и Лев Толстой. “Плоды просвещения”, продемонстрированные не менее талантливыми актерами (среди них были Константин Рыбаков, Александр Ленский, Гликерия Федотова, Ольга Садовская), оказали на писателя приятное впечатление. Однако игра некоторых актеров, исполняющих роли мужиков, показалась Льву Николаевичу неестественной и скучной. Как видим, в своей пьесе Лев Толстой отводил существенную роль именно этим персонажам. О том, кто играет этих героев на сцене современного театра, мы поговорим чуть позже.
Из истории написания произведения
Первый, черновой вариант пьесы "Плоды просвещения" был написан великим русским писателем еще в 1886 году. Написан и оставлен в ящике стола. Позднее, спустя три года, произведение решили поставить в узком кругу семьи Толстого. Это дало возможность автору посмотреть на свое литературное творение со стороны.
В период многочисленных репетиций Лев Николаевич начал трудиться над переработкой пьесы, стараясь передать драматические образы как можно глубже и как можно точнее. Изменение и корректировка произведения осуществлялась неоднократно, после чего пьеса, озаглавленная раннее "Ниточка оборвалась", обрела свое теперешнее название.
Немного о самом театре
Театр им. Маяковского, основанный в 1922 году, находится по адресу: улица Большая Никитская, 19/13. Первоначальные спектакли театра относились лишь к современным иностранным пьесам. Затем были поставлены классические произведения, оформленные в смелом, новаторском стиле.
Художественными руководителями театра в разное время являлись талантливые режиссеры и артисты, такие как Алексей Попов, Николай Охлопков, Андрей Гончаров и другие.
Сейчас место худрука занимает (начиная с 2011 года) опытный и одаренный Миндаугас Карбаускис. Под его чутким руководством театр им. Маяковского претерпел некоторые изменения и сейчас является одним из часто посещаемых театров столицы. Также здесь показывает свои постановки еще один мастер своего дела – российский театральный режиссер, педагог и профессор Ю. В. Иоффе.
В драматическом репертуаре задействованы такие известные и талантливые актеры, как Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Евгения Симонова, Ольга Прокофьева, Даниил Спиваковский, Галина Беляева, Андрей Гусев и другие.
Современные постановки пьесы
Спектакль "Плоды просвещения" уже долгое время идет на сцене театра Маяковского. Впервые он был поставлен в 1985 году. Данная постановка была доверена приглашенному режиссеру – П. Н. Фоменко. "Плоды просвещения" в интерпретации Петра Наумовича отличались гротескностью, живым действием, образностью, яркостью и музыкальностью. Зрители уже настолько привыкли к данной работе великого режиссера, что с осторожностью отнеслись к слухам о новой постановке пьесы, осуществляемой под руководством Миндаугаса Карбаускиса.
К слову, одаренный худрук посвятил премьеру спектакля именно Фоменко – своему другу и учителю.
Пьеса в фактах
Вот краткая информация о произведении:
- Современная постановка спектакля "Плоды просвещения" в театре Маяковского впервые произошла в феврале 2015 года.
- Продолжительность драматического произведения равняется трем часам двадцати минутам.
- В спектакле задействованы практически все актеры из театральной труппы.
- Интересно, что в современной постановке пьесы задействованы некоторые актеры, играющие в ее более ранней вариации. Прежде всего, это – Игорь Костолевский, который при Фоменко исполнял роль молодого Звездинцева, сейчас же ему достался персонаж более старшего возраста – Звездинцев-отец. Также прекрасна в своей новой героине народная артистка РСФСР Светлана Немоляева. Если раньше она играла роль Звездинцевой, то теперь ей достался интересный и курьезный персонаж - кухарка.
В отношении других актеров поговорим немного ниже.
Опытные артисты
Кто еще задействован в постановке "Плоды просвещения"? Афиша к спектаклю дает исчерпывающий ответ на этот вопрос.
Прежде всего, это Игорь Костолевский, исполняющий роль богатого землевладельца, отставного поручика конной гвардии, увлекающегося спиритизмом. Игорь Матвеевич, рожденный в 1948 году, является Заслуженным и Народным артистом России. Актер знаком российской публике по многочисленным кинокартинам ("А зори здесь тихие", "Ася", "Гараж", "Тегеран-43", "Отпуск за свой счет" и другие). Среди его ярких и незабываемых театральных работ обязательно необходимо упомянуть такие постановки, как "Карамазовы" (Иван Карамазов), "Мертвые души" (Плюшкин), "Чайка" (Треплев) и так далее.
Роль жены Звездинцева играет Татьяна Аугшкап (год рождения – 1961). Заслуженная артистка России, известная такими театральными образами, как Серафима Саратова ("Блажь"), Нина Смельская ("Таланты и поклонники"), Полина ("Дети портят отношения"), жена Синей Бороды ("День рождения Синей Бороды"), Елизавета Марковна ("Мертвые души") и др. Среди талантливых киноработ актрисы особенно выделяются "Следопыт" (Дженни), "Завтра была война" (Зина Коваленко), "Королева Марго" (Клодетт), "Дочки-матери" (Марта) и так далее.
Невозможно не упомянуть и Галину Анисимову, Народную артистку РСФСР, исполняющую роль толстой барыни. Галина Александровна, рожденная в 1929 году, работает в театре имени Маяковского с 1952 года. Она является ветераном войны и ветераном труда. Среди блестящих работ актрисы особенно выделяются "За час до рассвета" (Варя Калинникова), "Таланты и поклонники" (Смельская), "Гамлет" (Офелия), "Вишневый сад" (Аня), "Семья Журбиных" (Тоня), "Леди Макбет Мценского уезда" (Аксинья) и многие-многие другие.
Молодые таланты
Роль дочери Звездинцевых Бетси играет Валерия Куликова. Это молодая актриса (родилась в 1994 году). Несмотря на столь юный возраст, девушка уже отличилась в эпизодических ролях таких интересных постановок, как "На траве двора", "Лакейская", "Мертвые души".
Сына четы Звездинцевых играет тоже молодой актер (1989 года рождения) – Владимир Гуськов. Молодой одаренный артист активно участвует и в других постановках родного театра - "Последние" (Александр), "Бердичев" (Гарик), "Девять по десять" (Костолевский), "Маяковский идет за сахаром" (Маяковский) и др. Также Владимир снимается в кино.
Роль находчивой горничной Тани досталась молодой и подающей надежды актрисе Наталье Палагушкиной. Также артистка известна по таким театральным работам, как "Отцы и сыновья" (Фенечка), "Бердичев" (Зоя), "Не все коту масленица" (Агния) и так далее. Также девушку можно увидеть в кинокартинах ("Москва. Три вокзала", "Гражданка начальница. Продолжение", "Барвиха" и другие).
Как видим, в постановке "Плоды просвещения" задействованы самые яркие и талантливые артисты современности. Однако ваше представление о спектакле не будет полным, если не дать краткого описания его сюжета. Об этом речь пойдет ниже.
Интрига произведения
Действие пьесы начинается с приезда трех мужиков в дом к землевладельцу Звездинцеву. Они хотят купить у него земли, и приносят небольшой задаток. Леонид Федорович недоволен такой ничтожной суммой и не хочет продавать свои владения, как обещал ранее. Более того, сейчас его не беспокоят хозяйственные мысли. Он поглощен лишь одним желанием – найти хорошего медиума для следующего спиритического сеанса.
Господскую горничную Таню не удовлетворяет отказ поручика в отставке. Она хочет помочь мужикам – своим землякам и родственникам. Поэтому девушка решается пойти на обман: она выдает своего жениха – буфетчика Семена за медиума. Звездинцев приглашает молодого человека на сеанс, после чего и начинается все самое интересное. Чем окончится пьеса "Плоды просвещения" - вы можете увидеть, побывав на самой постановке.
Положительные отзывы зрителей о произведении
Что касается реальных отзывов о спектакле, то за два года их набралось немало. Многие посетители отмечают талантливую игру актеров (особенно – Костолевского и Немоляевой). Также, по многочисленным отзывам, одобрительных рецензий удостоена сама пьеса, ее комичность и злободневность. Однако не все зрители так единодушны.
Отрицательные и нейтральные отклики
Некоторые признаются, что их раздражала Немоляева, а также излишняя затянутость и замудренность произведения. Спектакль выглядел скучным, устарелым и витиеватым.
Однако, как признаются зрители, современная постановка "Плодов просвещения" выдержана в классическом русском стиле, соединяющем в себе искрометный юмор, тонкий психологизм и актуальную назидательность. Пьеса ярко и самобытно передает дух того времени, заставляет смеяться и плакать одновременно.
Впечатляет также талантливая игра актеров, объединяющая в себе несколько возрастных категорий труппы. Видно было, что каждый артист старательно вжился в образ, гармонично дополнял другого, играл с чувством и знанием своего дела.
Отдельный поклон за эту чудесную эксцентричную комедию – Миндаугасу Карбаускису, главному режиссеру театра имени Маяковского.