Челобитный приказ: история создания и функциональные особенности

Обращение к первому лицу государства с просьбой решить проблемы, которые по каким-либо причинам неспособны или не желают решать нижестоящие инстанции, является давним русским обычаем, корни которого уходят в глубокую древность. Еще в Древней Руси народ обращался к князьям, а позже – к царям, в надежде, что тот сможет разрешить все их трудности. Для самих правителей такие челобитные также представляли интерес, так как создавали то, что мы теперь называем обратной связью: предоставляли информацию о реалиях жизни простого народа.

Предпосылки к созданию

Чем больше становилось государство, тем больше людей стремилось обратиться к царю напрямую. Часто попытки «докричаться» до царя заканчивались казнями или восстаниями. Итог в любом случае оказывался кровавым. Так, в 1546 г. Иван IV по ложному навету казни нескольких бояр, якобы посоветовавших новгородским пищальникам подать царю челобитную. Годом позже царь сурово наказал семьдесят псковских жителей, посмевших потревожить его с прошением в загородной резиденции.

Необходимо было предоставить народу возможность альтернативного обращения к государю, не вызывающего слишком уж сильного раздражения самодержца, что, как упоминалось выше, вполне могло закончиться для просителя смертью. Первые попытки подобного рода предпринимались еще при Иване III, в Судебнике 1497 года, однако особым успехом они не увенчались.

Реформа государственного управления

Проблему избавления царя от нежеланного беспокойства подданными решил приближенный Ивана IV окольничий А. Ф. Адашев, предложив создать Челобитный приказ. Основные задачи нового государственного органа заключались, с одной стороны, в создании механизма посредничества между царем и просителями, а с другой – в образовании заслона огромному числу челобитных, отправляемых государю.

Вообще, историки расходятся во мнениях о точной дате создания этого органа государственного управления. Первое задокументированное упоминание челобитной избы (так по-другому назывался этот приказ) относится к 1571 г. Однако исследователь С. О. Шмидт считает, что этот приказ начал функционировать еще в 1549 г., что косвенно подтверждается информацией об участии Адашева в его создании.

Нормативная база

Деятельность челобитного приказа на протяжении его функционирования (1549 – 1685 гг.) регулировалась Судебником 1550 года и, впоследствии, Соборным уложением 1649 года.

Анализ функционального назначения

В административной структуре Московского государства Челобитный приказ занимал уникальное положение. Он являлся универсальным органом и не считался частью ни одного отраслевого приказа. Анализируя деятельность данного приказа, исследователи выделяют несколько его основных функций.

  1. Прежде всего Челобитный приказ, как компонент системы приказов, являлся исполнительным органом власти и выполнял, в основном, административно-распределительную функцию, т. е. являлся промежуточной инстанцией между подателем жалобы и компетентным органом. Кроме того, дьяки данного приказа занимались промежуточным рассмотрением челобитных.
  2. Некоторые историки считают, что Челобитный приказ, выполнял, в основном, кассационную функцию, т. е. контролировал деятельность органов, отвечающих за исполнение прошений.
  3. Как и остальные приказы, Челобитный выполнял также судебную функцию, которая, однако, не являлась основной его задачей.
  4. Как уже упоминалось выше, Челобитный приказ служил в некотором роде посредником между населением и правителем. Направленные на имя царя обращения передавались дьяками приказа самому государю или же в соответствующие органы, в «сфере влияния» которых находился конкретный вопрос.

По решению Федора Алексеевича Романова, в 1677 г. Челобитный приказ был соединен с Владимирским судным приказом. Затем в январе 1683 г. (при правлении Софьи Алексеевны) он был восстановлен, а в 1685 г. его деятельность была упразднена окончательно.

Комментарии