Михайловский дворец (архитектор - Карл Росси): описание, история создания
Санкт-Петербург известен во всем мире своими великолепными многочисленными архитектурными строениями. Туристы со всех уголков земного шара приезжают полюбоваться интересными местами города и его достопримечательностями. Одним из шедевров строительства в городе является Михайловский дворец, имеющий интересное прошлое и неразрывно связанный с именем его архитектора Росси.
Начало строительства
История создания Михайловского дворца интересна и охватывает не одно десятилетие.
Павел I издал указ о скором возведении резиденции для недавно родившегося сына Михаила и накоплении для этого денег. Правитель даже набросал некоторое количество рисунков будущего дворца. Однако идея не реализовалась при жизни правителя, поскольку его убили заговорщики.
Указ императора все же был осуществлен позднее его старшим наследником - Александром I. Главным архитектором дворца выбрали уже знаменитого тогда Карла Росси, приступившего к двухлетнему проектированию в 1817 году.
Первоначально здание планировали построить на месте Воронцовского дворца, затем на участке графа Чернышева. Александр I не одобрил план перестройки строений, так как это влекло слишком большие расходы и не имело царского размаха. Монарх предложил под застройку другой обширный участок, где архитектор Росси и возвел превосходной красоты и размаха архитектурный ансамбль. Сюда вошли великолепный дворец с площадью, пара корпусов по бокам, пара улиц. Кроме того, неподалеку разбили сад. Фундамент дворца был заложен летом 1819 года. Постройка осуществлялась в теплый период, чтобы обеспечить стойкость зданий.
Окончание работ
Архитектор Михайловского дворца занимался его планировкой и возведением. Радикальные задумки и перепланировка сделали возможным соединение комплекса с наиважнейшей магистралью Петербурга - Невским проспектом. Таким образом, на парадную часть здания открывался впечатляющий вид с центральной дороги города.
В своих чертежах создатель Михайловского дворца тщательно продумывал все до мелочей: от узора на полу до распланировки сада. Известнейшие талантливые художники и ваятели участвовали в творении многообразных элементов декора: С. Пименов, Ф. Брюллов, Б. Медичи, В. Захаров и другие.
Масштабные работы окончились в 1825 году. Затраты в денежном эквиваленте насчитывали более семи миллионов. Михаил I вместе с женой вскоре поселились во вновь возведенном дворце.
Загадочный Росси
Жизнь главного архитектора Михайловского дворца, одаренного Росси, полна загадок и противоречий. Существует несколько версий о месте рождения и происхождении гениального мастера. Наиболее признанным является предположение, что Карло ди Джованнни Росси появился на свет в Неаполе в 1775 году. Его отец имел дворянское происхождение, а мать была известной балериной, которой вместе с отчимом мальчика, Шарлем де Пиком, предложили работу в столице Российской империи.
Согласно другой версии, местом рождения будущего талантливого архитектора был Петербург. Однако все единодушны во мнении, что Карл Росси с детских лет находился в культурной среде и проникся чувством прекрасного. В России итальянское имя мальчика было переделано на русский вариант - Карл Иванович. Тогда он не знал русского языка, но вскоре преуспел в его изучении.
Семья Росси была очень уважаемой, поскольку вносила большой вклад в культурную жизнь столицы. Шарль де Пик удостоился чести давать уроки танцев детям самого императора.
Карьера и творения великого архитектора
Началу карьеры Карла помог тот факт, что другом семьи стал известный архитектор Винченцо Бренна, ставший впоследствии учителем мальчика. Талант Карла проявился уже тогда. Также свою роль сыграл судьбоносный случай. Однажды Бренн повредил руку и не смог заниматься эскизами Инженерного замка, поэтому пригласил себе в помощники своего ученика.
Однако, даже имея гениальные способности и блестящую карьеру, Карл Иванович Росси почил в старости в нужде. От двух жен у него остались десять детей, вся ответственность за которых, в том числе и материальная, была возложена на престарелого Росси до конца его дней. Умер же он от холеры в 1849 году, заразившись от рабочих.
Карла Росси почитают одним из самых талантливейших архитекторов из Италии, привнесшим в мир роскошные шедевры строительства. Результаты дарований мастера представлены многочисленными строениями и архитектурными комплексами в Петербурге и близ него. Среди выдающихся работ можно упомянуть Михайловский замок, Елагин дворец, Александринский театр, здание Главного Штаба и триумфальная арка на Дворцовой площади. За постройку комплекса Михайловского дворца со всей его инфраструктурой Росси даровали орден Святого Владимира 3-й степени и участок под дом за счет государства.
Внешний вид
Прекрасным образцом зодчества является Михайловский дворец, архитектурный стиль которого - ампир, или высокий классицизм. Британскому ученому Гренвилю здание показалось самым великолепным архитектурным творением.
В 21-м веке неизменными сохранились лишь фасад и западный флигель. Увидеть результаты труда архитектора Михайловского дворца сейчас возможно лишь в двух подлинниках классического искусства – убранстве Белого зала и главного вестибюля.
Фриз дворца декорирован 44 скульптурными объемными изображениями, исполненными известным скульптором Демут-Малиновским. Внутрь дворца попадают по шикарной просторной лестнице, которую облагораживают каменные скульптуры львов. Боковые ризалиты украшены высокими венецианскими окнами.
Впереди лицевой стороны здания находился уютный парадный садик. Другая сторона дворца, выходящая окнами на Михайловский сад, была также пышно украшена. Ее средней части придает красоту величественная лоджия-колоннада. Здание было отделено от площади металлической массивной оградой в виде копий с позолоченными наконечниками.
Михайловский дворец вскоре после постройки прославился в различных странах Европы. Например, английскому монарху по его просьбе был подарен макет дворца.
Внутреннее убранство
Внутренняя отделка дворца, как и внешний вид, удивляет своей грандиозностью. Гениальным Росси все было продумано до мелочей и выполнено совместно с талантливейшими специалистами. Все элементы декора строения, придуманные архитектором Михайловского дворца, пребывали в гармонии. Это декорация стен и потолков, обои, резная мебель, атласные подушки, элегантные люстры.
Орнаментные паркеты были сделаны из разнообразных ценных пород дерева. Элементы живописи, отдельные части парадной лестницы и мебель, сделанная по рисункам Росси, дошли до нашего времени. Можно прочитать множество восхищенных описаний Михайловского дворца в сохранившихся письменных свидетельствах позапрошлого столетия.
Интерьеры
В 21-м веке неизменными остались убранство вестибюля, главной лестницы и Белого зала. Весьма впечатляет дошедший до нас сквозь века потрясающий вестибюль своей обширной аркой при входе, торжественной парадной лестницей, богато украшенным росписью плафоном, прекрасно исполненными барельефами на стенах. Примечательно, что Росси четко спланировал все помещения, сконцентрировав их около главной внутренней лестницы.
Нижний этаж дворца вмещал личные покои правителя, включавшие 6 помещений. Среди них был Арсенал с оружием, включая боевые пушки, сыгравшие не последнюю роль в подавлении восстания декабристов. Также присутствовали комнаты для должностных лиц, гостей, слуг и кухни.
Второй этаж вмещал различные парадные помещения для приемов и балов и библиотеку. Особенно здесь выделялся своим великолепием Белый зал. Внутреннее убранство обошлось дороже, чем постройка самого дворца.
Белый зал
Жемчужиной Михайловского дворца в СПб можно назвать шикарный Белый зал. В течение столетий он изумлял и восхищал посетителей. Этот зал считался совершенным, а многократно уменьшенная копия этой комнаты была подарена английскому монарху по его просьбе.
Великолепный зал славился в качестве музыкального салона Петербурга при княгине Елене Павловне. Белый зал представляет собой феноменальный по мастерству и великолепию интерьер, где остались неизменными авторский декор и мебель, сделанная по рисункам самого Росси.
Период расцвета
Летом 1825 года Михайловский дворец был торжественно освящен, и монархи туда заселились. При Михаиле Павловиче дворец стал ядром социальной жизни русского дворянства. Хозяин дворца каждый день принимал здесь гражданских и военных лиц. Иностранные граждане, которым посчастливилось там побывать, были восхищены великолепием танцев и музыкального сопровождения, декора, угощений и численностью гостей.
В середине 19-го века жизнь монарха закончилась, и резиденцию унаследовала его жена Елена Павловна, продолжавшая вести светские приёмы. Михайловский дворец превратился в культурный центр, куда приходили видные активисты культуры. Среди посетителей были Пушкин, Айвазовский, Брюллов и многие другие известные лица. Именно тогда А. Рубинштейн создал Русское музыкальное общество, а потом и первую в России Консерваторию.
Период упадка
Позже, с целью покрытия затрат, главные комнаты стали арендовать для проведения различных мероприятий. Княгиня Елена оставила резиденцию своей дочери Екатерине Михайловне. Она, в свою очередь, составила завещание о его переходе дворца своим потомкам, которые, однако, становились германскими подданными. Александр III посчитал эту ситуацию несуразной и принял решение выкупить дворец за счёт государства. Однако это осуществить ему не удалось. Это мероприятие пришлось осуществить его сыну Николаю II за пять лет до окончания столетия. Предыдущим собственникам позволили оставить себе некоторые вещи. После этого дворец оказался на грани разорения.
Русский музей
Совершив по велению императора выкуп дворца, министр финансов С. Витте подал идею об устройстве здесь Императорского музея русского искусства. Николаю Александровичу эта мысль пришлась по душе, и в 1895 году он издал указ о превращении всей инфраструктуры бывшей императорской резиденции в Русский музей.
Все, кроме главной лестницы и Белого зала, было переделано архитектором В. Свиньиным. К счастью, внешний облик остался неизменным со времен самого создателя этого чуда.
Русский музей открылся для посетителей в 1898 году. Поскольку коллекция картин сильно выросла, для их размещения потребовались еще помещения. Поэтому в 10-х годах двадцатого столетия архитектор Бенуа спроектировал новый корпус, выходящий одной из сторон на канал Грибоедова. Постройку пришлось довершить после Первой мировой войны. Здание достроили и назвали в честь его архитектора - корпус Бенуа.
В период Великой Отечественной войны Михайловский дворец был испорчен в ходе обстрелов. Во время блокады осажденные жители старались всеми силами сохранить музейные сокровища.
Сейчас великолепный Михайловский дворец – это основное строение комплекса Русского Государственного музея, славящийся своей роскошью и гармонией. В музее собрано множество выдающихся творений именитых художников и скульпторов. Среди работ есть произведения великих отечественных живописцев: Андрея Рублева, Карла Брюллова, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Михаила Врубеля, Марка Шагала и многих других.
В музее проводятся различные интереснейшие выставки, лекции и другие мероприятия, собирающие множество людей.
Адрес и режим работы
В наши дни каждый житель Петербурга знает, где находится Михайловский дворец, так как ныне в нем расположен знаменитый Русский музей. Он расположен на площади Искусств, Инженерная ул., 4. До дворца можно прогуляться от станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект».
Часы работы Михайловского дворца - с 10:00 до 18:00 ежедневно, кроме вторника.