Дефектоскопист - это что за профессия?

Транспортные средства, газовые сооружения, трубопроводы и различные ответственные детали, элементы и узлы требуют тщательного контроля во избежание серьезных аварий.

Диагностику состояния технических средств проводит специально обученный профессионал – дефектоскопист. Этому работнику и будет посвящена данная статья.

Кто такой дефектоскопист

А теперь подробнее расскажем, кто же такой дефектоскопист. Чтобы это понять, целесообразнее начать со слов «дефект» и «скоп». Первый термин означает неисправность, отсутствие целостности. Ими являются:

  • сколы;
  • трещины;
  • выбоины;
  • вмятины;
  • газовые включения;
  • посторонние примеси в предмете;
  • непровары;
  • изломы и так далее.

Под словом «скоп» подразумевается осмотр, который может осуществляться различными способами. Таким образом, дефектоскопист – специалист, рабочий, изучающий состояние деталей, узлов и систем в технике. Этот человек несет ответственность не только за исправность, но и за жизни, здоровье людей, окружающей среды.

Все методы диагностики состояния технического средства/элемента описаны в должностной инструкции дефектоскописта.

Как получить профессию

Чтобы стать профессионалом, достаточно иметь средне-специальное образование, например, технолога. Но желательно, чтобы профиль был соответствующий. Допустим, человек поступает на работу по профессии дефектоскопист на железнодорожное предприятие – вагоноремонтный завод. Значит, желательно иметь специальность, связанную с эксплуатацией и ремонтом подвижного состава.

Дефектоскопист, как говорилось ранее, является ответственным сотрудником, поэтому при поступлении на должность нужно пройти медицинскую комиссию, собеседование с руководством предприятия. Кроме того, нужно пройти обучение в специализированном учебном центре, успешно сдать экзамены и получить допуск к работе.

Работник ежегодно подвергается проверке со стороны комиссии, ревизоров, а также один раз в 2-3 года посещает занятия в учебном центре с целью повышения квалификации.

У дефектоскописта, в зависимости от сферы деятельности предприятия, существует несколько разрядов. Чем он меньше, тем меньше видов контроля может он проводить. С самым высоким разрядом дефектоскопист должен знать о работе абсолютно все.

Сферы деятельности

Перечислим сферы деятельности, в которых есть дефектоскопия:

  • железнодорожный транспорт (подвижной состав, рельсовые пути);
  • газоснабжение (газопровод, трубы);
  • авиация и космонавтика (самолеты, вертолеты, ракеты);
  • военная техника;
  • водный транспорт;
  • автомобильный транспорт (автомобили, автобусы, прицепы);
  • здания, мосты и сооружения;
  • теплотехника.

Можно выбрать сферу, которая более всего по душе. Но следует помнить о том, что дефектоскопист – это очень ответственная профессия, требующая от человека в первую очередь внимательности.

Основные должностные обязанности

На каждом предприятии обязательно должны быть соответствующие профессии инструкции. Без изучения их работник не имеет права начинать свою деятельность. Кроме того, должно быть заключение о годности от врача-профпатолога.

А теперь рассмотрим основные положения из инструкции дефектоскописта, где говорится о том, что работник должен:

  • получить квалификацию и иметь допуск к работе;
  • обладать знаниями по неразрушающему контролю;
  • уметь пользоваться специальными приборами;
  • уметь распознавать и находить дефекты как визуально, так и при помощи приборов;
  • фиксировать найденные неисправности;
  • относиться к предоставляемому оборудованию и технике бережно;
  • проверять перед началом работы состояние приборов на специальных образцах с дефектами;
  • сообщать руководству о выявленных неисправностях;
  • при наличии грязи, краски на поверхности детали проводить зачистку специальными средствами.

Работнику нужно быть также предельно внимательным при нахождении на рабочем месте и соблюдать общую технику безопасности.

Как проводится оценка работы дефектоскописта

Руководство несет ответственность за каждого работника, в том числе и за дефектоскописта. Он вправе проводить не только плановые, но и внеплановые проверки. Например, старший мастер может в любое время подойти к работнику и спросить о том, в каком состоянии та или иная деталь. Дефектоскопист должен провести оценку состояния и подвести итоги. Кроме того, руководство может задать и теоретические вопросы.

Аттестация дефектоскопистов проводится, как правило, в строго назначенное время в присутствии комиссии. Вопросы могут быть абсолютно разные:

  • практические;
  • теоретические;
  • по охране труда.

Независимо от того, должна ли осуществляться проверка в ближайшее время, работник обязан знать свою работу отлично.

Виды контроля

Существует несколько способов проверки деталей. В первую очередь может проводиться визуальный осмотр. Его бывает достаточно, если дефект большой и виден невооруженным глазом.

Существует также разрушающий и неразрушающий контроль. Первый практически не применяется ввиду того, что деталь должна подвергаться распилу, сжатию или излому. Как правило, целостность нарушается, а элемент восстановлению не подлежит.

Неразрушающий контроль применяется в дефектоскопии постоянно и является одним из самых надежных способов. Современные приборы четко регистрируют дефекты, имеют высокую чувствительность и проникающую способность. Основная задача дефектоскописта – это умение пользоваться приборами и расшифровывать показания. Кроме того, человек должен понимать, в каких местах могут с наибольшей вероятностью образоваться трещины.

Методы дефектоскопии

Существует несколько методов неразрушающего контроля:

  • вихретоковый;
  • ультразвуковой;
  • рентгенография;
  • магнитно-порошковый.

Первые три проводятся при помощи специальных электронных приборов с датчиками (преобразователями). Последний же представляет собой осмотр при помощи установленного магнита с двумя полюсами и суспензии (керосин и магнитные частицы).

Вы узнали, что дефектоскопист – это очень серьезная профессия. Нужно не просто обладать знаниями, но и иметь отличное зрение, внимательность. Кроме того, человек должен любить свою работу.

Комментарии