Сценарий - это что такое? Значение, синонимы и толкование
Сценарий – это то, что служит основой любого фильма. Но стоит ли так узко понимать значение этого слова? Узнаем сегодня.
Значение
Как всегда, для начала более или менее предметного разговора стоит открыть толковый словарь и посмотреть, что в нем написано на сей счет. В незаменимой книге зафиксированы следующие значения объекта исследования:
- Литературное произведение с подробным описанием действия, на основе которого создается кинофильм, а также теле- и радиопередача. Например: «Стивен Кинг редко пишет сценарии экранизаций собственных книг».
- Список действующих лиц пьесы с указанием времени выхода их на сцену. Это специальный термин.
- Заранее подготовленный план проведения чего-нибудь (значение переносное). Например: «Сценарий общественного мероприятия».
Естественно, в ходу первое и третье значения, поэтому ориентироваться будем на них. Кстати, когда речь идет о третьем значении слова «сценарий», это не всегда значит только план действий какого-либо праздника, иногда «сбой в программе» случается и в личной жизни людей. Например, муж запланировал нечто на вечер: посидеть дома, немного выпить вина, послушать романтическую музыку, тем более что вечер пятницы, а жена взяла и купила билеты в театр по той же самой причине. Можно же сказать, что все пошло не по сценарию? Легко, ведь план был в голове человека, пусть он его и не переносил на бумагу.
Синонимы
Когда слово неизвестно, то хочется перекинуть мостик от него к уже знакомым определениям. Так как это нетрудная и нехитрая операция, проделаем ее. Итак, перечень выглядит так:
- план;
- произведение;
- прогноз;
- схема.
Нуждаются в пояснении только два последних синонима. Почему сценарий – это прогноз? Вернемся к супружеской паре, о которой речь шла чуть выше. Ведь когда муж и жена планировали провести вечер определенным образом, то они прогнозировали именно это развитие событий. Но, как сейчас говорят, что-то пошло не так. Их ожидания, а значит, и прогнозы, не совпали.
Что же касается схемы, то так или иначе сценарий – это только схема событий фильма или личной, общественной жизни. Как оно будет на самом деле, не знает никто. Когда речь идет о произведении искусства, то конкретным содержанием план действий должны наполнить актеры своей игрой. Именно поэтому чтение реплик доставляет удовольствие только эстетам от кинематографии и литературы, а киносценарии публикуются в последних томах собраний сочинений писателей. Наверняка до них мало кто добирается из читателей. Такие у слова «сценарий» синонимы.
Интрига – отличительная особенность хороших фильмов
Как можно говорить об объекте исследования и не сказать о хороших, с этой точки зрения, фильмах? Никак. Поэтому нас ждет анализ, почему одни кинокартины прекрасны, а другие не так замечательны.
Когда человек берет в руки приключенческую книгу, то, конечно, главное – это интрига. То же самое и в большинстве фильмов. Причем совершенно неважно, известен сюжет или нет, первостепенное значение имеет только одно: может ли произведение удержать зрительский интерес. Для примера напишем пять фильмов, которые содержат какую-либо интригу.
- «Иллюзия обмана» (2013).
- «Кодекс вора» (2009).
- «Пробуждение» (1990).
- «Пролетая над гнездом кукушки» (1975).
- «Доброе утро, Вьетнам!» (1987).
Когда речь идет о ловких мошенниках, то тут вроде бы не возникает вопроса о том, зачем смотреть. Кроме того, в таких фильмах обычно концовка непредсказуема. То есть доказывать в них существование интриги бессмысленно. Другое дело – фильмы с элементами драмы. Какая в последних может быть интрига? Все очень просто. Три последних фильма списка объединяет то, что их герои каждый на свой лад борются с системой.
В «Пробуждении» доктор Малкольм Сэйер старается победить болезнь, Макмерфи, герой фильма «Пролетая над гнездом кукушки», противодействует управлению больницы. Конечно, Кен Кизи, автор оригинального текста, зашифровал в этом бунте метафизическое восстание личности против общества, то есть зритель видит схватку с властями психбольницы, а понимает, что это битва за свободу. И наконец, находчивый диджей из пятого в списке фильма, Эдриан Кронауэр, хочет отчасти изменить армейские порядки. Интрига в фильмах только одна: удастся ли героям отпраздновать победу или нет. Что значит сценарий в таких шедеврах? Очень многое, но без игры актеров он ничто.
Штампы и архетипы
Интересно то, что два существительных, помещенных в подзаголовке, означают одно и то же: повторяющееся действие. Но почему-то штампы вызывают у зрителей отвращение, а архетипы – восторг и восхищение. В чем же причина такой несправедливости по отношению к клише? Все очень просто. Архетипы, как определял их сам К.-Г. Юнг, – это наиболее древние представления человечества. Поэтому они не могут надоесть, как не может опротиветь отчий дом, к примеру. Мы с удовольствием припадаем к корням и смотрим сказки. Именно в сюжетах последних и притаились прообразы всех сценариев на свете - как человеческих судеб, так и произведений искусства.
Штамп – это архетип без его древности, глубины и обаяния. Миф не может надоесть, а вот клише надоедает после двух просмотров. Например, голливудские боевики с Жан-Клодом Ван Даммом. В них один сценарий: сначала герой – аутсайдер, затем он много тренируется, потом он обязательно проигрывает в финальной битве, но когда ему же вот-вот пора в реанимацию, он неожиданно восстает на морально-волевых основаниях и побеждает. Почему это смотреть совершенно невозможно, хотя вроде бы взят за основу архетип героя? Потому что победа выглядит натужной, нереалистичной. Напоминаем, что мы же смотрим не сказку, а серьезный боевик.
Другое дело – «Красотка», очередная инкарнация Золушки. Несмотря на то что по сценарию героиня представляет древнейшую профессию, в картине нет пошлости, все мило и сказочно, чтобы обаять зрителя, используется энергия представления об успешности.
Сценарий человеческой судьбы
Нельзя говорить о значении слова "сценарий" и не сказать о судьбе. Да, можно было бы сослаться на книги и теоритические построения Эрика Берна, но мы этого делать не будем. Интереснее предположение Блеза Паскаля, высказанное им в его самой знаменитой книге «Мысли». Замечание такого рода: судьба человека на самом деле сводится к мелочи, пустяку, случайности. Наша судьба – это набор случайностей, который мы, лишь оглядываясь, можем связать в стройный узор, как сделал это, например, Стив Джобс в своей знаменитой речи перед выпускниками Стэнфорда. Глубинный смысл сценария судьбы вот в чем: когда человек идет вперед, он не видит системы в своих действиях. Но если получен определенный результат, человек оглядывается и понимает: во всех его действиях был смысл, который в итоге привел к финальной (или промежуточной) точке. Мы сами определяем степень судьбоносности тех или иных событий, но это совсем не значит, что предопределенного сценария не существует.