Закон предложения. Кривая предложения - это что такое?

Предложение - это тот объем товаров, который предлагается изготовителем на рынке. Кривая предложения - это графическое отображение одноименного закона.

Ценовые и неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение

Факторами предложения выступают:

  • цена товара;
  • стоимость сырья, комплектующих и материалов, использующихся при производстве данных товаров;
  • развитость технологии;
  • величина уплачиваемых налогов;
  • величина предоставляемых субсидий;
  • стоимость сопряженных товаров;
  • ожидание изготовителей;
  • их количество.

Закон предложения

Основным из перечисленных выше факторов является цена товара. При предположении, что все остальные факторы остаются константными величинами, получают зависимость величины предложения от стоимости товара.

Это предположение лежит в основе вышеназванного закона, гласящего, что при прочих равных условиях величина предложения прямо пропорционально зависит от динамики цены товара.

Производитель при увеличении цены товара стремится увеличить объем производства для достижения цели предприятия - получения прибыли. Рост цен приводит к тому, что данным производством начинают заниматься и другие изготовители, что способствует увеличению предложения.

Таким образом изготовители формируют величину предложения. Кривая и факторы формируют сущность закона предложения.

Понятие о графическом отображении закона

В экономике принято изображать зависимость величины предложения от цены графически. Это кривая предложения, обозначаемая S или SS.

На графике по оси абсцисс откладывается количество товара, предлагаемого изготовителем (Q), а по оси ординат - цена, за которую изготовитель готов реализовывать данную продукцию (P).

Кривая предложения товара имеет противоположную направленность по сравнению с кривой спроса. Она поднимается с нижней точки, расположенной слева, в верхнюю, расположенную справа.

Влияние неценовых факторов на предложение

Как было отмечено ранее, на рассматриваемую кривую оказывают влияние не только ценовые, но и неценовые факторы.

Производственные затраты изготовитель продукции хочет нести как можно меньшие, поэтому их сокращение приводит к нарастанию объема товаров, предлагаемых изготовителем на рынке, и наоборот. Данные виды затрат существенно зависят от издержек, связанных с закупкой сырья, материалов, комплектующих, а также оплатой трудовых ресурсов.

Технологии производства продукции не стоят на месте, а постоянно совершенствуются, что позволяет выпускать больший объем продукции, имеющий меньшую себестоимость. Таким образом, усовершенствованные технологии позволяют изготовителям продукции получать большую прибыль при реализации товаров по неизменной цене.

Налоги и субсидии приводят к разнонаправленным движениям. Так, рост налогов увеличивает производственные затраты, в то время как субсидии снижают последние за счет использования государственных средств, что способствует росту рассматриваемого явления.

На рынке всегда присутствуют взаимодополняемые и взаимозамещаемые товары. Например, для большинства продовольственных товаров заменителем природных красителей стало применение в производстве искусственных и синтетических красителей, что существенно снизило себестоимость изготовляемой продукции.

На поведение производителей также оказывают влияние их ожидания. В случае если производитель предполагает, что на товар цены будут возрастать, он может увеличить производственные мощности заранее, начиная проводить политику придерживания продукции до подорожания. Если же ожидается снижение цен, то это приводит к краткосрочному увеличению предложения, после чего следует его спад.

К росту предложения приводит рост количества товаропроизводителей.

На некоторые виды продукции оказывает влияние сезон.

Все эти факторы приводят к изменению кривой предложения.

Смещение графика

Динамику объема предлагаемой продукции можно продемонстрировать в движении по кривой предложения. Это служит графическим отображением изменения последней.

График не является статически неподвижным. С изменением как ценовых, так и неценовых факторов положение кривой изменяется.

Различают движение по кривой предложения и движение кривой. В первом случае говорят о том, что изменяется величина предложения в зависимости от цены товара. То есть движение по кривой происходит под воздействием ценовых факторов.

Под воздействием же неценовых факторов происходит движение самой кривой. В случае увеличения предложения на рынке кривая сдвигается вправо. Сокращение объема предлагаемой продукции на рынке вызовет смещение кривой предложения влево.

В случае наблюдающегося движения кривой подразумевают изменение предложения.

Эластичность

Величина предложения может изменяться по-разному в зависимости от динамики цен на товар. В связи с этим введено понятие "эластичности предложения".

Последнее считается неэластичным в том случае, если динамика цены не порождает динамики предложения.

И, наоборот, оно принимается как абсолютно эластичное в том случае, если при увеличении цены величина предложения возрастает, а уменьшение первой приводит к сокращению второй вплоть до 0.

Кривая совокупного предложения

Она демонстрирует объем продукции в реальном выражении, выпускаемой всеми изготовителями при сложившемся уровне цен. При этом ее обозначают AS.

Данная кривая имеет три отрезка: вертикальный, промежуточный и горизонтальный.

Горизонтальный отрезок, называемый по-другому кейнсианским, демонстрирует, что здесь факторы производства используются не в полной мере. В данном случае реальный объем производства отличается от потенциального в сторону уменьшения. Рост производства осуществляется за счет каких-либо ресурсов, которые не используются, что не приводит к росту цен. По мере увеличения спроса будет происходить рост производства. Данный отрезок существует до некоторого значения ВВП, достигнув которого экономика начинает изменяться.

Промежуточный отрезок кривой совокупного предложения называется восходящим. Он демонстрирует вовлечение в производство продукции свободных факторов с некоторыми границами, поскольку, чем больше степень их вовлечения, тем большую себестоимость будет иметь продукция. На данном отрезке наблюдается замедленный темп производства, по сравнению с предыдущим отрезком, и постепенный рост цен на продукцию.

Вертикальный отрезок по-другому называется классическим. Здесь производство достигает потенциально возможного уровня. Это происходит в случае полной занятости и задействования всех имеющихся ресурсов. Увеличение объема изготовления продукции в краткосрочной перспективе в данном случае недостижимо. Динамика совокупного спроса влияет на цены, но не влияет на объемы занятости и совокупного производства.

Факторами, влияющими на величину совокупного предложения, являются:

  • динамика цен на ресурсы - повышение приводит к росту издержек, что снижает рассматриваемую величину;
  • увеличение производительности труда приводит к расширенному объему изготовления продукции, что увеличивает рассматриваемую величину;
  • увеличение налогов прямо пропорционально влияет на издержки, рассматриваемая величина уменьшается;
  • субсидии оказывают противоположное влияние, по сравнению с налогами.

В заключение

Таким образом, кривая предложения - это графическое отображение одноименного закона. Последний говорит о том, что при увеличении цены продукции увеличивается и ее предложение на рынке, и наоборот. При этом на данную кривую оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы. В связи с этим положение кривой предложения не остается статичным. Помимо предложения, рассматриваемого в рамках микроэкономики, существует совокупное предложение, рассматриваемое в рамках макроэкономики. Кривая, характеризующая последнее понятие, состоит из 3 отрезков, каждый из которых характеризует уровень производства и цен при конкретном уровне ВВП.

Комментарии