Греческий философ Плотин - биография, философия и интересные факты
Греческий философ Плотин жил в третьем веке нашей эры. Его учение принято причислять к философскому направлению неоплатонизм. Данный мыслитель родился в Египте и впоследствии перебрался в Рим. О его жизни и подробностях биографии известно крайне мало. Многие историки склонны считать, что на протяжении всей жизни Плотин факты биографии своей нарочно скрывал от будущих поколений, потому что хотел сфокусировать их внимание на своих философских воззрениях. В своих трактатах он ни разу не упоминает о каких-либо сведениях, касающихся жизни автора.
О его судьбе известно лишь из трудов его ученика, который и составил биографию. Этой своей жизненной позицией философ Плотин схож с классиком русской живописи Валентином Александровичем Серовым, поздние работы которого отличаются пренебрежением к мелким деталям композиции. Художник сосредотачивается только на главном объекте полотна.
Биография философа
Однако некоторые факты биографии философа Плотина всё-таки дошли до потомков, и поэтому следует сказать несколько слов о его жизни и научном и творческом пути. Перебравшись в Александрию в довольно юном возрасте, Плотин получил там образование, включавшее в себя в том числе и курсы по изучению трудов философов прошлых лет. Вместе с ним одну из александрийских школ посещал также Ориген, который прославился впоследствии как ранний христианский мыслитель.
Известно, что вскоре Плотин добился того, что стал особо приближенным лицом к римскому императору. Он даже совершил в его свите поход в Сирию, чтобы детально изучить труды восточных философов, но в силу определенных обстоятельств до этой страны он не добрался. По возвращении из путешествия учёный организовал собственную школу, где преподавал своим ученикам основы собственной религиозной концепции.
При содействии нового правителя мыслитель предпринял попытку создать идеальное государство, воплотив тем самым в жизнь утопию Платона о стране мудрецов и артистов. Известно, что это начинание учёного не удалось осуществить Плотину.
Основные идеи
Философ создал учение, представляющее собой промежуточный этап между мыслью эпохи античности и учениями христианских, а именно раннехристианских авторов.
Но несмотря на многие крайне прогрессивные для своего времени идеи, его всё-таки принято причислять к философам древнеримского периода.
Данный автор сам причислял себя и относится многими исследователями в области философии к последователям Платона.
Этого философа Плотин называл своим учителем. Взгляды двух мудрецов основываются на схожем положении о том, что мир создан высшей субстанцией вследствие выхода её за свои пределы из-за перенасыщения. Согласно учению Плотина, божественную сущность, которая является началом всего мироздания, невозможно осмыслить человеческим разумом. Следует повторить, что Плотин получал своё образование, обучаясь в одной школе вместе с некоторыми христианскими философами. Соответственно, он вполне мог быть знаком с общими положениями их вероучения. Об этом также свидетельствует определённые особенности его философии, например, положение о триединстве высшей субстанции. По мнению философа, всё существующее произошло из одного источника, который состоит из ума, души и Единого.
Именно последний элемент и является прародителем всего сущего, который содержится в различных предметах материального мира и в то же время заключает в себе эти предметы. Единое, по мнению Плотина, и есть творец всего мира, но процесс создания вселенной происходил не произвольно, как это считают представители христианской религии, а неосознанно. Сущность Единого как бы выходила за свои края, образовывая всё новые и новые формы. Вместе с тем сам творец вселенной ничего не терял в процессе создания своего детища.
Ум, душа и Единое
Этот переход из нематериального в материальное состояние современники Плотина и сам он называли деградацией, потому что части Единого постепенно отдалялись от него по своим внутренним качествам.
У Платона такое начало всего сущего в мире носит название Благо. Это имя во многом объясняет сущность данной субстанции, которая пусть не сознательно, но действует с позитивным настроем. Ум и Душа, в свою очередь, являются вторым и третьим перерождением Единого, а значит, и соответствующими ступенями деградации.
Промежуточная ступень между умом и Единым называется числом. Таким образом, одно воплощение перетекает в другое при помощи количественной оценки первозданной материи. А значит, можно сделать вывод, что ум - это более грубое отражение Единого. Следующей эманаций в этой цепи является душа. Это более грубая сущность, которой присуща чувственная природа. Последним звеном в цепи деградации стоит материя. Она сама по себе не может осуществлять никаких перерождений.
Непростые времена
Плотин переехал в Рим в те времена, когда империя находилась как в политическом, так и в культурном упадке. Философы античности, которые были так почитаемы в былые годы, во время развала империи уже потеряли свою популярность, и их учения постепенно забывались, не находя последователей. Да и сама языческая наука находилась на последнем витке своего развития, теряя вес перед появившейся тогда новой школой, представленной христианскими авторами.
Век живи – век учись
Можно сделать заключение, что философ Плотин принадлежал к слоям элиты, так как он мог позволить себе довольно тщательно и неторопливо выбирать образование. Он переходил от одного учителя к другому, не находя той мудрости, которую искал.
Наконец ему попался некий Аммоний, который и преподал ему основы философской науки. Обучение этого человека длилось около одиннадцати лет, что являлось редкостью для того времени. Закончил своё образование будущий философ только к сорока годам. После этого он занялся разработкой собственной философской концепции.
Взаимопроникновение культур
Сам Плотин не считал себя создателем нового направления в науке, а говорил лишь о том, что слегка переосмыслил слова Платона, Аристотеля и других античных представителей науки. Таким образом, он явился продолжателем дела, которое начали авторы древности.
При нём труды таких мыслителей, как Платон и Аристотель приобрели для изучающих их культовый статус. Им стали поклоняться, как сакральной духовной литературе. Христианские же философы придерживались мнения, что из античной мысли нужно взять наиболее ценные идеи и использовать их в своих работах. Наиболее прогрессивные современники Плотина и последователи его философских мировоззрений считали, что к молодому религиозному течению стоит относиться с должным вниманием. Таким образом, античная мысль постепенно переходила от стадии язычества к христианству.
Тем не менее ученик философа Плотина, Порфирий, который является его главным биографом и который записал сведения об учении этого мудреца, относился к христианству крайне напряжённо.
Языческий святой
Он не понял истинную суть нового вероучения и считал, что это религия убивает в философах индивидуальность. В противовес христианским описаниям жизни святых людей он создавал биографию своего учителя, больше похожую по своему стилю на житие.
Некоторые исследователи творчества Плотина впоследствии называли его нехристианским святым или языческим праведником. Это происходило во многом благодаря той манере, в которой преподнес немногочисленные факты из жизни Плотина его ученик. Стоит сказать, что сам философ был крайне скуп на рассказы о подробностях своей биографии. Это происходило во многом из-за того, что он стеснялся своего материального тела. Философ был недоволен тем, что он, согласно своему учению, находится на последней ступени деградации существа.
Побег
По этой причине Плотин, который всю жизнь стремился получить новые знания и изучал то восточные учения, то углублялся в римскую и греческую философию, то уделял внимание христианской религии, делал всё это не только с целью получить новые знания. Ещё он стремился как бы убежать от своего материального тела, от своей грубой оболочки.
По мнению Платона, последователем которого он являлся, душа не была обязана существовать в теле, а её пребывания в нём обусловливалось предыдущими грехами человека. Уйти от этого существования, перейти к своему истинному предназначению, пребыванию в душе - вот то, к чему призывал Плотин, восклицая: "Вернёмся в своё отечество!"
Учителя
Он говорил, что является не только учеником философов древности Сократа и Аристотеля, но и последователем своего учителя Аммония. Его школу отличало то, что ученики давали обет не разглашать свои знания посторонним лицам. Единственным из них, кто посмел восстать против этого правила, был Плотин. Однако он не раскрывает суть учения Аммония, а лишь излагает основы своей концепции.
Труды философа Плотина
Сам мудрец оставил после себя незначительное количество письменных записей.
Философия Плотина была систематизирована и изложена в нескольких книгах, которые носили название "Эннеады", то есть девятки в переводе с греческого.
Шесть томов "Эннеады" были разделены на девять разделов каждый. В Европе интерес к книгам Плотина проснулся среди философов в 18-19 веках, когда были сделаны многочисленные переводы работ этого ученого.
Следует сказать, что язык автора в высшей степени поэтичен, и поэтому перевод этих произведений является довольно кропотливой работой. Это же явилось причиной того, что существуют многочисленные варианты его произведений. Более всего к трудам Плотина проявляли интерес немецкие философы и филологи девятнадцатого века.
Изучение творческого наследия
В России этот мыслитель является недооцененным. Его работы стали изучаться только в двадцатом веке. Причём порою переводы делались не с оригинала, который написан на древнегреческом, а с немецких вариантов или с других европейских языков. Большое внимание трудам Плотина уделял советский философ Алексей Лосев, который сам сделал некоторые переводы его произведений.
В заключение стоит сказать, что Плотин является одним из античных философов, учения которых были в полной мере оценены лишь спустя много столетий. И только в двадцатом веке его мысли нашли отклик в работах современных мыслителей. Можно также сказать, что этот автор был гением, который предугадал темы, которые будут занимать деятелей науки через много столетий после его смерти.
Античного философа Плотина можно назвать язычником, который ближе других подошел к христианству.