"СМИ": лексическое значение слова, синонимы и толкование

Сложность определения лексического значения слова «СМИ» в том, что словарь дает только расшифровку аббревиатуры. Поэтому более полное понимание термина придется сформулировать самим, также рассмотрим синонимы и толкование понятия.

Определение и функции СМИ

Помните замечательную историю о том, что не будет ничего: ни театра, ни кино – одно сплошное телевидение накроет всех нас с головой? Культовый фильм «Москва слезам не верит» вышел в 1979 году. Согласно этой логике, ТВ должно было воцариться через 20 лет, как обещал Рудольф/Родион. Но в 1999 ничего такого не случилось. Однако произошла другая революция – изобрели интернет, хотя и широкому кругу людей Сеть стала доступна чуть раньше, но это несущественно. И именно Всемирная паутина перевернула представления людей о возможном. А сейчас даже мировые печатные СМИ осваивают электронное пространство.

Но к сожалению, даже недавно вышедший толковый словарь мало знает о лексическом значении слова «СМИ», предлгая только расшифровку аббревиатуры. Последняя, как известно, такая: «Средства массовой информации». Нам придется самим сформулировать наиболее общее понятие о предмете. Чтобы выполнить задачу, надо рассмотреть основные функции СМИ, их две:

  1. Информационная. Через каналы связи (радио, телевидение, интернет) население оповещается о происходящих в мире и стране событиях.
  2. Идеологическая. При помощи СМИ тиражируются определенные духовные ценности, они используются как инструмент экономического и/или политического воздействия. В данном случае, так как информация подается под определенным углом, то в СМИ включается и киноиндустрия.

Далее, чтобы лучше понимать современное состояние дел в сфере технологий, рассмотрим разницу между СМИ и СМК. Последняя аббревиатура означает «средства массовой коммуникации», и она поможет нам сформулировать лексическое значение слова «СМИ».

СМИ и СМК

Грамотнее на данный момент говорить «средства массовой коммуникации», а не «информации». Потому что наше телевидение, интернет и радио – это интерактивные образования, способные к взаимодействию со слушателем или зрителем. Написана статья на каком-то ресурсе, сразу же можно ее прокомментировать, выразить свое отношение. Другими словами, происходит коммуникация между изданием, автором и публикой. Когда же речь идет о СМИ, то эти каналы по определению не предполагают обратной связи. Они распространяют информацию в одностороннем порядке. Конечно, такой подход давным-давно устарел и не отвечает современным требованиям, но в языке прижился термин «СМИ», а не «СМК». Иногда у нас говорят «массмедиа», что является калькой и сокращением с английского media of mass communication. Таким образом, термин «массмедиа» более современен, чем «СМИ». Чтобы сформулировать лексическое значение слова «СМИ», остается только рассмотреть аналоги понятия.

Синонимы

Можно, конечно, предположить, что особенной необходимости в разделе нет, так как уже ясны те замены, которые могут читателю пригодиться. И тем не менее долг велит сделать традиционный список синонимов. Итак, перечень такой:

  • телевидение;
  • радиовещание;
  • печатные издания;
  • интернет-издания;
  • киноиндустрия;
  • массмедиа.

Кстати, возникает интересный вопрос, можно ли отнести театры к СМИ? Мы все-таки не рискнули, но с другой стороны, все это информационное пространство образует единую сферу. Как, например, можно отделить фильм или спектакль от их раскрутки в газетах, журналах или на ТВ? Никак. Тем более что сейчас есть возможность смотреть постановки со всех уголков света, посещая кинотеатр. Таким образом, последнее слово приобретает какое-то иное звучание. А еще сближаются кино и театр, хотя любители последнего, наверное, никогда не верили, что вообще такое возможно. Все-таки театр – это для элиты, а кино – для масс.

Трудно сформулировать кратко лексическое значение слова «СМИ», уж очень тема полемичная, но мы все-таки попробуем. СМИ – это средства сбора, обработки, распространения информации, предназначенной для массовой аудитории, с целью экономического или идеологического воздействия.

Четвертая власть

Можно ведь аббревиатуру расшифровать и по-иному. Как? Система массовой инициации. Последнее понятие относится, скорее, к религиозным ритуалам и широко используется людьми, состоящими в тайных обществах. Но в данном случае инициация – это обычное посвящение человека, введение его в курс дела. Кроме того, некоторые фанаты, поклонники чего бы то ни было, тиражируемого в СМИ, ведут себя, как сектанты, поэтому особенной вольности здесь нет.

Почему пресса (в широком смысле) – это четвертая власть, также как и законодательная, судебная и исполнительная? Потому что у нее есть возможность влиять на общественное мнение и людей. Средства массовой информации коронуют и низвергают идолов. Влияние СМИ не ограничивается шоу-бизнесом. Если человек не в курсе последних достижений своей страны, то программа «Новости» ему о них расскажет. Если он не знает, какую политическую силу поддерживать, то за его голос поборются издания, подчиняющиеся властям, и те, которые им противодействуют. Окончательный выбор остается все равно за человеком. Позиция «над схваткой» возможна только в том случае, если люди не принимают вообще никаких сигналов.

Бесплатное образование благодаря интернету

Но не все так плохо. Кто каким-то образом отклонился от процесса инициации через СМИ и, как М. М. Зощенко, не поддерживает никакую партию (во времена советского классика это было особенно отважно), тот открывает для себя несметные сокровища интернет-пространства в виде огромного количества публичных библиотек, в которых можно брать книги совершенно легально. И пока одни поклоняются Месси, а другие – Роналду, можно читать классику и современные книги. Вспомним пример Рэя Брэдбери, который так и не получил высшего образования и «вместо колледжа окончил библиотеку». Конечно, это преувеличение, так как писатель не может перестать читать и писать, поэтому образование в библиотеке прижизненное. Но пример классика доказывает, что все возможно.

Ответив на вопрос, какое лексическое значение у слова «СМИ», мы также поняли: как и любое крупное явление, средства массовой информации – это не только вред, но и польза.

Комментарии