Метро Хельсинки: станции, подвижной состав, режим работы
Метрополитен уже давно превратился в не только привычное средство передвижения по крупным городам, но и самое удобное из всех существующих. Оно является эргономичным, экономичным и быстрым. А именно этого и ожидают вечно спешащие горожане от транспорта.
Метро существует в разных странах мира, и везде оно имеет свои отличительные особенности. К примеру, Москва может похвастаться красотой станций. Китай – доступностью, Бангкок – высокой технологичностью. А метро Хельсинки в Финляндии считается самым северным в мире. Уже одно это вызывает к нему интерес у туристов. К тому же, передвигаясь таким способом, путешественники могут узнать много интересного и познакомиться с главными достопримечательностями столицы. Поэтому сегодня мы собрали для читателей самые интересные факты о метро Хельсинки, которые могут пригодиться туристам и любителям приключений.
Немного информации в фактах и цифрах
Финский метрополитен представляет собой единственную ветку, состоящую из семнадцати станций. Сама ветка имеет форму буквы Y и является единственной в Финляндии. Тянется она на двадцать километров, и проехать от начальной станции до конечной можно всего лишь за двадцать две минуты. Туристам это расстояние кажется совсем незначительным, но во время поездки они получают бесценную возможность ознакомиться с достопримечательностями и насладиться красотами города. Сделать это можно потому, что большинство станций метро Хельсинки являются надземными. Данный факт придает поездкам особый колорит.
Предельная скорость поездов метрополитена не превышает восьмидесяти километров в час. Однако обычно составы передвигаются со средней скоростью в семьдесят километров в час.
Открылось метро Хельсинки в первых числах августа восемьдесят второго года прошлого века и до сих пор считается недостроенным. Периодически компания, отвечающая за его эксплуатацию, возобновляет строительные работы по созданию двух новых веток. Они должны соединить столицу с пригородом и охватить большую часть города.
Из истории создания метрополитена
Администрация города задумалась о строительстве собственного метро в середине прошлого века. Именно к этому времени идея начала дополняться различными расчетами и схемами. На разработку проекта у финнов ушло около восьми лет. Он предусматривал несколько веток протяженностью восемьдесят километров. На всем пути должны было находиться сто восемь станций. Однако воплотить этот проект в жизнь не удалось. Он оказался слишком масштабным и дорогим для исполнения. В силу некоторых причин было решено приступить к строительству одной ветки метро и шести станций.
Еще шесть лет ушло на подготовку к строительству, и в мае шестьдесят девятого года рабочие приступили к первому этапу стройки. Этот процесс не обошелся без проблем и казусов. Дело в том, что бюджет проекта был частично разворован. Поэтому от момента прокладки первого туннеля до пуска первого состава ушло тринадцать лет.
За последующие годы было построено еще одиннадцать станций, причем только восемь из них являются подземными и выдолблены прямо в скале.
Схема движения
Во время проезда в метро Хельсинки довольно сложно заблудиться, туристам даже не понадобится схема – все здесь устроено крайне просто и понятно.
Прямой отрезок пути Руохолахти-Итякескус до развилки можно проехать в среднем за десять-тринадцать минут. Поезда ходят в этом направлении каждые пять минут. Составы никогда не бывают заполнены до отказа. Даже в час пик здесь всегда остаются свободные места.
На развилке поезд уходит либо в северную, либо в восточную часть города. В первом случае можно доехать до конечной станции «Меллунмяки», во втором вы окажетесь через пять минут пути на «Вуосаари» Имейте в виду, что по развилке составы ходят с большим интервалом движения. Обычно он составляет около восьми минут. Очень редко ожидание затягивается на десять минут.
Режим работы метро
Метрополитен - это самый популярный транспорт в городе. Поэтому режим работы метро подстроен под график жизни большинства жителей столицы. Движение поездов начинается в пять тридцать утра и заканчивается в одиннадцать часов вечера. В выходные и праздничные дни работа продлевается еще на тридцать минут.
Удобство и функционал
Метро Хельсинки не отличается особыми удобствами, однако оно оснащено всем тем, что должно быть на подобных транспортных узлах. Каждая станция имеет эскалаторы, некоторые обустроены лифтами. Они ходят по диагонали и очень популярны у людей с ограниченными возможностями. При желании пользоваться ими могут и обычные пассажиры.
Станции лишены турникетов, что позволяет избежать столпотворения в часы пик. Для контроля пассажиропотока существует группа работников метрополитена, они же проверяют билеты и выписывают штраф «зайцам». Имейте в виду, что проверка осуществляется крайне редко, но рисковать все же не стоит – безбилетный проезд обойдется как минимум в восемьдесят евро.
Туристы отмечают, что в метро довольно безопасно. Здесь не встретишь преступных элементов и лиц с низким социальным статусом. Но путеводители советуют держать сумку поближе к телу, ведь случаи воровства в метрополитене, несмотря на старания властей, периодически имеют место быть.
Хельсинкский метрополитен: подвижной состав
Примечательно, что все поезда метро идентичны тем, что курсируют на пригородных железнодорожных маршрутах. Поэтому ширина колеи и электрическое напряжение одинаковы.
Финны используют два вида составов:
- М100. Данный тип поездов эксплуатируется с самого открытия метрополитена. Они соответствуют климатическим особенностям страны и позволяют сформировать состав, кратный двум. Средняя вместимость поезда составляет четыреста человек. В эксплуатации на данный момент находится сорок два поезда этой модели.
- М200. В начале нулевых годов был выпущен новый тип составов. Он имеет три двери и переходы, позволяющие перейти из одного вагона в другой. Данный состав может развивать скорость до ста двадцати километров в час, однако рабочая скорость движения ограничена восьмьюдесятью километрами в час.
В последние годы ведется работа над созданием новой модели поездов М300. Она должна быть полностью автоматизирована и исключить управление человеком.
Описание станций
Станции метрополитена не имеют отличительных особенностей, превративших бы их в произведение искусства архитектурной мысли. Они выполнены в минималистическом стиле, который столь близок финской душе. Некоторые туристы отмечают, что немного архаично смотрятся куски скальника, хорошо просматривающиеся в некоторых местах. Если учесть, что подземные станции были выдолблены в скале, то это является вполне естественным.
Имейте в виду, что объявление станций идет на финском и шведском языках. Только узловая станция, связанная с железнодорожным вокзалом, объявляется еще и на английском языке.
В вагонах типа М200 установлены цифровые табло, на них можно увидеть, как именно движется состав, и определить следующую остановку.
Четыре станции метро связаны с крупными торговыми центрами Хельсинки:
- «Камппи»;
- «Раутатиентори»;
- «Итякескус»;
- «Вуосаари».
Кроме этого «Камппи» имеет прямые выходы к автовокзалу. «Раутатиентори» порадует выходами к железнодорожному вокзалу и нескольким крупным моллам.
Примечательно, что станции метро имеют очень поэтичные названия. К примеру, «Камппи» означает «поле битвы», а «Каласатама» переводится как «рыбная гавань».
Стоимость билетов
Билеты для проезда в метро Хельсинки стоимость имеют разную. Это зависит от многих факторов: места покупки, времени действия и так далее. Чтобы сориентировать читателя в ценах, мы приведем несколько реальных цифр.
Разовый билет, который действителен от одного до двух часов на любом транспорте города, стоит в пределах четырех евро. Самый дешевый обойдется туристам в два евро.
Если вы планируете часто передвигаться по столице, то приобретите единый проездной билет. Он действует от одного дня до семи. В зависимости от этого будет меняться его стоимость. За один день необходимо заплатить восемь евро, каждый последующий день будет стоить на четыре евро дороже. Самый дорогой проездной билет на семь дней обойдется в тридцать два евро.
Также туристы часто приобретают Helsinki Card. Эта карта позволяет не просто ездить на любом транспорте неограниченное количество раз в день, но и посещать музеи со скидкой. Сутки пользования стоят сорок четыре евро, за двое суток нужно заплатить пятьдесят шесть евро, а трое суток обойдутся в шестьдесят шесть евро.
Варианты оплаты проезда
Как произвести оплату в метро Хельсинки? Этот вопрос всегда беспокоит туристов. Однако вариантов стать обладателем билета очень много и каждый может выбрать тот, который ему подходит больше остальных:
- Если вы планируете пробыть в столице Финляндии несколько дней, то скачайте на свой телефон удобное мобильное приложение. Через него можно с легкостью приобретать любые билеты на транспорт. Стоимость разового проездного приравнена к трем евро и двадцати центам.
- Тем, кто желает сэкономить, подойдет вариант с СМС-сообщениями. В этом случае вам придется заплатить только два евро и шестьдесят центов.
- Билеты можно без проблем приобрести в автоматах, установленных в метро, торговых центрах и других общественных местах.
Проездные в автоматах стоят чуть более двух евро.
Особенности покупки билетов через автоматы
Чаще всего туристы приобретают проездные на станциях метро в Хельсинки. Как пользоваться автоматами, разобраться довольно просто. Обычно на станции устанавливается несколько автоматов. Они различаются по типу приема платежных средств и видами проездных документов, выдаваемых ими.
Интерфейс технического средства не слишком сложен. Вам необходимо просто нажать на кнопку, где указан вид билета, и оплатить его определенными купюрами. Автомат тут же выдаст вам заказанный проездной.
Тенденции развития метрополитена
В настоящее время у единственного финского метро огромные перспективы. Хельсинкский метрополитен расширяется, и существует надежда на то, что через некоторое время изначальный проект будет полностью выполнен.
Не так давно рабочие завершили строительство очередной станции – Kalasatama. Она располагается в районе порта, движение по ней пока запущено в тестовом режиме. Параллельно ведутся работы по возведению еще одной станции, которая будет связывать центр Хельсинки с новыми жилыми кварталами на окраине.
Одиннадцать лет назад власти города приняли решение расширять ветку метрополитена на запад. Восемь лет назад началось строительство первого участка. Он имеет протяженность практически в четырнадцать километров, на которых должны разместиться восемь станций.
Уже два года проводится движение по новой ветке в тестовом режиме. Однако результаты пока сложно назвать удовлетворительными, поэтому открытие данного направления откладывается на неопределенное время.
Также планируется продлить линию до аэропорта и проложить ее дальше на запад. Строительство уже обошлось практически в один миллиард евро, закончить его планируется через три года. Однако власти города не исключают, что стройка не будет завершена в срок.
Из ближайших перспектив развития метро – замена обычных составов на автоматические поезда. Это должно произойти в следующем году.
Если вы окажетесь в Хельсинки, то обязательно прокатитесь на метро. Эта поездка принесет вам много положительных эмоций и станет очередным полезным опытом.