Рене Декарт. Дуализм философии Декарта
Человеческие знания об окружающей реальности развивались постепенно на протяжении большого промежутка времени. То, что сейчас воспринимается как скучная заурядность, когда-то выглядело в глазах современников радикальным прорывом, величайшим открытием в истории человечества. Вот так когда-то, в далеком средневековье, была воспринята философия дуализма Декарта Рене. Одни возносили ее, другие проклинали.
Но прошли века. Сейчас о Декарте говорят достаточно редко и очень мало. А ведь из теории этого французского мыслителя когда-то появился рационализм. Кроме того, философ был также известен как превосходный математик. Многие ученые создавали свои концепции на тех размышлениях, которые когда-то записал именно Рене Декарт. А его главные труды вплоть до настоящего времени входят в сокровищницу человеческой мысли. Ведь Декарт – автор теории дуализма.
Биография философа
Р. Декарт появился на свет в конце шестнадцатого века во Франции в семье именитых и богатых дворян. Будучи представителем привилегированного французского сословия, Рене в детстве получил великолепное (как для того времени, так и для современности) образование в лучших образовательных учреждениях в стране. Сначала он обучался в иезуитской коллегии Ла Флэш, затем окончил университет Пуатье. Ему присвоили степень бакалавра права.
Постепенно у него вызревала мысль о всевластии науки (не Бога!) в этом мире. И в 1619 году Р. Декарт окончательно и бесповоротно принял твердое решение заниматься только наукой. Уже в это время он сумел заложить основы философии. При этом Рене Декарт особо отмечал тезис плотной взаимосвязи всех естественных и гуманитарных наук.
После этого он был представлен ученому-математику Мерсенну, который оказал на Декарта большое влияние (как на философа и как на математика). Началась его плодотворная деятельность как ученого.
В 1637 году была опубликована его самая знаменитая работа, написанная на французском языке, - «Рассуждение о методе». Именно с этого момента дуализм Рене Декарта стал обоснован, начала развиваться новоевропейская рационалистическая философия нового времени.
Приоритет разума
Дуализм в философии – это одновременно и противопоставление, и союз идеализма и материализма. Это такое мировоззрение, которое рассматривает в человеческом мире проявление и борьбу двух антагонистических друг другу факторов, их антагонизм образует все то, что есть в реальности. В этой неразрывной паре существуют противоречивые начала: Бог и сотворенный им мир; белое добро и темное зло; такое же противоположное белое и черное, наконец, присущие всему живому свет и тьма - именно это дуализм в философии. Он является философской базой теории психофизического параллелизма.
При этом концепция превосходства разума и его базовый приоритет в основе научного познания и обычного бытия доказывалась Декартом так: на свете чересчур много разных явлений и произведений, содержание которых постигнуть нельзя, это затрудняет жизнь, но зато позволяет выставлять сомнения по поводу того, что видится простым и ясным. Из этого нужно вывести тезис, что сомнения будут во все времена и при любых условиях. Сомнение проявляется уделом мысли – умеющий рационально сомневаться человек умеет размышлять. Вообще, мыслить способен лишь человек, который существует в реальности, а значит, способность мышления будет базой одновременно и бытия, и научного познания. Умение мыслить – это функция человеческого разума. Из этого нужно сделать вывод, что именно человеческий разум будет главной первопричиной всего существующего. Так сближались рационализм и дуализм Декарта.
Основа бытия
Как и многие тезисы Декарта, учение о дуализме раскрывается философски расплывчато. При изучении философии человеческого бытия Декарт какое-то время искал базовое определение, которое дало бы возможность определить все стороны этого термина. В итоге продолжительных размышлений он выводит фактор философской субстанции. Субстанция (по его мнению) – это то, что умеет существовать без чужой помощи – то есть для присутствия субстанции не надо принципиально ничего, кроме существования ее самой. Но этим свойством может располагать только единственная субстанция. Именно ее и определяют как Бога. Он существует всегда, он непонятен для человека, всесилен и является абсолютной основой всего существующего.
Так рассуждал Декарт. Дуализм в этом отношении показывает свою двойственность не как слабость, а, наоборот, как сильную сторону концепции.
Принцип мышления
Человеческое мышление ученый делает основой всех принципов общей философии и науки. Он проводит преобразования, имеющие тайный смысл и исключительно важное значение для человеческого развития и его подлинной культуры вплоть до нашего времени. Сущность этих действий характерна для философского дуализма Декарта.
В базу человеческой жизни и деятельности, существования и действия с этого времени поставлены не только такие важные ценности, как духовность – основа человека, но и безусловно бессмертная, нацеленная на путь к Богу человеческая душа (это было признаком всей средневековой концепции). Новым в этом выступало то, что подобные ценности были непосредственно связаны с активностью человека, его свободой, самостоятельностью, а вместе с тем и ответственностью каждого члена общества.
Важность подобного поворота в человеческой мысли четко и понятно отметил Гегель, который указал на поиск Декартом сущности самого ученого на основе его научных и даже нравственных принципов. Гегель указал, что подавляющее число мыслителей в качестве нормализирующего признака находили авторитет христианской церкви, Декарт же этого не сделал.
Таким образом, дуализм в философии стал одной из первых и мягких попыток оттеснить религиозную составляющую в философии.
Когнитивный принцип
«Я мыслю, следовательно, я существую». Подобным образом философская наука опять нашла свою собственную реалистичную почву. Постановили, что человеческое мышление происходит из такого же мышления, как из чего-то нужного, в самом себе материально достоверного, а не из туманного внешнего.
Умозрительная философская форма рационалистического дуализма Рене Декарта, в которую была обтянута эта глобальная для человеческой сущности реформа, не отгородила от нее для современников и некоторых потомков действительно всеобъемлющие реальные социальные и большие духовно-нравственные итоги. Мышление помогало мыслящему человеку сознательно формировать свое собственное Я, остаться свободным и в то же время ответственным в размышлениях и работе, при этом считая себя не скованным моральными узами и ответственностью за любое другое мыслящее существо на Земле.
Пусть ученый сделал только одно бесспорное утверждение - о непосредственном существовании мыслящего, но в этом тезисе философии дуализма Декарта объединено большое количество идей, некоторые из них (в частности, математические) имеют высокое понимание, как идеи человеческого мышления.
Способ реализации
Французский средневековый философ Р. Декарт решал проблему соотношения реального и идеального следующим методом: в рамках нашего мышления есть концепция Бога как абсолютно Совершенного Существа. Но весь предыдущий опыт живущих людей говорит о том, что мы, люди, хотя и разумные, но существа все же ограниченные и далеко не совершенные. И возникает вопрос: "Как эта не совсем простая концепция получила такое признание и дальнейшее развитие?"
Декарт считает единственно правильной мысль, что сама по себе эта идея была внушена человеку извне, а ее автор, созидатель, и есть всемогущий Бог, создавший людей и вложивший в человеческий разум понятие о самом себе как об абсолютно Совершеннейшем Существе. Но из этого понятного тезиса следует и необходимость наличия внешнего мирового окружения как предмета человеческого познания. Ведь Бог не может лгать своим детям, он сотворил мир, повинующийся постоянным законам и понятный человеческому разуму, который он также сотворил. И он не может не разрешить людям изучать его творение.
Таким образом, сам Бог делается у Декарта определенным гарантом понимания в будущем человеком мира и объективности этого познания. Слепое благоговение перед всемогущим Богом вытекает в большее доверие к существующему разуму. Таким образом у Декарта проявляется вера в Бога. Дуализм выступает как вынужденная слабость, оборачивающаяся сильной стороной.
Производственные субстанции
Концепция эта рассматривалась достаточно широко Декартом. Дуализм рассматривался им не только с материальной стороны, но и с идеалистической составной. Всемогущий Бог некогда был созидателем, сотворившим окружающий мир, который, как и Бог, делится своей сущностью на субстанции. Сотворенные им собственные субстанции также в состоянии быть сами по себе, независимо от прочих производных. Автономны они, лишь касаясь друг друга. А по отношению к всемогущему Богу – только производны.
Концепция Декарта разделяет вторичные субстанции на следующие направления:
- материальные субстанции;
- духовные составляющие.
В дальнейшем он выделяет признаки обоих направлений существующих субстанций. Например, для материальных субстанций это обычное материальное притяжение, для духовных же – мышление. Рене Декарт дуализм души и тела соединяет и разделяет одновременно.
В своих размышлениях ученый отмечает, что человек образуется и из духовных, и из обычных материальных субстанций. Именно подобными признаками люди отделяются от прочих живых неразумных существ. Эти размышления подталкивают к идее дуализма или двойственности природы человека. Декарт указывает, что не существует особой причины искать непростой ответ на интересующий многих людей вопрос о том, что может быть первопричиной появления мира и человека: их сознание или приобретенная материя. Обе эти субстанции объединены только лишь в одном человеке, а поскольку тот от природы (Бога) дуалистичен, они по факту не могут быть реальной первопричиной. Существовали они все время и могут быть всевозможными сторонами одного и того же бытия. Их взаимозависимость четко обнаруживается и видна всем.
Познание
Одним из вопросов философии, которые разрабатывал Декарт, был о методе познания. Рассматривая проблемы о человеческом познании, философ свою главную базу поиска знаний сооружает как раз на научном методе. Он предполагает, что последний уже достаточно долго используется в таких сферах, как математическая, физическая и прочие науки. Но в отличие от них, в философии такие способы не применяются. Следовательно, продолжая мысль ученого, вполне допустимо указать, что при использовании методов других естественнонаучных дисциплин в философии удастся увидеть нечто неведомое и полезное. В качестве научного способа Декарт брал на вооружение дедукцию.
В то же время сомнение, с которого начинал ученый свои размышления, есть не твердая позиция агностика, а лишь предварительный методический способ познания. Можно не верить в то, что есть внешний мир, и даже в то, что есть в наличии человеческое тело. Но ведь само сомнение в этих терминах, несомненно, существует. Сомнение же можно воспринять как один из методов мышления: я не верю, т. е. мыслю, а так как я мыслю, значит, я еще существую.
В этом отношении важнейшая проблема заключалась в том, чтобы увидеть очевидные истины, находящиеся в основе всего человеческого знания. Здесь Декарт предлагает решать задачу, взяв за основу методическое сомнение. Лишь с его помощью можно найти истины, усомниться в которых нельзя априори. Надо указать, что проверке на несомненность даются очень жесткие требования, заранее превосходящие те, что совершенно удовлетворяют человека, хотя бы даже при изучении математических аксиом. Ведь и в правильности последних можно легко усомниться. В данном же случае надо определить такие истины, в которых усомниться никак нельзя.
Аксиомы
Философская концепция Декарта в своей основе базируется на течении о врожденных принципах учения о бытии. Дуализм Декарта, его понимание сущности - в том, что, с одной стороны, часть имеющихся знаний люди получают в ходе какого-то обучения, но с другой - есть и такие, которые бесспорны без познания, для их понимания не надо проводить ни обучения людей, ни даже искать факты и доказательства. Такие врожденные факты (или тезисы) получали у Декарта названия аксиом. В свою очередь, такие аксиомы подразделяются на понятия или суждения. Ученый приводил примеры подобных терминов:
- Понятия: всемогущий Бог, человеческая душа, обычное число.
- Суждения: существовать и не существовать одновременно невозможно, целое в объекте будет всегда больше его части, из ничего может удаться только лишь обычное ничего.
В этом проявляется концепция Декарта. Дуализм виден и в понятиях, и в суждениях.
Сущность философского метода
Свое учение о методе Декарт определяет в четырех четких тезисах:
- Нельзя верить ничему без проверки, особенно если в чем-то не совсем уверен. Необходимо сторониться любой торопливости и предубеждений, брать в содержание своей теории лишь то, что видится уму так понятно и отчетливо, чтобы ни в коем случае не спровоцировать какую-нибудь причину к сомнению.
- Дробить любую проблему, взятую для исследования, на такое количество частей, которое необходимо для самого лучшего ее разрешения.
- Ставить свои идеи в конкретной последовательности, начиная с наиболее нетрудных и легко познаваемых тезисов, и понемногу усложнять текст словно по определенным ступеням, до представления наиболее трудных мыслей, предполагая наличие четкой структуры даже среди тех предложений, которые в естественном виде не связываются друг с другом.
- Постоянно создавать списки описаний такие тщательные и обзоры такие четкие, чтобы быть убежденным, что ничего не оставлено в стороне.
Заключение
В чем заключается дуализм Декарта? У этого ученого часто трактуемое «мышление» пока только достаточно туманно объединяет в себе такие понятия, которые в будущем будут четко очерчены как сознание. Но рамки зарождающейся концепции сознания уже вырисовываются на философском научном горизонте. Понимание своих будущих действий - главная в свете декартовой концепции отличительная черта мышления, разумных актов человека.
Тезиса о том, что человек имеет тело, Декарт и не собирается отрицать. Как специалист-физиолог он всегда изучал человека. Но как философ своего времени он твердо утверждает, что значение людей состоит отнюдь не в том, что они владеют материальным, «вещественным» телом и могут, как автомат, производить чисто физические действия и отдельные движения. И пусть природное течение жизни человеческого тела - причина, без которой не способно идти любое мышление, наша жизнь приобретает определенное значение только тогда, когда начинается мышление, то есть «движение» разумной мысли. А дальше идет и очередной, четко предопределенный шаг исследования Декарта - переход от тезиса «Я мыслю» к определению сущности Я, то есть сущности всего человека разумного.
Стоит отметить, что этот французский философ был представителем прагматического, а не отвлеченного, «теоретического» познания. Он полагал, что сущность человека надо улучшать.
Главным образом, философ Декарт в истории науки известен тем, что обосновал важность разума в ходе познания, сформировал теорию о рожденных мыслях, выдвинул учение о субстанциях, принципах и атрибутах. Также он стал автором концепции дуализма. Скорее всего, публикуя эту теорию, ученый пытался сблизить яростно отстаивающих свои взгляды идеалистов и материалистов.
Оценки и память
В честь ученого назвали его родной город, кратер на Луне и даже астероид. Также имя Декарта носит ряд следующих терминов: декартов овал, декартов лист, декартово дерево, декартово произведение, декартова система координат и так далее. Физиолог Павлов поставил памятник-бюст Декарта возле своей лаборатории.